Главные вкладки

    Методическая разработка к занятию НОД по формированию фонематического восприятия у дошкольников ОНР с Использованием современных технологий. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

    Валуева Татьяна Владимировна

    Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ для детей с ТНР ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_l.docx27.47 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 Конспект подгруппового занятия

    Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».

    Цель:

    Знакомство со звуком «Л». Знакомство с буквой Л.  Закрепление и расширение  знаний детей о птицах.

    Задачи:

    Коррекционные:

    • развивать функции фонематического анализа и синтеза (определение позиции звука «Л» в словах; подбор слов на звук «Л»);
    • закреплять умение определять характеристики согласных звуков;
    • закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки (Л-Ль);
    • закреплять навыки составления звуковой схемы слов;
    • совершенствовать графические навыки;

    Образовательные:

    • расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Весна. Перелетные птицы»;
    • развитие связной речи;

    Развивающие:

    • развивать речевое дыхание;
    • развивать высоту голоса;
    • развивать чувство ритма;
    • развитие общей и мелкой моторики;
    • развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

    Воспитательные:

    • воспитывать взаимопомощь, умение слушать друг друга;
    • воспитывать  умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
    • воспитывать аккуратность;

          Интеграция образовательных областей:

    • социально-коммуникативная
    • познание

           Образовательные технологии:

    • мнемотехника
    • пиктограммы
    • ИКТ, мультимедийные
    • элементы логоритмики

    Подготовка к занятию.

    Предварительная работа:

     Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа. Знакомство с перелетными и зимующими птицами.

    Материал:

    • Демонстрационный:
    • Мультимедийный проектор и экран.
    • Подготовленная мультимедийная презентация «Звук «Л». Буква Л».
    • Обучающий мультфильм «Уроки тетушки Совы. Буква Л».
    • Картинки на звук «Л».
    • Карточки с изображением домиков для определения количества слогов.
    • Раздаточный:
    • Картинки – пиктограммы  характеристики звука «Л»,
    • Карточки для определения места звука в слове.
    • Карточки с цифрами для выкладывания звуковых схем слов.
    • Кружки синего, красного, зеленого цвета.
    • Картинки с изображением птиц.  
    • Картинки слов на звук «Л»;

    Индивидуальная работа:

    Маша  – правильное произношение звука «Л» в словах.

    Настя  – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.

    Миша – правильное произношение звука «Л» в словах.

    1. Ход занятия.

    Деятельность специалиста.

    Виды заданий.  

    Деятельность детей.

    Возможные ответы детей

    Кадр презентации

    Организационный момент

    Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями

    Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?

    Какие весенние месяцы вы знаете?

    Назовите их по порядку.  

    А какой сейчас месяц?

    Март – это первый месяц весны.

    Весна вступила в свои права еще не в полную силу. На улице холодно. Иногда бывает мороз и снег. А кто из вас знает, как можно назвать такую весну?

    Правильно. Ранняя  весна.

    Совсем скоро к нам начнут прилетать из теплых краев птицы. Кто из вас вспомнит, как мы их называем?

    Правильно.

    Давайте поиграем в игру «Один – много».

    Я буду называть вам слова, обозначающие один предмет, а вы мне МНОГО таких же предметов.

    Молодцы. Справились с заданием хорошо.

    Здороваются

    Весна

    Май, март, апрель

    Март, апрель, май

    Март

    Ранняя

    Перелетные

    Голубь – много голубей

    Ласточка – много ласточек

    Орел – много орлов

    Галка – много галок

    № 2

    Основная часть

    1.

    Вот и первое наше задание:

    Ребята, отгадайте, с каким звуком мы с вами будем знакомиться сегодня? Послушайте: этот звук похож на гудок парохода. Правильно. Звук «Л ».

    Давайте произнесем его вместе со мной.

    Что вы можете сказать про этот звук?

    Давайте выберем из картинок – пиктограмм,  подходящие для этого звука.

    Теперь по нашим картинкам еще раз расскажем о звуке.

    Каким кружком мы будем обозначать мягкий звук?

    Каким кружком будем обозначать твердый звук?

    Давайте поиграем в игру «Найди звук».

    Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «Л»

    Молодцы. Вы справились с первым заданием.

    «Л»

    «Л»

    Не поется, есть преграда воздуху.

    Выбирают. Раскладывают картинки.

    .

    Звук «Л» произносим с прикрытым ртом. Звук не поется. Есть преграда воздуху (зубы, язык). Звук звонкий (произносим с голосом). Звук согласный. Может быть твердым и мягким.

    Зеленым

    Синим

    Хлопают в ладоши.

    № 3

    2.

    Второе задание.

    Вы должны найти звук «Л» или «Ль» в словах.

    Как вы думаете, что понадобиться для этого?

    Правильно. Карточки и два кружка (синий и зеленый)

    Посмотрите на картинки. Назовем их.

    ЛАМПА

    СИЛА

    ЛИСА

    БАЛ

    ЛАК

    Звук «Л» твердый, синий кружок в начале слова

    Звук «С» в середине слова, твердый, положим синий кружок

    Звук «Л» мягкий в начале слова. Положим зеленый кружок.      

    Звук «Л» в конце слова, твердый, положим синий кружок

    Звук «Л» твердый, синий кружок в начале слова

     

    № 4

    3

     Смотрите, какое непростое у нас третье задание  «Веселый салат».

    Посмотрите, на картинки. Их много. Мы с вами должны определить: почему они собраны вместе, какие картинки лишние?

    САЛАТ, КОЛБАСА, САМОЛЕТ, ВЕСНА, ЛАСТЫ, БАЛКОН, ШКОЛА, ПОЛ, ЛИСА, ЛИМОН, ЛУК, ЛУЖА, ДЯТЕЛ

    Какая картинка лишняя? Почему?

    Запомнили картинки. Закрыли глазки. Назовите картинки.

    Картинки собраны вместе, так как в них есть звук «Л». Лишние картинки:… , в них нет звука «Л».  

    Лишняя картинка Зима, так как во всех остальных картинках слышится звук «Л», а в картинке Весна звука «Л» нет.

    Называют картинки.

    № 5

    4.

     Весной еще холодно. Ручки наши замерзли. Давайте погреем их.  

    Давайте немного согреемся.

    Пальчиковый массаж (от мизинца до большого пальца одной руки и другой), проговаривание стиха в сочетании с изменением силы и громкости голоса.

     Да

    Вот со звуком «Л» слова:

    Лоб, затылок, голова,

    Кулаки, ладони, локти.

    Звука «Л» нет в слове «Ногти».

    Глазки, тело и лопатки.

    Звука «Л» нет слове «пятки».

    № 6

    5.

    Знакомство с буквой Л.

    Показ картинки с изображением буквы.

    На что похожа буква?  

    Из сколько элементом пишем букву?

    Просмотр обучающего мультфильма «Уроки тетушки Совы. Буква Л»

    Выполнение обводки трафарета буквы Л, раскрасить его.

    Написание буквы Л на доске и в тетради.

     

    Похожа на галочку перевернутую, на шалаш, на два пальца, поставленных на стол

    Буква состоит из 2-х элементов

    Выполнение заданий.

    № 7

    № 8

    6.

     Игра «Сосчитай, сколько частей в слове?»

    Посмотрите, у меня много картинок с изображением птиц. Давайте назовем их:

     Голубь, ласточка, глухарь, дятел, галка, перепел, соловей, иволга, сокол, лунь, воробей, журавль., щегол.

    Давайте, выберем из этих картинок только те, в названии которых есть звук «Л».

    Правильно. В слове воробей звука «Л» нет.

    Теперь выберем из оставшихся картинок, только те, на которых изображены перелетные птицы.

    Молодцы.

    Расставим все картинки в нужные домики. Домики с окошками от 1 до 4.

    Вы справились с заданием правильно.

    Нет звука «Л» в слове воробей.

    Галка, ласточка, соловей, иволга, журавль, перепел, лунь, сокол.

    Дети отхлопывают каждое слов и выставляют картинки в домики.

    Лунь – 1

    Галка – 2

    Иволга -3

    Перепел – 3

    Журавль – 2

    Сокол – 2

    № 9

    7.

    Давайте поиграем в игру «Подбери слова» .

    Правила игры:  Пока я стучу в бубен, вы ходите по группе. Звук бубна прекращается, я называю имя ребенка, который должен назвать слово со звуком «Л». Если не знаете слово или повторились, то садитесь на место.

    Подводим итог игры.

    Дети называют слова со звуком «Л»

    № 10

    Итог занятия

    Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались?

    А что вам больше всего понравилось?

    Какие игры для вас были самыми сложными?

    А какие были самыми простыми?

    Куда бы вы хотели отправиться еще?

    А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу.

    Раз, два, три садимся по местам.

    Сегодня очень хорошо отвечали: (Имена детей). Молодцы.

    Знакомились с буквой Л.

    Называют, что больше всего понравилось.

    Называют игры.

    Ответы детей.

    Спасибо

    № 11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий

    Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города....

    Конспект НОД в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Звук и буква Ш"

    Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами сомати...

    Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

    Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

    Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

    Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

    Открытое занятие. Звук [Щ]. Буква "Щ". Лексическая тема "Перелётные птицы"

    План занятия.I   Организационный момент. 1.     Игра на внимание «Перелётные птицы».II   Основная часть.1.    Упражнение на дыха...

    Методическая разработка организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию в разделе ООМ с использованием кейс – технологий на тему: «Мой любимый детский сад»

    Создание условий для расширения знаний детей о своем детском саде, уточнения представлений о труде сотрудников детского сада....

    Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Звуки К-КЬ."

    Занятие разработано для обучения подгруппы детей старшего возраста с ОНР. Решаются задачи по формированию фонематического восприятия, закрепляется понятие гласный-согласный звук. Дети знакомятся ...