Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая группа) на тему

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;

Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие мышления, развитие фонематического слуха детей, развивать умение находить место звука в слове, развитие фонематического восприятия, развить навык фонематического чтения, слогового синтеза.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, работать в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota_shch_otkr_-_kopiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

04. 05. 12.

Конспект  открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ»

Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;

Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие мышления, развитие фонематического слуха детей, развивать умение находить место звука в слове, развитие фонематического восприятия, развить навык фонематического чтения, слогового синтеза.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, работать в коллективе.

Методы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Виды заданий: игровые, учебно- познавательные.

Оборудование: предметные картинки, буквы, паровозик с вагонами, мячик.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Пальчиковая гимнастика

«Очки»: соединять указательный и большой пальцы.

«Бинокль»: прижать пальцы и приложить к большому.

«Цветок»: прижимать, разжимать пальцы.

Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Что мы изучаем на этих занятиях? Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком и буквой. А это вы узнаете, отгадав загадку:

Я умею громко лаять,

А еще хвостом вилять,

Я за кошками гоняюсь

И на них люблю рычать.

Домик мой из досточек,

А грызу я косточки. (Щенок)

А как называется детеныш у собаки?

Какой прервый звук в слове щенок?

Произнесем его и послушаем.

Звуковой анализ:

Какой это звук: гласный или согласный? Почему вы там считаете? (Преграда).

Определите: это звук звонкий или глухой? (не дрожит горлышко). Твердый или мягкий звук? Всегда мягкий!

Обозначаем, зеленым цветом.

Игра: Складываем наш звук с гласными звуки.

Ща, щу, що, ще, щи….

Нахождение места звука в слове: начало, середина, конец (паровозик с вагонами). Щука, щит, ящерица, овощи, щетка, щенок.

Словарная работа:

Щавель: Травянистое растение с съедобными кислыми листьями. Щи из щавеля.

Зрительная гимнастика.

Какое сейчас время года? Солнышко светит ярко:

Посмотрим вверх на солнышко, оно светит ярко- зажмуримся! затем поморгать глазами.

«нарисуем солнышко» чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.        

«Лучик»

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте.

  • Звуки мы слышим и произносим, а буквы? (видим и пишем)

Звук щ обозначает буква Щ.

Показ буквы.

Составим букву(5 человека)

На что похожа, из каких элементов состоит? (3 вертикальные линии- столбики, горизонтальная- перекладина, крючок).

Физминутка:

Мы ногами топ, топ

 Мы руками хлоп, хлоп

 Мы глазами миг, миг

 Мы плечами чик, чик

 Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

 Повернись вокруг себя

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

 Будто мой упругий мяч

 Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

 Вот и кончилась игра.

Работа за столами:

Рисование буквы в воздухе: указательным пальцем рисуем вместе со мной слева на право, сверху вниз: раз линия вертикальная, два вертикальная, три вертикальная линия, перекладина и крючок.

Выкладываем букву (по образцу), вырезаем и наклеиваем, раскрашиваем (зеленым цветом).

Правило ща пиши с буквой а, щу пиши с буквой у!

Обводим по линиям 3 большие буквы высотой 3 клеточки, 3 маленькие буквы высотой 2 клеточки.

Разгадывание ребуса по первым буквам (пушка, лошадь, аист, щенок).

Составьте предложение со словом плащ.

Игра «Самый внимательный»: 

Я буду читать стихотворение, а вы когда услышите в слове звук щ, хлопните в ладоши.

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.

Какие это щетки? Для одежды, для обуви, зубная.

Подведение итога занятия: 

С какой буквой познакомились?

Какой звук она обозначает? Кокай он? Какие слова со звуком щ запомнили?

Вы – молодцы! Наш урок окончен.

Использованная литература:

  • Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»).

  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...