Главные вкладки

    Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая группа) на тему

    Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.

    Задачи:

    Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;

    Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие мышления, развитие фонематического слуха детей, развивать умение находить место звука в слове, развитие фонематического восприятия, развить навык фонематического чтения, слогового синтеза.

    Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, работать в коллективе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gramota_shch_otkr_-_kopiya.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    04. 05. 12.

    Конспект  открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ»

    Лексическая тема: «Весна»

    Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.

    Задачи:

    Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;

    Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие мышления, развитие фонематического слуха детей, развивать умение находить место звука в слове, развитие фонематического восприятия, развить навык фонематического чтения, слогового синтеза.

    Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, работать в коллективе.

    Методы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

    Виды заданий: игровые, учебно- познавательные.

    Оборудование: предметные картинки, буквы, паровозик с вагонами, мячик.

    Ход занятия:

    Организационный момент

    Здравствуйте, ребята!

    Пальчиковая гимнастика

    «Очки»: соединять указательный и большой пальцы.

    «Бинокль»: прижать пальцы и приложить к большому.

    «Цветок»: прижимать, разжимать пальцы.

    Сообщение темы и целей урока

    Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Что мы изучаем на этих занятиях? Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком и буквой. А это вы узнаете, отгадав загадку:

    Я умею громко лаять,

    А еще хвостом вилять,

    Я за кошками гоняюсь

    И на них люблю рычать.

    Домик мой из досточек,

    А грызу я косточки. (Щенок)

    А как называется детеныш у собаки?

    Какой прервый звук в слове щенок?

    Произнесем его и послушаем.

    Звуковой анализ:

    Какой это звук: гласный или согласный? Почему вы там считаете? (Преграда).

    Определите: это звук звонкий или глухой? (не дрожит горлышко). Твердый или мягкий звук? Всегда мягкий!

    Обозначаем, зеленым цветом.

    Игра: Складываем наш звук с гласными звуки.

    Ща, щу, що, ще, щи….

    Нахождение места звука в слове: начало, середина, конец (паровозик с вагонами). Щука, щит, ящерица, овощи, щетка, щенок.

    Словарная работа:

    Щавель: Травянистое растение с съедобными кислыми листьями. Щи из щавеля.

    Зрительная гимнастика.

    Какое сейчас время года? Солнышко светит ярко:

    Посмотрим вверх на солнышко, оно светит ярко- зажмуримся! затем поморгать глазами.

    «нарисуем солнышко» чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.        

    «Лучик»

    Лучик вверх, лучик вниз,

    Лучик детям улыбнись,

    Вправо, влево посмотри,

    Вокруг солнца обойди.

    Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте.

    • Звуки мы слышим и произносим, а буквы? (видим и пишем)

    Звук щ обозначает буква Щ.

    Показ буквы.

    Составим букву(5 человека)

    На что похожа, из каких элементов состоит? (3 вертикальные линии- столбики, горизонтальная- перекладина, крючок).

    Физминутка:

    Мы ногами топ, топ

     Мы руками хлоп, хлоп

     Мы глазами миг, миг

     Мы плечами чик, чик

     Раз сюда, два сюда

    (повороты туловища вправо и влево)

     Повернись вокруг себя

    А потом пустились вскачь

    (бег по кругу)

     Будто мой упругий мяч

     Раз, два, раз, два

    (упражнение на восстановление дыхания)

     Вот и кончилась игра.

    Работа за столами:

    Рисование буквы в воздухе: указательным пальцем рисуем вместе со мной слева на право, сверху вниз: раз линия вертикальная, два вертикальная, три вертикальная линия, перекладина и крючок.

    Выкладываем букву (по образцу), вырезаем и наклеиваем, раскрашиваем (зеленым цветом).

    Правило ща пиши с буквой а, щу пиши с буквой у!

    Обводим по линиям 3 большие буквы высотой 3 клеточки, 3 маленькие буквы высотой 2 клеточки.

    Разгадывание ребуса по первым буквам (пушка, лошадь, аист, щенок).

    Составьте предложение со словом плащ.

    Игра «Самый внимательный»: 

    Я буду читать стихотворение, а вы когда услышите в слове звук щ, хлопните в ладоши.

    Этой щеткой чищу зубы,

    Этой щеткой башмаки,

    Этой щеткой чищу брюки,

    Все три щетки мне нужны.

    Какие это щетки? Для одежды, для обуви, зубная.

    Подведение итога занятия: 

    С какой буквой познакомились?

    Какой звук она обозначает? Кокай он? Какие слова со звуком щ запомнили?

    Вы – молодцы! Наш урок окончен.

    Использованная литература:

    • Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»).

    • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

    Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

    План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

    План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

    Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

    Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

    ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

    Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....