Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Федоренко Раиса Михайловна

    Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Показ открытого мероприятия в рамках социального партнерства в преемственности со школой. Подготовила и провела воспитатель: Федоренко Раиса Михайловна.

                                                                                                                                           Тема: «Помощь Карлсону. Звук и буква К».

    Цель: создать условия для закрепления детьми звука ( к,кь) и буквы  «К» и для обогащения словарного запаса.

    Задачи:

    - уточнить артикуляцию звуков (к) и (кь),закрепить целостный образ буквы «К»; активизировать словарь существительных и прилагательных (продукты питания); упражнять в умении образовывать множественное число существительных; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные; формировать лексико - грамматический строй речи, упражнять в умении составлять предложения по сюжетным картинкам  и схемам;

    - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительную память, мелкую моторику, внимание;

    - воспитывать желание оказывать помощь сказочным героям ,уточнить, навыки культурного поведения, целеустремленность.

    Методы и приемы:

    Наглядные:

    - методы: рассматривание предметных и сюжетных картинок;

    - приемы: показ способов действия;

    Словесные:

    - методы: создание проблемной ситуации, чтение художественной литературы;

    - приемы: вопросы, объяснение, оценка, самооценка;

    Игровой:

    - методы: введение персонажа:

    - приемы: загадывание и отгадывание загадки, использование игр с мячом:

    Практический метод: выполнение штрихования.

    Словарная работа: обогащение словарного запаса  по теме «продукты питания»

    Интеграция образовательных областей: познавательно - речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Оборудование:  серия предметных картинок по теме: «Продукты питания»;кружки синего и зеленого цвета; схема для образования множественного числа; сюжетные картинки из мультфильма о Карлсоне; схемы предложений; схемы и цветные фишки для звукового анализа слов; альбом для штриховки, карандаш; мяч.

                                     Ход  НОД.

    Дети играют в игрушки.

    1.Издается  звук, жужжание моторчика. Что же это может быть?(Высказывания детей).

    Загадывание загадки:

    Он веселый, заводной  и  пропеллер за спиной,

    Поднимает настроенье, любит сладкое варенье,

    Малыша всегда смешит,

    Кто же это? Подскажи !

    (Ответы детей) Появляется на эране веселый  Карлсон и машет им рукой.

    Скоро у нашего  друга Карлсона  день рождение.Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения.Только  Карлсон  совсем не знает какие бывают продукты питания. (дети называют разные продукты).

    Ребенок читает стихотворение

    «Какие бывают продукты» .                                                                         Молодцы! Вы много назвали продуктов, давайте отберем те продукты в названиях которых есть звук  (к,кь).

    2.Работа со словами.

    - Пошел как-то Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те :

          а)  В названии которых звуки  (к,кь) стоят в начале слова;

          б)  В названии которых звуки  (к,кь) стоят в середине слова;

          в)  В названии которых звуки  (к,кь) стоят в конце слова.

    (Дети выбирают картинку, называют продукт и вешают под схему)

    х____________               _____х_______            _____________х                

      кефир                              молоко                        пирог

      колбаса                           сосиски                       персик

      кекс                                 яблоко                         сухарик

      кукуруза                         булка

      капуста                           эскимо

      конфеты                          кукуруза

    -  Образование   множественного числа.

             Каких нужно нам продуктов

             Хорошо мы знаем,

             Но, а сколько мы их купим

             Дружно сосчитаем.

    (Дети  переходят в другую зону к схеме образования множественного числа).

    •  1 персик – 2 персика – 5 персиков
    •  1 конфета - 2 конфеты - 5 конфет
    •  1сосиска – 2сосиски  -  5 сосисок
    •  1яблоко  -   2яблока   - 5 яблок
    •  1 окорочок – 2 окорочка – 5 окорочков  

    3.Ребята,а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье)

    Игра «Какое варенье?» (В кругу с мячом).

    Из клюквы  -  клюквенное,

         клубники  -  клубничное,

         брусники  -  брусничное,

         ежевики   -  ежевичное,

         морошки  -  морошковое,

         калины    -  калиновое,

         персика   -  персиковое,

         абрикоса  -  абрикосовое,

         земляники – земляничное.

    4. Составление предложений.

    Что изображено на картинках?  (Экран) Составьте по ним предложения согласно схемам.

    Примерные предложения и иллюстрации:

    - Карлсон живет на крыше.

    - Карлсон веселит Малыша.

    - Карлсон держит банку варенья.

    - Карлсон любит пошалить.

    5. А какие напитки можно предложить Карлсону,чтобы он приготовил их к праздничному столу? Только одно условие: все они должны начинаться со звуков (к,кь).

    (Компот, кисель, какао, кока-кола, кефир, квас, кофе, крем-сода).

    Ребята, мы называли продукты питания, играли в разные игры, какой звук чаще всего встречался в словах?

    6.Электронная  физминутка  для глаз (дети стоят перед экраном в шахматном порядке).

    7.Характеристика звука. Повторение.

    Ребята, что вы знаете о звуках  (к,кь),какие они (Согласные)

    Почему они согласные? (Мы не можем их пропеть, Голос встречает во рту преграду)

    Что делают зубы, губы, язычок, когда мы произносим звуки (к и кь)?

    (губы – улыбаются, зубы – приоткрыты, кончик языка внизу)

    Вывод: при произношении звуков воздух встречает преграду, поэтому это согласные звуки. 

    8.Работа со цветными кружками.

    Игра «Определи звук».

    Называю слово, дети поднимают кружок, определяя звук. Зеленый –когда слышат мягкий согласный в слове, синий- когда твердый согласный.

    ( Кольцо, кукла, кекс, кирпич, калач, космос, кегли, кукла, кефир. колбаса)

    У каждого звука есть определенный знак, который его обозначает. Это буква. Скажите, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим ,а букву видим и пишем).

    9. Ребенок на столе находит букву и прикрепляет  на мольберт.

            * Из каких элементов она состоит? (Из палочек).

            * Сколько палочек? (3).

            * В какую сторону она смотрит? (В правую).

     (Прописываем в воздухе).

    На прямую  палочку

    Справа села галочка.

    Там поныне и сидит –

    Буквой  К  на нас глядит (Дети стоя изображают букву стоя, отведя руку и ногу в  правую сторону)

    10. Звуковой  анализ слов. (Дети садятся за столы, у каждого своя картинка, полоска с квадратиками, обозначающая количество звуков в слове и цветные фишки: красного цвета – гласный звук, синего – твердый согласный, зеленого – мягкий согласный).

    11. Подарок для Карлсона. Что он любит кроме варенья? (Торты)

    Вот и подарим ему много тортов, только их нужно заштриховать. Каждый заштрихует по – своему. Линии какими должны быть? (прямыми), расстояние между линиями одинаковое.

    12. Вам понравилось помогать Карлсону? Карлсон остался доволен и благодарит вас за помощь.

    Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали. Все старались.

     

                                                     

                                                САМОАНАЛИЗ.                                                                                                       Вашему вниманию представлен фрагмент непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.

    Данная деятельность мною была организована в подготовительной к школе группе.

    В рамках социального партнерства в преемственности со школой, при поступлении детей в школу, учителя рекомендуют уделять больше внимания развитию фонематического слуха детей и подготовке к обучению грамоте. Эта проблема стала целью моего занятия и не только занятия, а более углубленной работы в этом направлении.

    На этой непосредственно образовательной деятельности мною были поставлены следующие задачи:

    - активизировать словарь существительных и прилагательных;

    - формировать умение различать твердые и мягкие согласные;

    - формировать грамматический строй речи;

    - упражнять в умении  составлять предложения по картинкам и определять количество слов в предложении;

    - упражнять в местонахождении звука в слове.

    Использовала комплекс методов и приемов:

    Наглядные, словесные  игровые  и практический метод.

    В представленном видеоролике вы увидели использование словесного метода – создание проблемной ситуации игрового приема введение персонажа:

    - Игра «Определи звук» (работа с цветными кружками), различение твердых и мягких согласных. Даем возможность детям подумать и по сигналу поднять. Получается фронтальный опрос,  где видно какие дети в этом затрудняются. Таким образом ,в этом направлении  с этими детьми планирую индивидуальную работу.

     -  «Работа со словами». Использовала наглядный метод – рассматривание предметных картинок, где дети помогают Карлсону выбрать те продукты , в названиях которых звук ( к,кь )  находятся вначале, середине и конце слова ( с использованием схем).

    - Игра «Какое варенье?» - игровой прием с мячом. Активизация словаря.

    -  Составление предложений по картинкам (грамматический строй речи). Игровой прием с использованием мяча, для определения количества слов в предложении.

    - Практический метод – выполнение штриховки ( развитие мелкой моторики рук, глазомера).

    Использование данных методов и приемов на этой непосредственно образовательной деятельности считаю эффективными, было построено в игровой форме со сменой видов деятельности, дети были заинтересованы, все прошло в темпе.

    Спасибо за внимание!

           

         

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по фонетике и обучению элем. грамоты. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

    Задачи: знакомство с правильным произношением зв.-Ч-, совершенствование навыков звуко-слогового анализа, заучивание скороговорки, пересказ текста с выбором слов со зв. -Ч- из текста....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

    Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

    ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...