Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Сорокина Ольга Борисовна

    Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ].

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект35.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия по  подготовке к обучению грамоте

    «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.

    Цель: Дифференциация звуков [Щ] – [СЬ].

    Задачи:

    1. Коррекционно-образовательная.

    Дифференцировать звуки [Щ]- [СЬ].

    1. Коррекционно-развивающие.

    Развивать артикуляционную моторику.

    Развивать речевое дыхание.

    Уточнить артикуляцию звуков [Щ] – [СЬ].

    Закрепить правильное произношение.

    Развивать грамматический строй речи, словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.

    Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».

    Развивать связную речь.

    Развивать фонематические процессы.

    Развивать мелкую моторику.

    Развивать координацию речи с движением.

    1. Коррекционно-воспитательные.

    Воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,

    Воспитывать умение слушать товарищей,

    Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование: наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты,  предметные картинки (слова со звуками [Щ] – [СЬ]); презентация.

    План занятия.

    I Организационный момент.

    II Основная часть.

    1.​ Артикуляционная гимнастика.

    2.​ Упражнение на дыхание.

    3.​ Сообщение темы занятия. Определение звуков, Выделение первых звуков в слове – Синеглазка, Щип.

    4. Игра «Разложи подарки».

    5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии).

    6. Звуко-слоговой анализ слова плащи. Ударение. Выкладывание из букв.

    7. Анализ предложения схема.

    8. Упражнение на развитие общей моторики.

    9.  Чтение и пересказ текста «Щип». 

    10. Упражнение «Космический великан» на словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.

    III Подведение итогов занятия.

    Ход занятия.

    Этап

    Слова и действия логопеда

    Слова и действия детей

    1

    2

    Организационный момент.

    - Ребята, к нам пришли гости.

    Поприветствуем гостей

    С ними нам вдвойне теплей!

      (слайд №1)

     Сегодня  мы вместе с малышкой Синеглазкой отправимся к изобретателю Щипу на планету Щипуран.

    (слайд №2)

       Наш язычок – ракета. Ракета летит высоко вверх (пытаемся дотянуться языком до носа), затем ракета летит вниз (тянемся языком вниз) – 2 раза.

      Мы – космонавты.    Делаем глубокий вдох, руки поднимаем в стороны, на выдохе опускаем руки вниз, проговаривая звук [СЬ], руки вперёд – вдох, руки вверх, на выдохе произносим звук [Щ], вдох – руки в стороны, на выдохе – руки вниз  проговаривая звук [СЬ].

      (слайд №3)

    Вот мы на первой космической станции у Щипа, проходите за космические столы.

    - Ребята, какой любимый звук у Щипа, а у Синеглазки?

     - Чем похожи по характеристике звуки [Щ] – [СЬ], чем отличаются?

    (слайд №4)

    Задание На что похожа буква Щ, С? 

      (слайд №5)

    Игра «Поймай звук».

    Ребята, я произношу ряд звуков, а вы если услышите звук [Щ] – поднимаете руки вверх, на звук [СЬ] – опускаете руки вниз.

    Проверим Щ, СЬ

       Ща, ощ, ся, щу, си, ась, ща;

      Щели, сели, прищепка, гуси, щука, василёк.

    Игра «Наоборот». Девочки – подруги Синеглазки, мальчики – друзья Щипа.

    Задание для девочек:

    щи – щи – ща        си – си – ся  

    Задание для мальчиков:

    Ся – ся – си       ща – ща – щи

      Вторая космическая станция - Станция подарков.

    Поможем нашим друзьям.

    Игра «Разложи подарки». Для Синеглазки в сетку мы будем складывать «подарки» в названии которых слышится звук [СЬ], а для Щипа - в ящик «подарки» со  звуком [Щ]. Определяем место звука в слове.

    Задание выполняется парами. Один ребёнок кладёт картинку в ящик или сетку, другой определяет позицию звука в слове.

    (слайд №6)

    Шестая станция Космический великан.

    - На планете Щипуран живёт Космический великан. У него не голова, а головища.

      (слайд №7)

    Третья космическая станция – Солнечная.

    Пальчиковая гимнастика.

    Солнце с неба посылает  - держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы

    Лучик, лучик, лучик – поочерёдно разводим, соединяем пальцы рук.

    И им смело разгоняет - держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы

    Тучи, тучи, тучи - поочерёдно разводим, соединяем пальцы рук.

    Всем нам нежно согревает – ладонь – кулак

    Щёчки, щёчки, щёчки. – ритмично потирают щёки.

    А весной на носик ставит - ладонь – кулак

    Точки-точки-точки. -  ритмично постукивают пальцем по носу.

    - Ребята, кому подарили предмет одежды?

      (слайд №8)

    - Плащ один, а много это?

    - Проговорите, пожалуйста, слово плащи по звукам. Сколько звуков в слове плащи.

    Сколько согласных звуков в слове?

    Назовите их по порядку.

    Назовите твёрдые согласные звуки в слове.

    Назовите мягкий согласный звук в слове.

    Назовите глухие согласные звуки в слове.

    Назовите звонкий согласный звук в слове.

    Назовите гласные звуки в слове.

    Сколько слогов в слове плащи? Почему?

    Назови первый слог. Какой звук вне слияния? Назовите слияние в этом слоге.

    Второй слог.

    Пододвигаем пеналы и выкладываем звуко-слоговую схему слова. Проверяем.

    Выкладываем слово ПЛАЩИ  из букв. Читаем, какое слово у нас получилось.

    Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?

    - Ребята уберите схему слова в пенал.

    Плащи – это много, а один - ?

    Измените своё слово. Как вы это сделали?

    - Придумайте предложение со словом плащ.

    (анализ одного из  предложений у доски.)

     Убираем буквы в кассу.

      (слайд №9)

    Четвёртая космическая станция – Станция Отдыха.

    Координация речи с движением.

    Всё готово для полёта      - руки вверх – вперёд

    Ждёт ракета всех ребят     - соединяют пальцы над головой

    Мало времени для взлёта     - маршируют на месте

    Космонавты встали в ряд      - встают в ряд

    Наклонились вправо – влево -  наклоны в стороны

    Отдадим земной поклон   - прыжки на двух ногах

    Опустел наш космодром    - приседают на корточки, поднимаются.

     

    Пятая космическая станция – Почитайка.

    Чтение рассказа хором.

    Щипу подарили плащ.

    Щип надел плащ.

    У Щипа есть щенок.

    Щип живёт на планете Щипуран.

    - Сколько предложений в рассказе?

    Чтение текста выразительно, с паузами  -хором.

    Чтение по одному предложению.

    Чтение по одному предложению, пересказ по одному предложению.

    Чтение всего рассказа одним ребёнком.

    Пересказ рассказа (девочка, мальчик).

    Дети здороваются.

    Дети выполняют задание.

    -  У Щипа любимый звук [Щ], а у   Синеглазки - звук [СЬ].

    - Звуки произносятся по разному, отличаются преградой. Когда произносим звук [Щ] язычок поднимается вверх, звук [СЬ] - язычок становится горочкой. Звуки [Щ] - [СЬ]: согласные, глухие, мягкие;

    Звук [Щ] всегда мягкий, а у звука [СЬ] есть «братик» твёрдый звук [С]

    Звуки [Щ], [СЬ] живут в разных буквах.

    Буква Щ похожа на расчёску, буква С на полумесяц.

    Дети, стоя выполняют задание.

    Девочки присаживаются за столы.

    Мальчики присаживаются за столы.

    Дети выполняют инструкцию, выполняют задание.

    - Это бусинки. Я положу бусинки в сетку для Синеглазки, потому что в слове бусинки слышится звук [СЬ].

    - Звук [СЬ] слышится в середине слова.

    Не глаза –  глазищи.

    Не уши – ушища. Не нос – носище. Губы – губищи. Не волосы – волосища.  Ноги – ножищи. Сапоги – сапожища.  Ремень – ременище. Сила – силища. Голос – голосище. Живёт не в доме, а в домище.

    Показ ребёнка.  Дети повторяют слова и движения.

    - Щипу подарили плащ.

    - Плащи.

    [п л а щ и],  

    В слове плащи 5 звуков.

    В слове плащи 3 согласных звука [П], [Л], [Щ].

    [П], [Л].

     [Щ]

     [П], [Щ].

     [Л]

    [А], [И].

    В слове плащи 2 слога, потому что 2 гласных звука

    Первый слог ПЛА-. В этом слоге вне слияния твёрдый звук [П], твёрдое слияние ЛА.

    Второй слог- мягкое слог-слияние ЩИ.

    Дети выполняют задание.

    Дети выполняют инструкцию, выполняют задание.

    В слове ПЛАЩИ 5 звуков, 5 букв.

    - Плащ.

    - Убрали букву И.

    Дети выполняют инструкцию.

    Дети повторяют слова и движения за ребёнком.

    Дети выполняют инструкцию.

    - В рассказе 4 предложения.

    3

    - Пора Синеглазке возвращаться домой. 

    По волшебному пути

    Ракета на Землю нас верни!

    (слайд №10)

    - Ребята, интересное было путешествие?



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

    В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

    Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [c] Знакомство с буквой С»

    Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в речи, на продолжение обучения детей подготовительной группы правильно определять наличие/отсутствие этого звука в словах, соверше...

    Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

    Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте. Знакомство с буквой "Г", звук "Г"...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....

    Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

    Закреплять правильное произношение звука г в речи, продолжатьучить определять наличие или отсутствие этого звука в словах, развивать связную речь....

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

    Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

    Конспект открытого занятия на день открытых дверей по сюжетно-ролевой игре на тему: «Парикмахерская» подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.

    Закреплять с детьми представления о профессии «парикмахер», воспитывать культуру общения, расширять словарь детей новыми терминами и учить взаимодействовать с партнёрами по игре. Развивать...