Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сорокина Ольга Борисовна

Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по  подготовке к обучению грамоте

«Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.

Цель: Дифференциация звуков [Щ] – [СЬ].

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная.

Дифференцировать звуки [Щ]- [СЬ].

  1. Коррекционно-развивающие.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Уточнить артикуляцию звуков [Щ] – [СЬ].

Закрепить правильное произношение.

Развивать грамматический строй речи, словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.

Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».

Развивать связную речь.

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую моторику.

Развивать координацию речи с движением.

  1. Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции,

Воспитывать умение слушать товарищей,

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты,  предметные картинки (слова со звуками [Щ] – [СЬ]); презентация.

План занятия.

I Организационный момент.

II Основная часть.

1.​ Артикуляционная гимнастика.

2.​ Упражнение на дыхание.

3.​ Сообщение темы занятия. Определение звуков, Выделение первых звуков в слове – Синеглазка, Щип.

4. Игра «Разложи подарки».

5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии).

6. Звуко-слоговой анализ слова плащи. Ударение. Выкладывание из букв.

7. Анализ предложения схема.

8. Упражнение на развитие общей моторики.

9.  Чтение и пересказ текста «Щип». 

10. Упражнение «Космический великан» на словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.

III Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

1

2

Организационный момент.

- Ребята, к нам пришли гости.

Поприветствуем гостей

С ними нам вдвойне теплей!

  (слайд №1)

 Сегодня  мы вместе с малышкой Синеглазкой отправимся к изобретателю Щипу на планету Щипуран.

(слайд №2)

   Наш язычок – ракета. Ракета летит высоко вверх (пытаемся дотянуться языком до носа), затем ракета летит вниз (тянемся языком вниз) – 2 раза.

  Мы – космонавты.    Делаем глубокий вдох, руки поднимаем в стороны, на выдохе опускаем руки вниз, проговаривая звук [СЬ], руки вперёд – вдох, руки вверх, на выдохе произносим звук [Щ], вдох – руки в стороны, на выдохе – руки вниз  проговаривая звук [СЬ].

  (слайд №3)

Вот мы на первой космической станции у Щипа, проходите за космические столы.

- Ребята, какой любимый звук у Щипа, а у Синеглазки?

 - Чем похожи по характеристике звуки [Щ] – [СЬ], чем отличаются?

(слайд №4)

Задание На что похожа буква Щ, С? 

  (слайд №5)

Игра «Поймай звук».

Ребята, я произношу ряд звуков, а вы если услышите звук [Щ] – поднимаете руки вверх, на звук [СЬ] – опускаете руки вниз.

Проверим Щ, СЬ

   Ща, ощ, ся, щу, си, ась, ща;

  Щели, сели, прищепка, гуси, щука, василёк.

Игра «Наоборот». Девочки – подруги Синеглазки, мальчики – друзья Щипа.

Задание для девочек:

щи – щи – ща        си – си – ся  

Задание для мальчиков:

Ся – ся – си       ща – ща – щи

  Вторая космическая станция - Станция подарков.

Поможем нашим друзьям.

Игра «Разложи подарки». Для Синеглазки в сетку мы будем складывать «подарки» в названии которых слышится звук [СЬ], а для Щипа - в ящик «подарки» со  звуком [Щ]. Определяем место звука в слове.

Задание выполняется парами. Один ребёнок кладёт картинку в ящик или сетку, другой определяет позицию звука в слове.

(слайд №6)

Шестая станция Космический великан.

- На планете Щипуран живёт Космический великан. У него не голова, а головища.

  (слайд №7)

Третья космическая станция – Солнечная.

Пальчиковая гимнастика.

Солнце с неба посылает  - держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы

Лучик, лучик, лучик – поочерёдно разводим, соединяем пальцы рук.

И им смело разгоняет - держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы

Тучи, тучи, тучи - поочерёдно разводим, соединяем пальцы рук.

Всем нам нежно согревает – ладонь – кулак

Щёчки, щёчки, щёчки. – ритмично потирают щёки.

А весной на носик ставит - ладонь – кулак

Точки-точки-точки. -  ритмично постукивают пальцем по носу.

- Ребята, кому подарили предмет одежды?

  (слайд №8)

- Плащ один, а много это?

- Проговорите, пожалуйста, слово плащи по звукам. Сколько звуков в слове плащи.

Сколько согласных звуков в слове?

Назовите их по порядку.

Назовите твёрдые согласные звуки в слове.

Назовите мягкий согласный звук в слове.

Назовите глухие согласные звуки в слове.

Назовите звонкий согласный звук в слове.

Назовите гласные звуки в слове.

Сколько слогов в слове плащи? Почему?

Назови первый слог. Какой звук вне слияния? Назовите слияние в этом слоге.

Второй слог.

Пододвигаем пеналы и выкладываем звуко-слоговую схему слова. Проверяем.

Выкладываем слово ПЛАЩИ  из букв. Читаем, какое слово у нас получилось.

Сколько звуков в этом слове? Сколько букв?

- Ребята уберите схему слова в пенал.

Плащи – это много, а один - ?

Измените своё слово. Как вы это сделали?

- Придумайте предложение со словом плащ.

(анализ одного из  предложений у доски.)

 Убираем буквы в кассу.

  (слайд №9)

Четвёртая космическая станция – Станция Отдыха.

Координация речи с движением.

Всё готово для полёта      - руки вверх – вперёд

Ждёт ракета всех ребят     - соединяют пальцы над головой

Мало времени для взлёта     - маршируют на месте

Космонавты встали в ряд      - встают в ряд

Наклонились вправо – влево -  наклоны в стороны

Отдадим земной поклон   - прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром    - приседают на корточки, поднимаются.

 

Пятая космическая станция – Почитайка.

Чтение рассказа хором.

Щипу подарили плащ.

Щип надел плащ.

У Щипа есть щенок.

Щип живёт на планете Щипуран.

- Сколько предложений в рассказе?

Чтение текста выразительно, с паузами  -хором.

Чтение по одному предложению.

Чтение по одному предложению, пересказ по одному предложению.

Чтение всего рассказа одним ребёнком.

Пересказ рассказа (девочка, мальчик).

Дети здороваются.

Дети выполняют задание.

-  У Щипа любимый звук [Щ], а у   Синеглазки - звук [СЬ].

- Звуки произносятся по разному, отличаются преградой. Когда произносим звук [Щ] язычок поднимается вверх, звук [СЬ] - язычок становится горочкой. Звуки [Щ] - [СЬ]: согласные, глухие, мягкие;

Звук [Щ] всегда мягкий, а у звука [СЬ] есть «братик» твёрдый звук [С]

Звуки [Щ], [СЬ] живут в разных буквах.

Буква Щ похожа на расчёску, буква С на полумесяц.

Дети, стоя выполняют задание.

Девочки присаживаются за столы.

Мальчики присаживаются за столы.

Дети выполняют инструкцию, выполняют задание.

- Это бусинки. Я положу бусинки в сетку для Синеглазки, потому что в слове бусинки слышится звук [СЬ].

- Звук [СЬ] слышится в середине слова.

Не глаза –  глазищи.

Не уши – ушища. Не нос – носище. Губы – губищи. Не волосы – волосища.  Ноги – ножищи. Сапоги – сапожища.  Ремень – ременище. Сила – силища. Голос – голосище. Живёт не в доме, а в домище.

Показ ребёнка.  Дети повторяют слова и движения.

- Щипу подарили плащ.

- Плащи.

[п л а щ и],  

В слове плащи 5 звуков.

В слове плащи 3 согласных звука [П], [Л], [Щ].

[П], [Л].

 [Щ]

 [П], [Щ].

 [Л]

[А], [И].

В слове плащи 2 слога, потому что 2 гласных звука

Первый слог ПЛА-. В этом слоге вне слияния твёрдый звук [П], твёрдое слияние ЛА.

Второй слог- мягкое слог-слияние ЩИ.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют инструкцию, выполняют задание.

В слове ПЛАЩИ 5 звуков, 5 букв.

- Плащ.

- Убрали букву И.

Дети выполняют инструкцию.

Дети повторяют слова и движения за ребёнком.

Дети выполняют инструкцию.

- В рассказе 4 предложения.

3

- Пора Синеглазке возвращаться домой. 

По волшебному пути

Ракета на Землю нас верни!

(слайд №10)

- Ребята, интересное было путешествие?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

Конспект открытого занятия на день открытых дверей по сюжетно-ролевой игре на тему: «Парикмахерская» подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.

Закреплять с детьми представления о профессии «парикмахер», воспитывать культуру общения, расширять словарь детей новыми терминами и учить взаимодействовать с партнёрами по игре. Развивать...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Занятие по обучению грамоте «Звуки Р-Л. Дифференциация звуков в словах» в подготовительной группе компенсирующего вида

Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р-Л;- учить звуко-слоговому анализу слов типа ШАРИК;- формировать номинативный и адъекативный слов...