Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

Подготовила конспект Учитель -логопед Бондарчук Алена Николаевна

Г. Москва ГБОУ Школа № 2098

Цель:

  • Знакомство с образом буквы Р.

Образовательные задачи:

  • Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое и зрительное восприятия;
  • Развивать связную речи через ответы на вопросы;

Коррекционные задачи:

  • Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности,
  • Закреплять графическое изображение буквы Р, профилактика дисграфии;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
  • Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • Тетради;
  • Цветные коврики;
  • Листы с напечатанными буквами;
  • Картинный материал;
  • Колонка с музыкой для артикуляционной гимнастики
  • Проволока

  1. Организационный момент:

- Дорогие ребята мы сегодня с вами отправимся в зоопарк. И узнаем много новых животных, которые обитают в зоопарке.

  1. Артикуляционная гимнастика под музыку И. Пантелеевой «Бабушка Лошадь». Дети выполняют нейроупражнения (совместное выполнения упражнения органами артикуляции и рук) под музыку.
  2. Фонематическая характеристика звук Р, и знакомство с образом буквы Р:

-Мы с вами пришли к первой клетке с тигром! Давайте вместе порычим, как тигр.

- РРРРРРРРРРР

-Детки с каким мы сегодня звуком познакомимся?

- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили? (Потому что, во рту есть преграда и он не поется).

- Давайте вместе произнесем этот звук и подумаем, какая преграда есть во рту. (Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. )

- Какой звук Р (согласный, звонкий, твердый)

На доске вывешивается образ звука (тигр синий большой Р, а зеленый маленький Рь)

  1. Знакомство с буквой Р:

- Дети на что похожа буква Р (топор, флажок, сачок). Молодцы.

- делаем букву Р из проволоки. И строимся в живую букву. Дети выстраивают буква из своих тел.

  1. Пальчиковая гимнастика:

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

- Где обедал, воробей?                                  

- В зоопарке у зверей.                                      

Пообедал я сперва                              

За решеткою у льва.  (Указательным и большим пальцем обеих рук поднимаемся по карандашу вверх и опускаемся вниз)                              

У моржа попил водицы.                                        

 Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного. (Крутим карандаш между ладошками)

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя. (Крутим карандаш между пальцами правой руки)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Указательным и большим пальцем обеих рук поднимаемся по карандашу вверх и опускаемся вниз)   

  1. Работа в тетрадях:

Дети прописываю бук Р заглавную и строчную. Молодцы. А теперь посмотрите на листочки, в большой букве Р спрятались маленькие буквы, нужно зачеркнуть только буквы Р. (приложение 1)

  1. Звуко-буквенный анализ слов:

Крокодил, тигренок, кенгуру, носорог, рысь.

  1. Физ. Минутка:

- Дети, давайте поиграем с вами. Мы сейчас будем играть в животных. Но нужно быть очень внимательными, я вас буду путать: Показывать одно животное, а говорить другое, и нужно подражать животным которые я говорю.

- Крокодил – вытянутыми руками хлопаем, как будто закрывается пасть у крокодила;

- Кенгуру – прыгаем на двух ногах:

- Тигр – бегаем на месте и рычим.

Будьте очень внимательны.

  1. Профилактика дисграфии:

- Садимся на свои места. Ребята в клетки у кенгуру все верх дном. Он так прыгал, что все буквы поменялись местами. Вам нужно обвести синим карандашом букву « Р», которая написана правильно. (приложение 2)

10. Игра «назови слово со звуком Р и Рь»

- Ребята у вас лежат разноцветные коврики, нам понадобятся зеленый и синий цвет. Вы будете придумывать слова со звуком Р или Рь. Если в слове звук «Р» то стучим (не сильно) кулачком по синему квадрату, а если в слове звук «РЬ», то ставим два пальчика на зеленый квадрат. Слова придуманные детьми…

11. Итог занятия:

- Ребята, мы сегодня так хорошо прогулялись в зоопарке. Кого в зоопарке мы встретили? (кенгуру, тигра, крокодила) С какими звуками познакомились? ( звук Р, и РЬ) А расскажите про этот звук? (Согласный, звонкий, может быть мягким и твердым).

- Молодцы. Давайте на прощание порычим как тигры!

Список использованной литературы.

Агранович З.Е. “Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников”, С-Пб, Детство-Пресс, 2006;

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. “Ступеньки к школе” - обучение грамоте детей с нарушениями речи, М, Творческий центр, 1999;

“Логопедическая тетрадь на звуки [Р], [Р’]”;

                           

Приложение 2

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы

Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать  словарь по лексической теме "День защитников Отечества"....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»

Конспект  логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи .Тема: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....