Занятие по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе. Тема «Звук [р], буква Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Якунина Мария Владимировна
 

Закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи  в подготовительной к школе группе

 «Звук [р], буква Р»

Тема«Звук [Р] буква Р»

Цели: закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р

Коррекционно-обучающие задачи:

Выделение звука [Р] из слогов, слов.

Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука

Развивающие задачи:

Развитие фонематического восприятия

Развитие  навыков слогового и фонематического анализа и синтеза

Развитие  психических процессов: память, мышление, воображение.

Развитие  слухового восприятия и внимания

Развитие  мелкой моторики рук

Формирование графомоторных навыков

Воспитательные задачи:

Формирование усидчивости

Формирование самостоятельности, доброжелательности

Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: цветные карандаши, синяя ручка, тетрадь в крупную клетку, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Послушайте стишок и скажите, какой звук чаще всего вы слышали?

Барашек баранку

Грызет спозаранку.

(дети отвечают)

- Правильно! Сегодня мы ещё лучше научимся произносить звук [р], познакомимся с буквой Р.

2. Повторение знаний о звуке [р]

- Как надо правильно произносить звук [р]?

(рот широко открыт, губы улыбаются, кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит, речевой выдох сильный, долгий)

- Расскажите, что вы знаете про звук [р]?

(согл., зв., тверд.)

3. Закрепление произношения звука [р] в слогах, словах.

Развитие фонематического слуха

  • Игра«Без ошибки повтори»

- Произнесите за мной слоги точно также и в той же последовательности.

Ра-ро-ру

Ры-рэ-ра

Ро-ра-ры

Ар-ор-ур

Ыр-эр-ор

Ор-ар-ор

  • Игра«Загадки» (используются картинки)

- Отгадайте загадки, определите, где, находятся звук [р] в словах – отгадках» - в начале, в середине или в конце слова.

- Разноцветное коромысло

Над рекой повисло

(радуга)

- Где находится звук [р] в слове «радуга»?

(Звук [р] находится в начале слова)

- Не зверь, не птица,

Летит – звенит, сядет – молчит.

(комар)

- Где находится звук [р] в слове «комар» ?

(звук [р] находится в конце слова)

- На каком по счёту месте находится звук [р] в слове «комар»?

(по счёту находится на пятом месте)

  • Игра«Назови части дома»?

- Назовите части дома в названии которых слышится звук [р] (рама, труба, крыша)

- Назовите растения, в названии которого слышится звук [р]? (трава, ромашка, роза, кедр)

4. Физминутка

Ра-ра-ра (три хлопка),

Высокая гора (руки вверх).

Ры-ры-ры (три хлопка),

Летают комары (руки в стороны, махи руками).

Ир-ир-ир (три хлопка),

Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).

5. Обогащение словарного запаса

  • Игра«Измени слово»

-Замените первый звук в слове на звук [р]

рак-лак

хобот-робот

мычать-рычать

танец-ранец

козы-розы

мука-рука

лама-рама

мак-рак

забота-работа

-Видите, ребята изменение только первого звука ведёт к изменению всего слова. Поэтому надо быть очень внимательными к своей речи.

6. Обучение грамоте

 Звуко – слоговой анализ слова «рак»

1) произнесение, обозначение слова схематически.

2) определение количества слогов, повторение правила о слогообразующей роли гласных.

3) определение количества звуков в слове, обозначение их фишками.

4) «чтение» схемы

7. Пальчиковая гимнастика

5 маленьких горошин

Заперты в стручке,

Вот выросла одна

И тесно ей уже,

Но вот растёт вторая

И третья, а потом

Четвертая, пятая,

Сказал стручок «БОМ»

8. Знакомство с буквой Р

Ребята, сначала мы вспомним наше правило: звуки произносим, а буквы пишем и читаем. Послушайте, как называется эта буква (буква ЭР). Давайте посмотрим, на что похожа буква Р

(на доску прикрепляем картинки)

Буква Р –на мачте парус вдаль плывет, небес касаясь.

«Дрожу от страха до сих пор»,- воскликнуло полено,

Похожа буква на топор, разрубит непременно.

«Посмотри,- сказал я маме,-букву Р ты видишь в раме»

А теперь мы попробуем написать букву Р

(логопед на доске, дети в тетрадях)

Букву Р писать несложно!

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

9. Подведение итогов

- О каком звуке и о какой букве говорили?

-Что для вас было самым лёгких? А самым сложным?

(ответы детей)

- Мне понравилось, как вы работали на занятии. Вы здорово играли, отгадывали загадки, а самое главное  были внимательными! И сейчас мы будем как наш барашек грызть баранки (угощаем детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...

Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)

Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речиподготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)...

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...