Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Картавкина Татьяна Андреевна

Инструментарий мониторинга по усвоению программы

 для детей с тяжелыми нарушениями речи

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

 (возраст детей 6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentarii_monitorinka_podgotovitelnaya_tnr_itogovyy.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Инструментарий мониторинга по усвоению программы

 для детей с тяжелыми нарушениями речи

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

 (возраст детей 6-7 лет)

на 2020 – 2021 учебный год

 ( № 2 «Аистенок»)

                                                                                     Мухамбетова Н.В

                                                                            воспитатель

                                                                                 Логинова Т.А

                                                                           воспитатель

г. Советский

2020-2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дата обследования:

Мониторинг: на начало учебного года

Воспитатели: Мухамбетова Н.В; Логинова Т.А.

Форма работы с детьми: подгрупповая (4-5 детей).

Цель проведения мониторинга: выявление знаний по всем разделам данной программы на начало учебного года.

Методы: беседы, наблюдения,игры.

Диагностический материал по программе «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» составлен с учетом ФГОС по образовательным областям.

Усвоение программного материала определяется по пяти бальной системе:

     -    ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно 5 баллов (высокий);

  • ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно и с частичной помощью взрослого - 4 балла (выше среднего);
  • ребенок выполняет параметры оценки с частичной помощью взрослого - 3 балла (средний);
  • ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки 2 балла (низкий);
  • ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает-1балл (ниже низшего).
    Использование бальной системы оценки позволяет получить более точный
     результат в конце диагностического обследования.

Инструментарий по образовательным областям

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Формирование общепринятых норм поведения»

  1. Игра «Хорошие и плохие поступки»

Задание: (ребенок раскладывает картинки на группы: социально одобряемые поступки на синий планшет и плохие поступки на черный)

  1. Дидактическая игра « Выбери правильный ответ».

Задание: Предметные картинки: с правильным и неправильным поведение в общественных местах .

  1. Беседа «Правила поведения».

Задание:  Из-за чего может произойти пожар? Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар? Что нельзя делать, если ты один дома (правила поведения с бытовыми предметами). Кто тебе может помочь в трудных ситуациях

Раздел: «Формирование гендерных и гражданских чувств»

  1. Словесная игра «Расскажи о себе».

Задание: Назови свое имя, возраст. Где ты живешь? Какие у тебя любимые занятия, игры? Как ты помогаешь папе и маме? Кем ты хочешь быть?

  1. Беседа «Мальчики и девочки»

Задание: уметь рассказывать, чем отличаются мальчики от девочек.

  1. Беседа «Мой любимый город. Моя родная страна»

Задание: Назови свой домашний адрес? Назови город, в котором ты живешь? Как называется наша страна? Сможешь назвать главный город страны?

Раздел: «Развитие игровой и театрализованной деятельности»

  1. Подвижная игра «Перелетные птицы»

Задание: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.

 (самостоятельная организация знакомой игры; соблюдение правил игры; знание текста или сюжета игры; творческие способности (придумывание новых игр, комбинирование движений)

2.         Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Материал: На картоне распечатываются картинки весенних цветов. Каждая из них разрезана на много частей.

Задание: Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одного цветка.

3.        Сюжетная игра «Магазин»

Задание: В нашем городе открылся новый магазин. Здесь вы можете приобрести угощения, подарки для друзей и близких». Кстати ребята, давайте посетим новый магазин и купим, что ни будь вкусненькое для Лизы.

Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо взять деньги, раздает деньги.

(умение распределять роли (2-3), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и замыслом; подбирать атрибуты игры, использовать различные постройки; умение договариваться с другими детьми)

4.        Театрализация «Зверята»

Материал: шапочки животных»

Задание: Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Раздел: «Совместная трудовая деятельность»

  1. Сюжетная картина «Профессии»

Задание: Какие профессии людей ты знаешь? Найди и покажи продавца, врача, учителя и т.д.) Как ты думаешь, чем важна профессия врача, портного, шофера и т.д.? Ты знаешь, зачем взрослые работают?  Кем хочешь быть, когда вырастишь? Знаешь ли ты где и кем работают твои родители? Чем важна профессия твоих родителей?

  1. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Беседа: Чем поливают цветы? (Водой.); Из чего поливают цветы?; (Из лейки.); Где мы будем брать воду?; Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)

  1. Самостоятельно убирает игрушки. Поддерживает порядок в группе.
  2. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения

простейших поручений.

  1. Ручной труд «Букет из цветов»

Задание: создавать композицию из природного материала.

Раздел: «Формирование основ безопасности  в быту, социуме, природе. Формирование предпосылок»

  1. Беседа по сюжетным картинам.

Материал: различные сюжетные картинки: правила безопасного поведения дома и в детском саду.

Содержание: Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, какие правила безопасности они знают.

  1. Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми»

Материал: Сюжетные картинки.

  1. Дидактическое упражнение «Семейная фотография».                                                     

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Задание: Покажи на картинке детей (дай им имена).Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) Чем вы любите заниматься всей семьей?

  1. Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: мягкая игрушка, светофор.

Задание: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход

  1. Дидактическая игра «Специальные виды транспорта»

Материал: картинки с изображением спец. машин (скорая, пожарная, полицейская машины)

  1. Беседа по сюжетным картинкам.

Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.

Содержание: Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: «Сенсорное развитие»

  1. Дидактическая игра «Музыкальный инструмент»

Материал: барабан, палочки

Задание: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек».

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.). 

  1. Эксперимент «Определи на вкус»

Материал: вода соленая, сладкая, кислая. 

  1. Игра «Кто это?»

Материал: аудио диски с голосами живой и неживой природы.

Задание: Дети закрывают глаза, прислушиваются к звукам, воспитатель включает аудиозапись как: поют птицы, стрекочет кузнечик, кукует кукушка и издаются другие голоса в природе. Дети пытаются определить голоса птиц, насекомых.

  1.  Дидактическая игра «Радуга»

Задание: назвать цвета по порядку, какие ты знаешь оттенки.

.

Раздел «Развитие психических функций»

  1. Дидактическая игра «Музыкальный инструмент»

Материал: барабан, палочки

Задание: Воспитатель предлагает определить  громкий-тихий; высокий и низкий звук.

  1. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Материал: На картоне распечатываются картинки весенних цветов. Каждая из них разрезана на много частей.

Задание: Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одного цветка.

  1. Дидактическая игра «А знаешь ли ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.

  1. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Материал: те же картинки или предметы, что и в п.

Раздел «Формирование целостной картины мира Познавательно-исследовательская деятельность»

  1. Беседа «Мой любимый город. Моя родная страна»

Задание: Назови свой домашний адрес? Назови город, в котором ты живешь? Как называется наша страна? Сможешь назвать главный город страны?

  1. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий

  1. Дидактическая игра «Где мы находимся?»

Задание: Воспитатель предлагает ответить на вопросы: Какие помещения есть в групповой комнате? Какие помещения есть в детском саду? Где они находятся? Для чего нужны эти помещения, участки? Как можно узнать, что это раздевальная, спальня, музыкальный зал, спортивная площадка и т. д.? Как зовут тех, кто здесь работает?

  1. Дидактическое упражнение «Семейная фотография».                                                    

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Задание: Покажи на картинке детей (дай им имена).Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) Чем вы любите заниматься всей семьей?

  1. Дидактическая игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки.

Задания: Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: Что это? (Шар.) Какой он? (Красный, большой, воздушный.) Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.) Из какого материала?

  1. Сюжетная картина «Профессии»

Задание: Какие профессии людей ты знаешь? Найди и покажи продавца, врача, учителя и т.д.) Как ты думаешь, чем важна профессия врача, портного, шофера и т.д.? Ты знаешь, зачем взрослые работают?  Кем хочешь быть, когда вырастишь? Знаешь ли ты где и кем работают твои родители? Чем важна профессия твоих родителей?

  1. Игра «Назови времена года»

Материал: иллюстрации с изображением всех времен года.

  1. Беседа о растениях

Материал: иллюстрации с изображением луговых цветов, комнатных, первых весенних цветов.

Задние: раздели на группы.

  1. Рассматривание «Деревья и Кустарники на нашем участке»

Материал: Картинки с изображением деревьев (рябина, береза, их листьями), картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья)

Задание: Беседа: Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке); Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям); Какие бывают деревья? (Высокие, низкие); Назовите деревья на картине? Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья).

  1. Дидактическая игра «Собери урожай».

Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). 

Задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.

  1. Дидактическая игра «Охотник и пастух».

Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).

Задания: Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это. Кто такой охотник? Кто такой пастух?Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. 

  1. Дидактическая игра «Домашние птицы», «Домашние животные»

Материал: картинки петуха, курица,кошка, собака, корова, лошадь»

Задание: назвать детенышей кошка-котята; собака-щенята.

 

Раздел «Развитие математических представлений»

  1.   Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов,9 солдатиков, 10 бабочек).

  1.  Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

  1. Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну».

Материал: мелкий счетный материал

Задание: Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. Сколько всего солдатиков? Сколько матрешек? Кого больше (меньше)? На сколько ?Сделай так, чтобы их стало поровну. Как еще можно это сделать?

  1. . Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

Задание: Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». Вопросы:Что ты видишь на столе? Посмотри, все ли солдатики одинаковы?Чем они отличаются?

  1. Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

  1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие, цвет. 

Задания: Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее. 

  1. Игра «Встань там, где я скажу»

Задание: Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:Что ты видишь справа (слева) от себя?Что ты видишь впереди (сзади) от себя?Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справаот себя и т. п.

 8.   Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Дидактическое упражнение «Назови соседей»

Задание:    разложи картинки по порядку,начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки  Вопросы:Если вчера было воскресенье, какой деньнедели сегодня?А какой день недели следует за четвергом?

Образовательная область: « Художественное эстетическое развитие»

Раздел «Восприятие художественной литературы»

  1. Беседа: «Дворец сказок»

Задание: Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся? Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится? Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки? Какие ты еще знаешь сказки? 

  1. Стихи наизусть 2-3 шт.
  2. Рассматривание иллюстраций в книгах, сюжетных картинок. Беседа по содержанию.

Раздел «Конструктивно-модельная деятельность»

  1. Дидактические игры, упражнения

Материал: схема постройки, конструктор.

Вопросы: Какая деталь лежит в основании постройки? Какая деталь поставлена на основание? Что находится на верху постройки?

Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки. выполни постройку по этой схеме.

  1. Конструирование домов для сказочных героев.

Материалы: мелкий конструктор  

Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома)

  1. Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).

Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника

Задание: Ребенку предлагается: сложи квадратный лист от уголка к уголку; сложи квадратный лист пополам; сложи прямоугольный лист пополам вдоль;

 сложи прямоугольный лист пополам и поперек

  1. Аппликация «Листопад из природного материала»

Материал: картон, листья рябины, клей, салфетка, дощечка.

Задание: Давайте создадим композицию и сделаем листопад.

Раздел: «Лепка»

  1. Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.

Материал: пластилин (тесто, доска, игрушка лисы, стеки.

Задание: Что это? Вылепи такую же. При затруднении: педагог задает наводящие вопросы: Из каких частей состоит кошка? Сколько у нее лап,ушей, и т. д. Вылепи такую же кошку. При затруднении:педагог проводит подробный анализ: Какой формы туловище (голова,лапы и т. д.)Какой величины? Где расположены? Вылепи такую же кошку.

  1. Тема: «Декоративная лепка»

Материал: пластина размером 20х20 см,кусочки цветного пластилина (или теста):красного,желтого, синего, зеленого цветов; образец пластины.

Задание: Укрась пластину цветами и листьями. Посередине и в углах сделай цветы, по краям листья,чередуя их по цвету. При затруднении: Педагог предлагает образец. Сделай такой же узор. При затруднении: Педагог показывает приемы лепки. Сделай узор так, как это буду делать я.

Раздел «Аппликация»

1.        Режим полоски по прямой

2.    Аппликация «Чебурашка»

Материал: Заготовки из цветной бумаги, бумага для фона, ножницы (по количеству детей, клей, клеенка, образец воспитателя.

Задание: Рассматривание чебурашку из чего состоит (голова, уши, туловище, ноги, руки). Как же сделать из круглых заготовок ножки и ручки? Разрезать круг на пополам. Наклеить заготовки.

3.Вырезание силуэтов (круг, треугольник)

4. Вырезание волну.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Раздел: «Овладение нормами и правилами ЗОЖ»

  1. Наблюдения в играх и упражнениях подвижные, физминутки.

Задание: правильность выполнения задания.

  1. Следит за своим внешним видом; Самостоятельно умывается; Моет руки перед едой, по мере загрязнения, после посещения туалета
  2. Самостоятельно одевается и раздевается. Аккуратно складывает и вешает одежду
  3. Самостоятельно убирает игрушки. Поддерживает порядок в группе
  4. Беседа о здоровом образе жизни.
  5. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....