Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Голубкина Ольга Николаевна

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.

Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В наше время дети все больше времени проводят за компьютером, телевизором, всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. У детей с ТНР без специального обучения спонтанное речевое развитие происходит замедлено и выделенные особенности создают затруднения в овладении полноценной связной монологической речью.

Одним из видов работы над связной речью детей является знакомство с художественной литературой.

Художественная литература играет важную роль в воспитании детей с ТНР, помогает ребенку познать суть жизни, формировать его отношение к окружающей действительности, воспитывать духовно и нравственно. Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pushkin.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Голубкина Ольга Николаевна учитель-логопед,
Гавердовская Галина Вячеславовна,
Ларина Ирина Алексеевна, воспитатели
МБДОУ «Детский сад №48» «Рябинка» г.Рязань

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.

Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В наше время дети все больше времени проводят за компьютером, телевизором, всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. У детей с ТНР без специального обучения спонтанное речевое развитие происходит замедлено и выделенные особенности создают затруднения в овладении полноценной связной монологической речью.

Одним из видов работы над связной речью детей является знакомство с художественной литературой.

Художественная литература играет важную роль в воспитании детей с ТНР, помогает ребенку познать суть жизни, формировать его отношение к окружающей действительности, воспитывать духовно и нравственно. Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления детей с художественными произведениями более эффективным. Художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей с ТНР, развитию восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. Также художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания, в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.

Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.

Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление знаний о поэтическом творчестве А.С. Пушкина посредством игры-путешествия.

Задачи:

Обучающие:

- формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь, познакомить со старинными словами, которые использует автор в своих произведениях и с их значеньями,

- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в подборе рифмы к словам. 

- совершенствовать интонационную выразительность речи, передавать эмоции  героев, развивать диалогическую речь

- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

Развивающие:

- формировать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, активизировать литературную память, учить узнавать знакомые сказки по заданиям

  - развивать, речевое дыхание, логическое мышление, память, двигательную  моторику, координировать речь с движением;

- развивать коммуникативные умения в процессе взаимодействия с детьми и взрослыми;

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес и положительное отношение к поэтическому творчеству А.С. Пушкина.

- формировать сотрудничество, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;  

Предварительная работа:

Чтение произведений А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»; беседа о творчестве А.С. Пушкина (краткое знакомство с биографией); заучивание наизусть эпизодов для сценки из произведения «Сказка о царе Салтане», заучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила».

Словарная работа: 

рифма - это созвучие концов стихотворных строк;

толоконный лоб - поэт ярко использовал это старое выражение, намереваясь представить читателю попа не самым умным человеком. Стоит отметить, что выражение "толоконный лоб" не используется с целью оскорбления другого человека;

приданое - это имущество, деньги, даваемые невесте родителями или родственниками при вступлении ее в брак.

землянка - это жилище или укрытие, которое находится в земле.

Демонстрационный материал:

Портреты поэтов Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Сергей Есенин, А.С.Пушкин, волшебный сундучок, конверты с заданиями, предметные картинки по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне» - зеркало, яблоко, собачка, богатыри, «Сказка о рыбаке и рыбке» -рыбка, старик, дворец, «Сказка о царе Салтане» - лебедь, комар, белка.  

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И наверно не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуете!

А теперь подарите мне свои улыбки, а я вам подарю свою!

У нас сегодня хорошее настроение. (отвечают: «Да»)

Пусть это настроение продлится до вечера.

Мотивационный этап

Воспитатель 1: Сегодня я приглашаю вас в удивительный волшебный мир А.С. Пушкина.

Воспитатель 1: Ребята, а какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

Дети: Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а еще стихи «Уж небо осенью дышало..» ,  «Зимний вечер».

Воспитатель 1: А как написаны произведения Пушкина?

Дети: Стихами

Воспитатель 1: Да, это – стихи, слова, сложенные в рифму. А рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Например: «Свечка-печка», «кочка – бочка». Стихами можно рассказать обо всем на свете. Даже написать сказки. Ведь недаром говорят, что поэзия – это удивительный, огромный, волшебный мир.

Воспитатель 2 читает стихотворение:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь!

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок,

Мир – любой,

Подвластно все поэзии,

Попробуй!

И дверь в ее страну скорей открой!(Е. Некрасова)

Воспитатель 1: Дети, скажите, а кто пишет стихи?

Дети: Стихи пишут поэты.

Воспитатель 1: Да правильно – поэты.

Воспитатель 2: Ребята, давайте вспомним, каких поэтов вы знаете.

Дети: Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Сергей Есенин.

Воспитатель 1: Вы знаете, что у Пушкина есть придуманная страна Лукоморье и там живет Кот ученый?

Дети: Да, знаем.

Воспитатель 1: А вы хотите познакомиться с этим котом, ведь он лучше всех знает о произведениях А.С. Пушкина и поможет нам еще лучше познакомиться с его творчеством?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель 1: Тогда закрывайте глаза и произносите вместе со мной волшебные слова:

«Сказки Пушкина мы знаем

Любим очень их читать

Раз –два-три-четыре-пять

В сказку мы хотим попасть».

Ребята, посмотрите, мы с вами попали в страну Лукоморье.

Воспитатель 2:

«У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том….»

Выходит Кот (переодетый учитель-логопед).

Кот:Сколько ко мне девчонок и мальчишек в гости пожаловало. Я знаю, что вам читали произведения А.С. Пушкина. Я вам предлагаю поучаствовать в викторине и проверить себя, знаете ли вы творчество Пушкина? У меня есть волшебный сундучок, а в нем для вас лежат задания. Вы готовы их выполнить? Сейчас посмотрим, как вы с ними справитесь (Кот достает конверт).

Исполнительский этап

Задание 1.

Кот (учитель - логопед): «Продолжи фразу».

- Кабы я была царица – говорит одна девица

Дети:то на весь крещеный мир приготовила б я пир

Кот:Царь с царицею простился

Дети: В путь дорогу снарядился,

Кот: И царица у окна

Дети: Села ждать его одна.

Кот: Жил-был поп

Дети: толоконный лоб,

Кот: Пошел поп по базару

Дети: посмотреть кой-какого товару.

Кот:Ей в приданое дано

Дети: было зеркальце одно;

Кот:Свойство зеркальце имело:

Дети: Говорить оно умело.

Кот:Жил старик со своею старухой

Дети: У самого синего моря.

Кот:Они жили в ветхой землянке

Дети: Ровно тридцать лет и три года!

Кот:Ветер по морю гуляет

Дети:  И кораблик подгоняет.

Кот:Белка песенки поет

Дети: Да орешки все грызет.

Кот: А орешки не простые,

Дети: Все скорлупки золотые!

Кот: Какие вы молодцы, отлично справились с первым заданием!

Ребята, а чтоб вам были более понятны произведения Пушкина, давайте с вами разберем старинные слова, которые сейчас редко встречаются в нашей речи.

Толоконный лоб, как вы думаете? Это какой лоб был у попа (ответы детей). Ребята, а на самом деле лоб у него был обычный, это народное выражение  и А.С. Пушкин хотел нам сказать, что поп, был глупым человеком, но это не используется как оскорбление.

Приданое, как вы понимаете это слово? (ответы детей) Ребята, это имущество, деньги, даваемые невесте родителями или родственниками при вступлении ее в брак.

Землянка, как вы думаете что это? (ответы детей), да ребята, верно, землянка - это жилище или укрытие, которое находится в земле.

Кот берет следующий конверт  и читает задание.

Задание 2.

Кот: «Собери сказку»:

В конверте лежат предметы и картинки из разных произведений Пушкина, вы должны определить из какого произведения эти картинки. (кот раскладывает картинки в три ряда)

Дети работают с картинками (картинный материал по произведениям Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» по 4 предметной картинке из каждой сказки. Картинки лежат на столе в ряд, дети определяют, к какой сказке принадлежат картинки из ряда).

Первый ряд: Зеркало, яблоко, собачка, богатыри  

Ответ детей: «Сказка о мёртвой царевне».

Второй ряд:  Рыбка, старик, дворец  

Ответ детей: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Третий ряд: Лебедь, комар, белка  

Ответ детей: «Сказка о царе Салтане».

Кот: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и определили из каких произведений эти картинки.

Котберет следующий конверт.

Задание 3.

Кот: «Отгадай название сказки».

Я буду читать вам отрывки из произведений Пушкина, а вы должны сказать название.

Кот:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…..

Дети:«Сказка о царе Салтане»

Кот:

Ах, ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло….

Дети:«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Кот:

Идет направо – песнь заводит

Налево – сказку говорит…..

Дети: «Лукоморье», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Кот:

Жил был поп, толоконный лоб

Дети:«Сказка о попе и работнике его Балде»

Кот:

Год, другой проходит мирно

Петушок сидит всё смирно

Дети:«Сказка о золотом петушке»

Кот: Какие вы ребята молодцы ! У меня есть еще задания! Продолжаем!

Кот достает следующий конверт.

Задание 4

Кот: Сейчас мы с вами  «Поиграем в рифму»

Я буду называть слово, а вы должны подобрать к этому слову рифму.

А что такое рифма? Ребята кто знает.

Дети: Рифма –это когда два слова оканчиваются одинаково

Кот:Ложка

Дети: Кошка, плошка, мошка, картошка и т.д.

Кот:Совет

Дети: Ответ, привет и т.д.

Кот:Майка

Дети: Гайка, зайка, зазнайка и т.д.

Кот: Палка

Дети: Галка, скалка, скакалка и т.д.

Кот: Бегемот

Дети: Кот, кашалот и т.д.

Кот: Кружка

Дети: Подружка, клюшка и т.д.

Кот:Крыльцо

Дети: кольцо и т.д.

Кот: Березы

Дети:  Розы, мимозы, слёзы и.т.д.

Кот: Град

Дети: Виноград, шоколад, мармелад и т.д.

Воспитатель 2: Мы с вами так долго путешествовали, что немного устали. А сейчас давайте немного отдохнем, ребята я предлагаю вам сделать разминку. И ученого кота пригласим.

Физкультминутка

У Лукоморья дуб зелёный (Дети поднимают руки вверх)

Златая цепь на дубе том (Делают движения руками крест - накрест)

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом (Идут друг за другом по кругу)

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.(Движения руками вправо, влево)

Там чудеса:  там леший бродит,(Закрывают глаза руками, шевеля пальцами, поднимают руки вверх)

Русалка на ветвях сидит (Движение «волна» сверху вниз)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей (Идут по кругу на внешней стороне стопы)

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей (Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.)

Кот: Ребята, какая у вас интересная разминка. Вижу, вы запомнили отрывок из произведения Пушкина «Руслан и Людмила», а я вам предлагаю выполнить дыхательные упражнения, они полезны для развития речи, повторяйте за мной:

Дыхательные упражнения (стоя)

Вдох – с улыбкой день встречаем (вдох носом),

Выдох – все мы замечаем (выдох носом).

Вдох – мы руки развели

И плывем как корабли (вдох носом).

Выдох – вместе с капитаном

Странствуем по разным странам (выдох ртом).

Вдох – спешим за облаками,

Машем крыльями – руками (вдох ртом).

Выдох – вот уже летим,

Руки в крылья обратим (выдох носом).

Успокоились немножко –

Вдох – закончилась дорожка (вдох ртом),

Выдох встанем у порожка (выдох ртом)

И опять начнем играть,

День с улыбкою встречать.

Кот: Мы замечательно отдохнули, предлагаю вам продолжить! Ребята, давайте мы сейчас попробуем инсценировать отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (выходят дети, которые учили эпизоды из произведения, а остальные дети садятся на стульчики):

Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану.

Незамеченным добрался:

А в кого он превращался?

Дети: комар, муха, шмель

 Под русскую народную песню появляются три девочки в русских народных костюмах и садятся в полукруг.

Воспитатель 1 :

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девочка

Кабы я была царица, —

Воспитатель 1 :

Говорит одна девица, —

1-я девочка

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я девочка

Кабы я была царица, —

Воспитатель 1 :

Говорит ее сестрица, —

2-я девочка

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я девочка

Кабы я была царица, —

Воспитатель 1 :

Третья молвила сестрица, —

3-я девочка

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Появляется мальчик в костюме царя.

Воспитатель 1:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Мальчик:

Здравствуй, красная девица, —

Воспитатель 1 :

      Говорит он,

      Мальчик:

     - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Кот:Вы, ребята, молодцы! Со всеми заданиями справились!Вы и правда, очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Я очень рад с вами познакомиться, и поиграть, но нам пора прощаться. До свидания!

Воспитатель 2: Спасибо тебе Кот за такую отличную викторину, мы с ребятами еще лучше познакомились с произведениями Пушкина. Узнали значения старинных слов. Нам очень понравилось в волшебной стране Лукоморье. Ребята, а вам понравилось в гостях у Кота? (ответы детей)

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, скажем Коту до свидания!

Дети: До свидания!

Давайте снова закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Закрывайте крепко глазки,

Возвращаемся из сказки,

Раз, два, три, четыре, пять,

мы вернулись в детский сад

Рефлексивный этап

Воспитатель 2: Вот мы и вернулись в свой детский сад, в свою группу. Сегодня мы поговорили о поэтическом творчестве А.С. Пушкина, великого русского поэта. Вам понравилось наше путешествие? Вам было интересно? Ребята скажите, какие-то задания показались вам трудными? Какие? Какие задания вам понравились?  (ответы детей)

Воспитатель 1 читает стихотворение:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки и стихи!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда –

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Поэзии чудесные страницы.

Перспективный этап

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями ученого кота. Вы решали сложные и интересные задания. Я предлагаю вам дома нарисовать ребус (загадку-картинку) по сказкам Пушкина, а мы потом все вместе отгадаем, какую вы сказку зашифровали.

Литература

  1. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2015г.
  2. Пушкин А.С. Стихи и сказки, Москва 2019г.
  3. Загадки кота Ученого вечер досуга по сказкам А.С. Пушкина. Для детей 6-8 лет. Санкт-Петербург, 2013 г.
  4. https://infourok.ru/ispolzovanie-detskoy-hudozhestvennoy-literaturi-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey-s-tnr-3545625.html  (дата обращения 14.09.2021)
  5. https://smollogoped.ru/sovmestnaya-rabota-logopeda-i-vospitatelya-po-preodoleniyu-rechevyh-narushenij-u-detej/#:~:text=Педагогически%20оправданное%20взаимодействие%20воспитателя%20и,переживания%2C%20связанные%20с%20речевой%20неполноценностью (дата обращения 14.09.2021)  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.            Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, п...

Организованно-образовательная деятельность по физическому развитию (физическая культура) в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну «Весёлых мячей»

Цель: формировать здоровый образ жизни у дошкольников, сохранять и укреплять здоровье детей, улучшать физическое развитие. Задачи:1 Обучающие:Учить ходить по гимнастической скамейке, переша...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...