Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цилинская Ольга Борисовна

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную выразительность речи;

- учить внимательно слушать загадки и отгадывать их;

- совершенствовать лексико – грамматический строй речи

- развивать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение;

- развивать у детей дыхание и голос;

- развивать мимическую мускулатуру лица;

- совершенствовать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес, любовь к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_skazok.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 58 г. Апатиты

Конспект

коррекционной образовательной деятельности

 для детей с тяжелыми нарушениями речи

подготовительной к школе группе

«Путешествие в страну сказок»

Учитель – логопед:

Цилинская Ольга Борисовна

 Апатиты

2017г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную выразительность речи;

- учить внимательно слушать загадки и отгадывать их;

- совершенствовать лексико – грамматический строй речи

- развивать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение;

- развивать у детей дыхание и голос;

- развивать мимическую мускулатуру лица;

- совершенствовать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес, любовь к устному народному творчеству.

Оборудование:

Кукла Машенька, картинки с изображением теремка, лисички, мышки, волка, зайца, медведя, схема описательного рассказа.

Предварительная работа:

1. Создание мини-библиотеки «Путешествие по русским народным сказкам», чтение русских народных сказок.

2. Беседы «Сказки - добрые друзья»«Мои любимые сказки».

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.

6. Раскрашивание иллюстраций по русским народным сказкам.

7. Коллективная аппликация по мотивам сказки «Теремок».

8. Аппликация из пластилиновых шариков по мотивам сказки «Репка».

9. Аппликация в технике оригами по мотивам сказки «Царевна- лягушка»

10. Аппликация по мотивам сказки «Маша и медведь».

11. Просмотр мультфильмов по сказкам «Маша и медведь»«Лиса и журавль»«Каша из топора».

12. Разгадывание загадок о сказках, героях сказок.

13. Организация конкурса детского рисунка «Моя любимая сказка».

14. Дидактические игры «Герои русских сказок»«Разложи по порядку и вспомни сказку», «Расскажи сказку по картинке»«Из какой я сказки?».

15. Консультация для родителей «Читаем детям сказки»

16. Информация для родителей в папке-передвижке «Для чего нужны сказки?»«9 причин рассказывать детям сказки».

 

Методы и приемы:

- наглядные,

- словесные,

- практические,

- игровые.

Педагогические технологии:

- Личностно ориентированные,

- Здоровье сберегающие,

- Игровые,

- Технология коллективного способа организации детей

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа: 

Помочь затрудняющимся детям в выполнении пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений.

 Этапы ООД:

1. вводная часть,

2. основная часть,

3. заключительная часть.

Ход совместной деятельности педагога с детьми:

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы слушать сказки? Какие сказки вам нравятся? А откуда появились сказки? Правильно их придумали люди. Наш народ славится своими талантами. С давних пор на Руси народные умельцы делали игрушки, которые назывались по имени селений, где их создают. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и многое другое (демонстрация игрушек). Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. А ещё русский народ славится своими сказками.

 Я загадаю вам загадки, а вы будете называть сказку или сказочного героя. Слушайте внимательно.

1. Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишка,

Стали жить, да поживать.

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята)

Сколько было козлят в сказке?

3. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка»)

Логопед:  Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка Машенька. Она потерялась и не знает, из какой она сказки. Маше очень грустно, она хочет вернуться домой в сказку. Поможем ей?

Дети: Да!

Логопед: Давайте сначала изобразим с вами эмоции, которые мы испытываем в разных жизненных ситуациях.

 Развитие мимических мышц.

(Выполнение действий по тексту)

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

Логопед: Предлагаю,  отправимся  в страну сказок. А как вы думаете, какая это страна? Назовите как можно больше слов признаков (Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая)  Молодцы!  Теперь становимся друг за другом, изображая поезд и  отправляемся в путешествие. (Дети под музыку обходят  круг)

Логопед: Вот мы, ребята, попали с вами на полянку. Закройте глаза и представьте, как пахнет луговыми цветами, лесной свежестью.

Работа по развитию дыхания и голоса;

-  Исходное положение стоя. «Ранним осенним утром такой свежий воздух!» — говорит логопед. Дети выполняют вдох ртом и выдох носом (3—4 раза).        

-  вдох носом, выдох носом (5раз);

- голосовые упражнения — произносить на одном выдохе звуки АУ, ИА, ЭУ.

 (Затем логопед подводит детей к мольберту или магнитной доске, с изображением домика).

Логопед: Герои русских народных сказок о животных приготовили для вас задания. Постараемся их выполнить?  Тогда начинаем.

Первое задание приготовила нам мышка. Она предлагает нам вспомнить русскую народную сказку «Теремок» и расселить героев сказки в трёхэтажном теремке. Нужно определить количество слогов в названии сказочного персонажа и заселить его на соответствующем этаже. (Логопед раздает детям картинки с изображением героев сказки теремок) Молодцы, с заданием все справились!

Логопед: Продолжаем наше путешествие. Следующее задание для вас придумал заяц. Вспомните, в каких сказках встречается нам этот персонаж? Зайка просит нас угадать название животного, который чаще других встречается в русских народных сказках?

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет.  (лиса)

Дети: Это лиса!

Логопед: Сказки о лисе - самые популярные из числа сказок о животных. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе, при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, льстивая обманщица, иногда и сама попадающая впросак.

Какие сказки вы помните с лисой?

Дети: «Лиса и заяц»,  «Кот, лиса и петух», «Колобок». «Лисичка со скалочкой»

Логопед: Давайте с вами составим рассказ о лисе (с использованием мнемосхемы)

(Дети садятся)

Образец рассказа: Лиса - это дикое животное. У неё красивый и тёплый рыжий мех, поэтому ей не холодно зимой. У лисы небольшая голова, маленькие глазки, длинный и очень пушистый хвост. Лиса живет в лесу, в норе. Лиса - хищница, охотится на зайцев, ловит мышей. Детёныши у лисы – лисята.

Логопед: А сейчас давайте разомнемся.

Физкультминутка

РЕПКА

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

Логопед: Следующий герой русских народных сказок – волк. Он тоже приготовил для вас игры «Один - много»  (Слова: волк – волков, стол – столов, чашка, дерево, ведро, кукла, блюдце, огурец, автобус,,)

«Жадина»  (Мой нос, моя кукла, мои сапоги, мое солнце и т. д. Слова для игры: лягушка, Морозко, зеркало, ножницы, лапти, ключ, самовар, яблоко, шляпа, пальто)

Развитие мелкой моторики.

Заюшкина избушка

В лубяной избушке , жил заяц на опушке («Колечки»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ),

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),

Да сама жить стала в избушке на опушке . («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь  не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

 Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,

В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).  

(«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки»  - с силой плотно прижимать согнутые пальцы  к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки»  - с силой плотно прижимать согнутые пальцы  к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» -прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» -соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)

Логопед: А вот еще один герой многих сказок  - медведь. Он хочет поиграть с нами в игру «Назови ласково» (Слова для игры: ягода, мед, рыба, гриб, куст, лапа, хвост, пчела, ложка)

Логопед: Вспомните, в каких сказках встречается медведь?

Дети: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Вершки и корешки».

Логопед: Молодцы!

Итог:

Логопед: Ребята, а теперь давайте скажем  нашей гостье Маше из какой она сказки?

Дети: Из сказки «Маша и медведь».

Логопед: Да, правильно. Маше пора  возвращаться в свою сказку. Вам понравилось наше путешествие? Чем вам оно запомнилось?

Ответы детей.

Логопед: А теперь все  садимся в поезд и едем в детский сад.

         

Список литературы:

  1. "Большая хрестоматия для чтения в детском саду. Стихи, сказки, рассказы" - Махаон, 2015 г. - 360с
  2. Гомзяк  О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе,  - Гном и Д,2014г. – 104с.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе, - Гном и Д,2014г. – 104с.
  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с
  5. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. - СПб.: КАРО, 2006. - 640 с.
  6. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Конспект образовательной деятельности для по развитию речи во 2 младшей группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи: 1. Учить детей отвечать на простейшие вопросы воспитателя. 2. Развивать и активизировать речь детей. 3. Закрепить знания детей, узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. 4. Воспит...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну сказок»...

родительское собрание группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) на тему: "Путешествие в страну "Речевичок"

родительское собрание группы компенсирующей напрвленности для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) на тему "Путешествие в страну "Речевичок"...