Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Щ» для детей подготовительной к школе группы.

Учитель-логопед: Курдина Ольга Николаевна

МАДОУ №25, г. Мончегорск

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед - Давайте представим, что мы собираем щавель (имитация сбора щавеля). Вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (кислый) Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. А теперь представьте, что мама зовет нас домой, а мы ей отвечаем: «Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи» (повторить 2 раза)

  1. Сообщение тем занятия.

Выделение звука Щ из чистоговорки.

Логопед - Какой звук повторяется чаще других в этой чистоговорке? (Звук Щ)

  1. Артикуляционная характеристика звука.

Логопед – Сегодня мы с вами поговорим о звуке и о букве Щ. Давайте вспомним, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем. Произнесите звук Щ. Он согласный, глухой, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом и живет в зеленом домике.

  1. Произношение звука Щ в словах.

Логопед – Подумайте и назовите мне слова, в которых звук Щ слышится в начале слова (щит, щука, щенки, щипцы, щепки, щетка…). А в каких словах звук Щ в середине слова? (площадь, овощи, клещи, роща…). Теперь в самом конце слова (лещ, овощ, плющ, плащ…)

  1. Звуко-слоговой  анализ и синтез слов.

Логопед – сейчас я произнесу слова, а вы мне скажете какое из них самое короткое (щи, щит, щука, щегол)

Выставляются  звуковые символы на пособие «Пирамидка» в виде схемы заданного слова.

Логопед – сколько звуков в слове ЩИ? (два)

Какой звук появился в слове ЩИТ? (звук Т)

Сколько звуков в слове ЩУКА? (четыре звука)

Значит, какое слово самое короткое? (слово ЩИ)

Давайте слово ЩУКА «разбросаем» на отдельные звуки, и обозначим их звуковыми символами.

ЩУКА (зеленый, красный, синий, красный)

Логопед – теперь послушайте и попробуйте собрать слово из «рассыпанных» звуков. (логопед произносит звуки отдельно П,Л,А,Щ). Показ неправильной схемы к этому слову.

Логопед – подходит эта схема?  (не подходит)

- Почему? А к какому слову подойдет эта схема? (к слову Щит)

- Давайте вспомним, как мы умеем делить слова на слоги. В слове ОВОЩИ  - 2 слога, или вы со мной не согласны? Почему? Правильно, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

       6. Физминутка

Логопед – отгадайте загадку «Глазищи, усищи, хвостище, когтище, а моется всех чище»

Проводится подвижная игра «Кот и мыши».

  1. Образование существительных с помощью суффикса ИЩ

Выставляется рисунок «чудища»

Логопед – посмотрите на рисунок. Это какое-то чудище. У него не глаза, а…глазищи, не усы, а …усищи, не нос, а …носище, не ноги, а …ножищи, не руки, а …ручищи

  1. Звук Щ в предложениях.

Выкладываются картинки с изображением ящика, плаща, щетки.

Логопед – объясните, пожалуйста, для чего нужны… ящик, плащ, щетка.

Составьте предложения с этими словами.

  1. Знакомство с буквой Щ

Логопед – Ребята, посмотрите на букву Щ.

На расчёску Щ похожа

Три зубца всего? Ну что же..

А на какую букву она похожа? (на букву Ш. только у нее крючок внизу)

  1. Чтение слов с заменой отдельных букв.

Логопед – давайте в слове ПИЛА заменим букву Л на букву Щ, какое слово получится? (ПИЩА)

мука – щука, роса – роща, кит – щит

  1. Рефлексия

Логопед – о каком звуке мы с вами сегодня говорили? Давайте вспомним, какой он? (согласный, глухой, всегда мягкий). Какая игра вам понравилась больше всего? Что было самым трудным для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Животные жарких и холодных стран" для детей подготовительной к школе группы

Это занятие направлено на творчество детей  и свободу  выбора техники  исполнения....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв» (Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»(Для детей подготовительной к школе группы с ОНР)Цель: Систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.Зад...

Конспект логопедического занятия «Учимся вместе» с родителями и детьми в подготовительной к школе группе «День защитника отечества»

Конспект логопедического занятия «Учимся вместе» с родителями и детьмив подготовительной к школегруппе «День защитника отечества»Цель: вовлечение родителей в коррекционный проц...

Самоанализ открытого логопедического занятия по теме "Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы, учителя-логопеда Пятаковой Галины Владимировны

Самоанализ открытого логопедического занятия по теме "Звук [ш] (закрепление)" , для детей подготовительной к школе группы,  учителя-логопеда  Пятаковой Галины Владимировны...

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление Пятаковой Галины Владимировны

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление  Пятаковой Гали...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...