Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной логопедической группе детского сада. Тема: «Звук и буква «С» Лексическая тема: «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме.Формирование правильного произношения звука [С]. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов (прилагательных), отгадывание загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_zima_._zvuk_i_bukva_s.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной логопедической группе детского сада.
Тема: «Звук и буква «С»
Лексическая тема: «Зима»
Коррекционно - образовательные цели: расширение, уточнение представлений о зиме и типичных зимних явлений в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме. Формирование правильного произношения звука [С]. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов (прилагательных), отгадывание загадок.
Коррекционно – развивающие цели: развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия.
Коррекционно – воспитательные цели: воспитание навыков учебной деятельности, сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки снеговика, схемы, цветные фишки, контейнер с фасолью, снежинки, картинки на звук [С], бигуди, домик звука.
Ход занятия:
1. Организационный момент.( Развитие мелкой моторики. Подбор прилагательных к слову «снежинка»)
Логопед встречает детей у дверей кабинета, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки.
Логопед: Я наполнила этот контейнер маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной снежинке и назовите, какая снежинка (белая, пушистая, легкая, блестящая, крупная, искрящаяся).
2. Знакомство с темой занятия:
Отгадывание загадок.
- Ребята, послушайте загадки:
Белая звездочка с неба упала, Сели детки на карниз
Мне на ладошку легла и пропала. И растут все время вниз.
(снежинка) (сосулька)
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю спустилось. (снег)
- А какой первый звук во всех этих словах?
-Мы сегодня с вами поговорим о зиме, будем учиться произносить звук С и познакомимся с буквой «С».
3. Артикуляционная гимнастика.
- Для того чтобы наши язычки хорошо говорили, мы сделаем артикуляционную гимнастику.
-Возьмите в руки зеркала, делаем упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Блинчик», «Сердитая киска», «Лошадка».
4. Основная часть.
Характеристика звука по схеме.
- Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]? не забываем, зеркало – контроль!
-На что похож этот звук? Кто или что может издавать такой же звук?
-Дайте характеристику звуку? (согласный, твердый, глухой). Если он согласный твердый, каким цветом мы его обозначим? В какой домик поселим?
Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
- Когда услышите звук [С ]в звуковом ряду, хлопайте, ловите его.
- А теперь в слоговом ряду ловите.
Развитие умения отгадывать объект по признакам.
К нам торопится гость, но кто это, попробуйте отгадать.
Он белый, большой, холодный, гладкий, его имя начинается со звука [с]? Правильно, это снеговик. Его любимое занятие это игра в снежки. Он предлагает поиграть с ним.
Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре - загибают пальчики;
Мы с тобой снежок слепили - «лепят», меняя положение ладоней;
Круглый, крепкий, очень гладкий - показывают круг, сжимают
ладони, гладят одной ладонью другую;
И совсем – совсем не сладкий. – грозят пальчиком;
Раз – подбросим, - подбрасывают воображаемый снежок;
Два – поймаем , - приседают, ловят снежок;
Три – уроним - встают, роняют снежок;
И сломаем. – комкают ладонями снежок.
Н.В. Нищева
- А какие вы ещё знаете слова со звуком [с]?
- А сможете помочь снеговику подобрать родственные слова к слову «снег»?
Подбор родственных слов к слову «снег»
-Я буду читать стихотворение «Снегопад», а вы добавлять подходящие по смыслу слова, причем похожие на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …(снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою).
На поселки, на лужок
Всё снижается … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее - … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - … (Снегурка).
На снегу – то, посмотри –
С красной грудкой …(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил.. .(снег).
- Какие же родственные слова вы запомнили?
Работа с картинками в названии которых есть звук [С], определение местоположения звука в словах, обозначение звука на схеме.
Дыхательная гимнастика.
-Ребята, сегодня утром прошел снегопад, посмотрите, сколько снежинок прилетело. Берите по снежинке, подуем на них. Дуем правильно: носом вдох, выдох через губы-трубочку, щек не надуваем. Кружатся наши снежинки, летят.
-Посмотрите, снежинки не простые, волшебные. На обратной стороне картинка. Рассмотрите свои картинки. Подумайте, есть ли в названии звук [С]. Какое положение он занимает в слове: начало, середина или конец? (Ответы детей).
-Хорошо, а теперь обозначьте положение звука [С] цветной фишкой на схеме.
Развитие общей моторики.
- Снеговик предлагает еще поиграть с ним.
Упражнение «Снежинка»
-Вставайте в круг, повторяйте слова и движения:
Рано утром на полянке встают в хоровод, держась за руки, идут по
Веселятся две снежинки кругу
Левой ножкой6 топ! топ! выполняют движения по тексту
Правой ножкой: топ! Топ!
Руки вверх! вверх! вверх!
Кто поднимет выше всех?
Развитие лексико – грамматического строя речи.
- Ребят, как вы думаете из какого снега слепили нашего снеговика?
- Какой снег? Снег на солнышке искрится, значит, он …(искрящийся),
сверкает – (сверкающий), серебрится – (серебристый), рассыпается – (рассыпчатый), хрустит – (хрустящий).
Знакомство с буквой.
-Какой звук мы учились произносить? А вы знаете, какой буквой он обозначается?
-А чем отличаются звуки от букв?
-Послушайте стихотворение про букву «С».
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
-Посмотрите, я на доске напишу «С».
-На что похожа эта буква?
-Начертим ее в воздухе пальчиком.
-Снеговик принес нам вот такие палочки волшебные, они могут сгибаться. Попробуем из них согнуть нашу букву.
5. Подведение итогов занятия.
-Скажите, ребята, с каким звуком мы познакомились? Какую букву он обозначает?
-Вспомните, чем еще мы занимались на занятии?
-Какие игры и упражнения вам понравились?
- Подумайте, какое задание для вас было трудным, а какое легким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"
Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....
Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»
Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")
Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...
План – конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками подготовительной логопедической группы с ОНР Тема: «Звук и буква Ч»
В конспекте представлено решение поставленных задач в увлекательной соревновательно- игровой форме....
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада. Тема: Звук и буква Ш.
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада....
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Лексическая тема. «Фрукты».
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Лексическая тема. «Фрукты».Предварительная работа. Прочитать детям ра...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группена тему:Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»...