Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной логопедической группе детского сада. Тема: «Звук и буква «С» Лексическая тема: «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Самойлова Наталья Вячеславовна

 Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме.Формирование правильного произношения звука [С]. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов (прилагательных), отгадывание загадок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zima_._zvuk_i_bukva_s.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной логопедической группе детского сада.

Тема: «Звук и буква «С»

Лексическая тема: «Зима»

Коррекционно - образовательные цели: расширение, уточнение  представлений о зиме и типичных зимних явлений в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме. Формирование правильного произношения звука [С]. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов (прилагательных), отгадывание загадок.

Коррекционно – развивающие цели: развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели: воспитание навыков учебной деятельности, сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки снеговика, схемы, цветные фишки, контейнер с фасолью, снежинки, картинки на звук [С], бигуди, домик звука.

Ход занятия:

1. Организационный момент.( Развитие мелкой моторики. Подбор прилагательных к слову «снежинка»)

Логопед встречает детей у дверей кабинета, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки.

Логопед:  Я наполнила этот контейнер маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной снежинке и назовите, какая снежинка (белая, пушистая, легкая, блестящая, крупная, искрящаяся).

2. Знакомство с темой занятия:

Отгадывание загадок.

- Ребята, послушайте загадки:

 Белая звездочка с неба упала,                       Сели детки на карниз

 Мне на ладошку легла и пропала.                И растут все время вниз.

                            (снежинка)                                                (сосулька)

 Одеяло белое не руками сделано,

 Не ткалось и не кроилось,

 С неба на землю спустилось.   (снег)

- А какой первый звук во всех этих словах?

-Мы сегодня с вами поговорим о зиме, будем учиться произносить звук С и познакомимся с буквой «С».

3. Артикуляционная гимнастика.

- Для того чтобы наши язычки хорошо говорили, мы сделаем артикуляционную гимнастику.

-Возьмите в руки зеркала, делаем упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Блинчик», «Сердитая киска», «Лошадка».

4. Основная часть.

Характеристика звука по схеме.

- Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]? не забываем, зеркало – контроль!

-На что похож этот звук? Кто или что может издавать такой же звук?

-Дайте характеристику звуку? (согласный, твердый, глухой). Если он согласный твердый, каким цветом мы его обозначим? В какой домик поселим?

Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

- Когда услышите звук [С ]в звуковом ряду, хлопайте, ловите его.

- А теперь в слоговом ряду ловите.

Развитие умения отгадывать объект по признакам.

К нам торопится гость, но кто это, попробуйте отгадать.

Он белый, большой, холодный, гладкий, его имя начинается со звука  [с]? Правильно, это снеговик. Его любимое занятие это игра в снежки. Он предлагает поиграть с ним.

Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре                            - загибают пальчики;

Мы с тобой снежок слепили -              «лепят», меняя положение ладоней;

Круглый, крепкий, очень гладкий     - показывают круг, сжимают

                                                               ладони, гладят одной ладонью другую;

И совсем – совсем не сладкий.          – грозят пальчиком;

Раз – подбросим,                                 - подбрасывают воображаемый снежок;

Два – поймаем ,                                  - приседают, ловят снежок;

Три – уроним                                     - встают, роняют снежок; 

И сломаем.                                         – комкают ладонями снежок.

                                                  Н.В. Нищева

- А какие вы ещё знаете слова со звуком [с]?

- А сможете помочь снеговику подобрать родственные слова к слову «снег»?

Подбор родственных слов к слову «снег»

-Я буду читать стихотворение «Снегопад», а вы добавлять подходящие по смыслу слова, причем похожие на слово «снег».

                       Тихо, тихо, как во сне,

                       Падает на землю …(снег).

                       С неба всё скользят пушинки –

                       Серебристые …(снежинки).

                       Кружатся над головою

                       Каруселью … (снеговою).

                       На поселки, на лужок

                       Всё снижается … (снежок).

                       Вот веселье для ребят –

                       Всё сильнее - … (снегопад).

                       Все бегут вперегонки,

                       Все хотят играть в … (снежки).

                      Словно в белый пуховик

                      Нарядился …(снеговик).

                      Рядом снежная фигурка –

                      Эта девочка - … (Снегурка).

                      На снегу – то, посмотри –

                      С красной грудкой …(снегири).

                      Словно в сказке, как во сне,

                      Землю всю украсил.. .(снег).

- Какие же родственные слова вы запомнили?

Работа с картинками в названии которых есть звук [С], определение местоположения звука в словах, обозначение звука на схеме.

Дыхательная гимнастика.

-Ребята, сегодня утром прошел снегопад, посмотрите, сколько снежинок прилетело. Берите по снежинке, подуем на них. Дуем правильно: носом вдох, выдох через губы-трубочку, щек не надуваем. Кружатся наши снежинки, летят.

-Посмотрите, снежинки не простые, волшебные. На обратной стороне картинка. Рассмотрите свои картинки. Подумайте, есть ли в названии звук [С]. Какое положение он занимает в слове: начало, середина или конец? (Ответы детей).

-Хорошо, а теперь обозначьте положение звука [С] цветной фишкой на схеме.

Развитие общей моторики.

- Снеговик предлагает еще поиграть с ним.

Упражнение «Снежинка»

-Вставайте в круг, повторяйте слова и движения:

Рано утром на полянке        встают в хоровод, держась за руки, идут по 

Веселятся две снежинки      кругу

Левой ножкой6 топ! топ!   выполняют движения по тексту

Правой ножкой: топ! Топ!

Руки вверх! вверх! вверх!

Кто поднимет выше всех?

Развитие лексико – грамматического строя речи.

- Ребят, как вы думаете из какого снега слепили нашего снеговика?

- Какой снег? Снег на солнышке искрится, значит, он …(искрящийся),

 сверкает – (сверкающий), серебрится – (серебристый), рассыпается – (рассыпчатый), хрустит – (хрустящий).        

Знакомство с буквой.

-Какой звук мы учились произносить? А вы знаете, какой буквой он обозначается?

-А чем отличаются звуки от букв?

-Послушайте стихотворение про букву «С».

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

-Посмотрите, я на доске напишу «С».

-На что похожа эта буква?

-Начертим ее в воздухе пальчиком.

-Снеговик принес нам вот такие палочки волшебные, они могут сгибаться. Попробуем из них согнуть нашу букву.

5.   Подведение итогов занятия.

-Скажите, ребята, с каким звуком мы познакомились? Какую букву он обозначает?

-Вспомните, чем еще мы занимались на занятии?

-Какие игры и упражнения вам понравились?

- Подумайте, какое задание для вас было трудным, а какое легким.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")

Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада. Тема: Звук и буква Ш.

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада....

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Лексическая тема. «Фрукты».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Лексическая тема. «Фрукты».Предварительная работа. Прочитать детям ра...

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группена тему:Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»...