"Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Бекова Татьяна Леонидовна

Создание предметно-развивающей среды кабинета логопеда подготавливает условия для успешного развития и коррекции речевых недостатков, формирует эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Доклад на тему:

«Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ»

 

Учителя-логопеды

                                                                                       МАДОУ «Детский сад» № 384

Чорная Л.Ю.

Бекова Т.Л.

Казань – 2022


В МАДОУ "Детский сад № 384 комбинированного» вида Ново-Савиновского района г. Казани функционируют две группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, в которых осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Форма организации обучения в группе компенсирующей направленности ДОУ – фронтальная и индивидуальная. Занятия проводятся в логопедическом кабинете, который способствуют решению следующих задач:

  • Формирование правильного звукопроизношения
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  • Формирование слоговой структуры слов.
  • Пополнение активного и пассивного словаря.
  • Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтез.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Работа над речевым дыханием.
  • Развитие психологической базы речи.
  • Активное сотрудничество с педагогами и родителями.

Одной из важной составляющей, способствующей повышению эффективности коррекционного процесса, является развивающая среда в логопедическом кабинете. Оборудование развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете  можно разделить на следующие центры: центр речевого развития, центр сенсорного развития, центр моторного развития.

Центр речевого развития включает в себя:

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Индивидуальные  зеркала.
  3. Комплект зондозаменителей для постановки звуков.
  4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые и бумажные салфетки.
  5. Спирт, защитные экраны, латексные перчатки.

  1. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, трубочки, аэроболы, воздушные шары и другие надувные игрушки, комплект «Воздушный футбол», перышки, ватный «снежок», помпоны и т. п.).
  2. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).
  3. Логопедические альбомы для обследования речи, альбомы для коррекции слоговой структуры слова.
  4. Дидактический материал по обучению грамоте детей 5 – 7 лет.
  5.  Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  6. Лото, домино по изучаемым темам.
  7. Серии демонстрационных картин.

Центр сенсорного развития представлен:

  1. Звучащими игрушками (металлофон, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы и т.п.).
  2. Занимательными игрушками для развития тактильных ощущений.
  3. «Волшебным мешочком» с мелкими предметами по всем лексическим темам

Центр моторного развития включает в себя:

  1. Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
  2. Игрушки-шнуровки, и игрушки-застежки.
  3. Бизиборд, счеты, игры на развитие мелкой моторики с помощью коврографа.
  4. Межполушарные доски.
  5. Мелкая мозаика и схемы  для выкладывания узоров из нее.
  6. Мелкий конструктор, схемы выполнения построек.
  7. Разноцветные бусы и шнурок для нанизывания, пазлы. 
  8. Также имеется информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на стендах: в коридоре и  в группе, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей. 

В группах компенсирующей направленности, в спальных комнатах оборудованы зоны индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

Создание предметно-развивающей среды кабинета логопеда подготавливает условия для успешного развития и коррекции речевых недостатков, формирует эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....