Тема родительского собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Аверина Валерия Германовна

Тема родительского собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_2.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №63 «МАЛИНКА» ГОРОДА КАЛУГИ (МБДОУ 63 «МАЛИНКА» Г.КАЛУГА)

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №2

В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №6

От 08 декабря 2022 г.

  • Тема собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»
  • Мастер – класс на тему «Обучение составлению описательного рассказа с использованием КСП»

Присутствовали:

  1. Учитель – логопед: Морозова И.В.
  2. Воспитатели: Аверина В.Г.

                         Купчева И.В.

  1. Родители в составе 12 человек (регистрационный список прилагается).

Отсутствовали: 13 человек

Председатели:  Краева О.Д.

                           Штировой Л.М.

                           Бордоносова И.М.

                           Белоусова И. А.

Повестка дня:

1. Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

2. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи.

3. Показать и научить родителей игровым приемам.

4. Проведения мастер-класса для родителей совместно с детьми на тему:

«Обучение составлению описательного рассказа с использованием КСП»

5.Подготовка к Новому году: костюмы, подарки детям, утренник

1.Воспитатель Аверина В. Г.  Рассказала Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.

Что на ваш взгляд является органами речи?

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Дети 4-5 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

Сейчас я покажу, как мы это делаем с детьми и я советую проделать то же самое с нами.

1. «Забор» 2. «Слоник» 3. «Качели» 4. «Часики» 5.» Лопата».

Чистоговорка: са – са - са – укусила оса, сы – сы – сы – больше нет осы.

Скороговорка: Из-под топота копыт пыль по полю летит.

2. Воспитатель Купчева И.В. выступила с докладом на тему:

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными точками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилиться контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, т. к. он учиться запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев упражнениями, ребёнок может «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать заниматься пальчиковой гимнастикой?

Специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Можно начать заниматься с детьми в возрасте 3-4 лет и старше. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Предлагаю вам выполнить 2 очень простых упражнения

1. Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее 10 раз большим пальцем. Поменяйте руки и повторите упражнение (10 раз) .

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки

- работа рук предотвращает развитие утомления в мозговых центрах

Если ваш ребенок устал и капризничает, а вы очень заняты, посадите его рядом и предложите ему поиграть грецкими орехами.

Я предлагаю вам несколько упражнений для пальчиковых игр вашего ребенка.

1. Возьмите 2 орешка. Вспомните китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи – это хорошим успокоительным массажем Попробуйте

2. Покатайте их между ладонями

3. Попробуйте прокатить один орешек между пальцами

4. Растопырьте пальцы ведущей руки. Вставьте между ними орешки. Попробуйте их удержать.

3.Проведение мастер-класса Учителем-логопедом Морозовой И.В.

Уважаемые родители, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

  Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

  Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

 

 

 

 Учитель - логопед:

 А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители  читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом» ).

 

 А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

 Учитель - логопед:

 Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

А теперь гляля на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Учитель - логопед:

  Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак...(родители  по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

 Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

  (Лук)

Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки:

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

  (Морковь).

 

Учитель - логопед:

  А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

 

 «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

  «Под лежачий камень вода не течёт»

  «Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

  «Кто не работает, тот не ест»

 Логопед: А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут

Получилось? Молодцы!

   Учитель - логопед:

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно, но...

- Я поняла, что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала, что...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

4.Обсуждение предстоящего праздника Нового года.

Регистрационный список:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"

Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует вз...

План проведения встречи в Родительском клубе «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной и мелкой моторики. Задачи: - информировать родителей о значении артикуляционных и пальчиковых упражнений; - познакомить...

Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"

Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...