План проведения встречи в Родительском клубе «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Воротилина  Екатерина Александровна
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной и мелкой моторики. Задачи: - информировать родителей о значении артикуляционных и пальчиковых упражнений; - познакомить с правилами выполнения артикуляционных упражнений; - отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений (на примере комплекса для шипящих звуков); - представить опыт работы по использованию игровых приемов при выполнении пальчиковой гимнастики; стремиться установить доверительные отношения с родителями; - способствовать сплочению родительского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Методист д/с «Соколёнок»

_________ Е. Ю. Широбокова

План проведения встречи в Родительском клубе

 «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Подготовила и провела:

 учитель-логопед Тутулова Е. А.

Москва 2018


Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной и мелкой моторики.

 Задачи:

- информировать родителей о значении артикуляционных и пальчиковых упражнений;

- познакомить с правилами выполнения артикуляционных упражнений;

- отработать правильность выполнения артикуляционных упражнений (на примере комплекса для шипящих звуков);

- представить опыт работы по использованию игровых приемов при выполнении пальчиковой гимнастики;

стремиться установить доверительные отношения с родителями;

- способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование:

- колпачки, цветные карандаши;

- зеркала (по количеству родителей);

- буклеты;

- карточки с артикуляционной гимнастикой;

- массажные мячи Су-джок;

- книги, дидактический материал (игры).

Ход встречи

  1. Организационный момент.

«Колпачки»

Создание положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.

Логопед раздаёт родителям цветные карандаши и несколько колпачков из разноцветного картона. Родители, передавая карандашами, друг другу колпачки, говорят: «Здравствуйте». При приёме колпачка надо ответить приветствием: «Мне очень приятно», «Я рада Вас видеть». Руками колпачки трогать запрещается.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В чем же важность выполнения артикуляционной гимнастики?

Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. 

3. Правила выполнения артикуляционных упражнений

Как выполнять артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа).

2. В процессе выполнения необходимо  следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.

4.  Упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно. 

4. Артикуляционный тренинг

Предлагаем Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики в форме картинок.

На примере мы с вами сегодня потренируемся выполнять упражнения из комплекса для шипящих звуков.

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Хоботок» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Хоботок»

«Окошечко»

Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов.  Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.

Чередование «Заборчик» - «Окошечко»

Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.

«Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

- Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

5. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями, пальцами рук и ног.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет ритмичной, яркой.

 Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет рисунок)

Развиваются воображение и фантазия.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор, лексику и грамматику детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле.

Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет. Регулярность очень важна. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день дадут очень хороший результат.

Тренировку следует начинать с самого раннего детства, некоторые специалисты советуют начинать заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 - 7 месяцев, но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начать можно с ежедневного массажа по 2 -3 минуты кистей рук и пальцев:

1.  Поглаживать и растирать ладони вверх - вниз;

2.  Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем поперёк

3.  Растирать пальчики спиралевидными движениями.

Существует много различных игр для развития мелкой моторики:

- предметная деятельность: нанизывание бусин на шнурок; игры с конструктором; расстёгивание и застегивание пуговиц; игры с мозаикой; шнуровки; перебирание зерен, круп; лепка; рисование.   Широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

- Потешки:

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем - кашу ел.

С этим братцем - песни пел! 

Я предлагаю вам поближе познакомимся с чудо шариком Су-джок. Рассмотреть и попробовать  на себе некоторые формы работы:

 Стихотворение «Мячик» (движения соответствуют тексту)

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

     Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

     Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

    Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

    Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

   Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

   Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке.

    Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Вывод:

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

6. Рефлексия

«Колпачки»

Логопед раздаёт родителям цветные карандаши и несколько колпачков из разноцветного картона. Предлагает родителям, передавая карандашами друг другу колпачки, обменяться мнениями о сегодняшней встрече.

Руками колпачки трогать запрещается.


Литература:

  1. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
  3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  4. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М, 2000
  5. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"

Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует вз...

Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"

Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста...

"Играем вместе с мамой". Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития речи малышей. Консультация для родителей.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь д...

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей».

Мастер – класс для воспитателей: «Организация и проведение пальчиковой гимнастики, способствующей развитию речи детей»....

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....

Тема родительского собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»

Тема родительского собрания: «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с ОНР»...