«Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Доклад на тему: «Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_neyropsih._korrektsiya.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»
Подготовил
учитель-логопед:
Ключникова О. Е.
2023 г.
«Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности»
М. Ф. Фомичева
Современные исследования показывают, что в настоящее время увеличилось число детей, имеющих нарушения в психическом и соматическом здоровье. У этих детей проблемы не только в речевом развитии, у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой. Причины этих и многих других нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. Чтобы скорректировать имеющиеся нарушения недостаточно применять традиционные методики. Дети нуждаются в более эффективных направлениях и формах работы. И одним из таких направлений является нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — это специальный комплекс упражнений для детей, направленный на нормализацию функций их мозга.
Нейропсихологический подход был разработан А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В.Ахутиной). Эффективность этого метода доказана наукой и практикой в решении задач по преодолению возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.
Основная цель моей работы-это формирование у ребёнка правильных речевых навыков, используя методы нейрокоррекции.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- изучить и проанализировать педагогический опыт по использованию нейропсихологических упражнений в работе с детьми, имеющими речевые нарушения;
- сформировать и внедрить систему упражнений для коррекционной работы;
- создать условия по использованию нейропсихологических приемов в работе с детьми с нарушениями речи;
- повысить компетенцию родителей и педагогов по данной теме;
Развивающая работа в рамках нейропсихологической коррекции выстраивается на основных принципах, разработанных А. Р. Лурия и Л.С. Выготским:
- принцип ранней диагностики и коррекции основных функций
- принцип учета специфики развития психических функций.
- принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка.
- принцип опоры на сохранные формы деятельности
- принцип от простого к сложному
- принцип программированного обучения
Учитывая, что нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией, я его использую на всех этапах коррекционной работы, тем самым оптимизируя усвоение программного материала.
Коррекционная работа с детьми начинается с растягивающих упражнений. Мышцы растянуты и расслаблены, а значит ребенок готов к познавательной деятельности. Растягивающие упражнения особенно любимы детьми. Ведь выполняя их, можно ненадолго превратиться в сосульку, цветочек или звезду.
В начале курса занятий большое внимание уделяется выработке правильного дыхания. Оно успокаивает, способствует концентрации внимания, повышает деятельность мозга, а также для постановки звуков необходима сильная воздушная струя. Существует огромное количество дыхательных упражнений: «Загони мяч в ворота», «Прожорливые фрукты», «Фокус». На занятиях мы сочетаем дыхательные упражнения с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Используем визуализацию - «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию, «пьем» воздух.
За красивую, четкую, правильную речь отвечает подвижность органов артикуляции: языка, губ, неба. Чтобы заинтересовать малышей и удержать их внимание, наряду с обычной артикуляционной гимнастикой, применяю метод биоэнергопластики. Этот метод позволяет объединить движения органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Такую гимнастику выполнять ребенку не только полезно, но и весело. Например, выполняя артикуляционное упражнение «Бегемотик», дети открывают и закрывают рот, одновременно с этим, упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук. А при выполнении упражнения «Чашечка» - дети улыбаются, открывают рот и устанавливают язык наверху в форме чашечки, при этом кисти рук согнуты и принимают положение чашечки.
На подготовительном этапе, для повышения познавательной активности и улучшения восприятия детей, полезны глазодвигательные упражнения. Такие упражнения способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, и прямым образом влияют на учебный процесс детей. А одновременные движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. На всех видах занятий я использую упражнения: «Подвигаем глазами», «Подвигаем глазами и подышим», «Восьмерки». В работе я использую перфокарты, на которых изображены те движения, которые дети должны выполнить. Часто глазодвигательные упражнения дополняются речевым сопровождением.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. С помощью таких занятий у ребенка развиваются: память, внимание, слух. Ребенок лучше ориентируется в пространстве, у него развивается ручная и артикуляционная моторика, улучшается звукопроизношение. В логоритмические занятия включаются чистоговорки, стихотворения, речевые и музыкальные игры, тем самым автоматизируется поставленный звук.
На своих занятиях с детьми я использую массаж и самомассаж: головы, языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. В этом мне помогают различные массажёры: массажные мячики, шарики и пружинки Су- Джок, сухие бассейны, карандаши, массажные коврики и аппликаторы. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. При массаже головы используем упражнения «Обезьянка расчесывается», «Помоем голову» и др. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су -Джок терапия. Су – Джок мячи или «колючие ежики» стимулируют биологические точки на руках, ладонях, пальчиках. Вместо мячей можно воспользоваться «дарами природы»- шишками, орехами или каштанами. Такой массаж ребенок может выполнять самостоятельно. Любое действие с этими предметами принесет только пользу.
Приемы самомассажа языка можно выполнять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Выполняя самомассаж нам приходится гладить язычок, покусывать или наказывать.
Мы прекрасно знаем, что все дети любят рисовать. А если перед рисованием ребенку предложить поиграть карандашами, сделать себе массаж? Массаж ладоней, пальцев, тыльных поверхностей ладоней выполняют обычными шестигранными карандашами. А если подключить речевое сопровождение к массажу, то такие занятия заинтересуют детей еще больше. Выполняя упражнение «Скольжение», дети ставят карандаш на стол, и скользят пальчиками по нему вверх и вниз, проговаривая отдельные звуки, слоги или слова. А когда «добывают огонь» - прокатывают карандаши между ладонями от кончиков пальцев до запястья, сначала медленно, потом быстро, повторяя чистоговорки или другой речевой материал.
Период автоматизации звуков - это длительный и трудный этап работы. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным - применяю метод кинезиологии. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Использование пособий «Звуковые дорожки» помогает автоматизировать изолированный звук. Самолет летит и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ]. Пароход плывет и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ]. Грузовик едет, и мотор тарахтит [РРРРРРР]. Ребенок сначала водит пальцем одной руки, одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук, затем в работу включается вторая рука. На следующем этапе работают обе руки, и произносится автоматизируемый звук.
Выполняя упражнение «Колечко», дети поочередно соединяют в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно произносят отработанный звук (слог, слово…) Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос».
Двуручное рисование – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Такие игры вызывают у детей живой интерес. Вследствие этого не только налаживается работа высших психических функций, но и снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку справляться с заданиями. Какие еще кинезиологические упражнения использую в работе? Мешочки разного веса с крупой, которые ребенок должен поймать или подкидывать двумя руками, поочередно правой и левой рукой, соответственно дополняю эти упражнения речевым материалом на автоматизацию и дифференциацию звуков. Отбивать мяч попрыгунчик от напольной мишени. Нейроскакалка-отличный тренажер для детей. Одна нога вращает скакалку, а другая перепрыгивает через нее. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. А если еще и на каждый круг скакалки произносить автоматизируемые ряды, будем развивать левое полушарие.
Особая роль принадлежит кинезиологическим сказкам. В результате использования таких сказок-дети становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.
Упражнения для релаксации проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Каждому упражнению дается образное название («олени», «кораблик»), это увлекает детей. Ребенок выполняют расслабляющие упражнения, перевоплощаясь, входя в заданный образ, фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением. Ребенок учится полному расслаблению, а это - главное условие для исправления речи.
Многолетний опыт работы доказывает, что эффективность применения нейропсихологических игр зависит от комплексного подхода специалистов. Методы и приемы педагогов весьма разнообразны и имеют следующие направления: логопедическое, музыкальное, физкультурно -оздоровительное, коррекционно-педагогическое. Совместно с педагогами подбираем методический и дидактический материал, нейропсихологические игры и упражнения, проводим семинары и консультации. Педагоги включают приемы нейрокоррекции на занятиях, зарядке, физкультминутках, прогулке, тем самым помогая раскрыть резервные возможности каждого ребенка.
Важнейшее значение в коррекции речи принадлежит родителям. Помощь родителей будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и педагоги предъявляют единые требования. Чтобы познакомить родителей с нейропсихологическими методами и приемами и предложить наиболее интересные формы работы, я провожу мастер-классы, семинары, консультации, выпускаю буклеты по данной теме.
В итоге использования нейропсихологических приемов при коррекции речи у детей улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения, навыки самоконтроля. Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. У детей сформировались правильные речевые навыки, которые дети используют в самостоятельной речи и в общении с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста
диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как, используя методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности, добиться развивающего эффекта обучения и воспитания? Э...
Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР»...
Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО
Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способство...
Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи....
Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...