Необходимость создания слухоречевой среды в дошкольном учреждении с нарушениями слуха.
статья по коррекционной педагогике

Материал будет востребован педагогами, работающими в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluhorechevaya_sreda.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость создания слухоречевой среды в дошкольном учреждении с нарушениями слуха.

Загоруйко Г.А., учитель – дефектолог

Слухоречевая среда - одна из основополагающих особенностей коррекционно-развивающего сопровождения детей с недостатками слуха в образовательном пространстве, которая обеспечивает формирование познавательной деятельности неслышащих дошкольников, включает их в процесс социализации.

Речевое развитие является многоплановым, поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие этот процесс, и, в первую очередь, организовать слуховую среду. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком со сниженным слухом. В её создании  принимают участие все взрослые, окружающие ребёнка: родители, педагоги, персонал группы и всего дошкольного учреждения.

Создание единой слухоречевой среды способствует развитию слуходвигательных координаций, вниманию, памяти, слуховой модальности. Место для занятия с учителем – дефектологом должно быть оборудовано стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, слухоречевым тренажером. В работе с детьми педагоги должны использовать различные проблемные ситуации, пространственное моделирование, технологию развития интеллектуальных способностей, игры-занятия с природным материалом (игротека для детей с проблемами в развитии).

Основными условиями создания слухоречевой среды являются:

1. Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности. Педагогам должны  постоянно привлекать внимание детей к тому, что все окружающие их люди разговаривают, таким образом, постепенно формируется практическое представление о речи как необходимом элементе жизни человека. В течении всего дня педагоги, взрослые должны обращаются к детям с вопросами, просьбами, поручениями, побуждать детей с помощью речи выражать свои пожелания, приветствовать друг друга и окружающих их взрослых. Речь должна быть доступной и понятной детям в данных ситуациях.  (Привет. Где тётя Галя? Соня, дай стул) и т.д.

Существенным фактором мотивированного общения с ребёнком с нарушенным слухом является включение его в практическую деятельность (игра, рисование, конструирование, труд) с  тем, чтобы побудить ребёнка к речи.

Обращаясь к детям, педагоги пользуются устной речью, в случае затруднения прибегают к устно – дактильному проговариванию или предъявлению табличек.

2. Формирование потребности в речи, побуждению детей к активному использованию речи. В процессе общения с детьми необходимо побуждают детей к устной речи. Если устная речь ребёнка невнятна и общение с ним затруднено, нужно учить детей подкреплять свою устную речь дактилированием, собственным письмом, использованием табличек, а также неречевыми средствами – предметными действиями, естественными жестами,  указанием на предмет и картинки. В таких случаях взрослые помогают ребёнку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребёнком, в некоторых случаях прочитывают табличку или записывают слово, а затем просят ребёнка его повторить.

Особое внимание уделяют использованию инициативной речи, т.е. говорению по собственному побуждению. Педагоги могут продумать о создании преднамеренных ситуаций, в которых речевая активность ребёнка возрастает: во время игры воспитатель как бы случайно «забывает» дать ребёнку необходимую для игры вещь (ложку для кормления куклы, машину для перевозки кубиков). Если ребёнок не обращается к взрослому, воспитатель фиксирует внимание на отсутствие игрушки, помогает ребёнку выразить просьбу.

3. Использование остаточного слуха как необходимого условия для формирования устной речи и общения. Создание слуховой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухо – зрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих. Необходимо заботиться о протезировании всех детей индивидуальными слуховыми аппаратами и контролировать их постоянное использование в повседневной жизни. На занятиях применяться аппаратура коллективного назначения, режим работы которой следует уточнить для каждого ребёнка.

Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:

- развитие речевого слуха (восприятие ритмично – интонационной стороны речи – темпа, ударения, уточнения произношения звуков, формирования слухо - зрительного восприятия).

- развитие неречевого слуха (восприятие различных бытовых звуков, определение направления их звучания, слушания голосов животных и птиц, слушания музыки, восприятия различных сигналов транспорта, особенно имеющих предупредительный характер);

4. Контроль за речью детей.  Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако, условия этого контроля разные. Учитель-дефектолог и воспитатели знают возможности каждого ребёнка, поэтому они могут добиться использования ребёнком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей, а также разнообразные способы коррекции произношения и особенно широко – фонетическую ритмику.

5. Соблюдение единых требований к речи взрослых. Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания.

Речь взрослых должна быть естетсвенной и правильной. Это значит, что любой человек, обращающийся к ребёнку со сниженным слухом, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдать формы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Однако в некоторых случаях педагогам и родителям приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произношению отдельных звуков или слов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно – дактильном предъявлении новых слов.

Общение родителей с детьми. Важным моментом этого общения должно стать правильное использование устной речи и контроля за речью ребёнка. Учитывают при этом и личные возможности и способности самих родителей. Педагогам группы необходимо пронаблюдать  за общением родителей со своими детьми, провести индивидуальные консультации по вопросам общения.

Успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха зависит от возможностей педагогов и родителей и их способностей так организовать речевую среду, чтобы речь стала для ребёнка необходимым компонентом общения с окружающими.

 Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха - М., 2001.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях

Материал содержит новые требования к созданию развивающей среды в ДОУ...

Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".

В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....

Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

  Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным р...

Создание слухоречевой среды в ДОУ.

Формирование и коррекция речи воспитанников с нарушениями слуха– это многоплановый процесс, для которого необходимо создать все условия, и, в первую очередь, организовать слухоречевую среду....

Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха

Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....