Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях
статья по теме

Терещенко Наталия Юрьевна

Материал содержит новые требования к созданию развивающей среды в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях.

Ребёнок с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В дошкольном возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности-познанию окружающего мира и себя в нём. Поэтому правильно организованная предметная среда помогает педагогам и родителям обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию.

Среда-это непосредственное предметное окружение ребёнка. Дошкольное учреждение должно создать такую предметно-развивающую среду, в которой возможно одновременное включение всех детей в активную позновательно-творческую деятельность с обязательным учётом особенностей дошкольников: возраста, уровня развития, интересов, склонностей и т.д. Обстановка во всех возрастных группах должна быть комфортной и безопасной (!) для ребёнка; пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам ОБЖ детей.

П/р среда в ДОУ-это зонирование, наполнение, подбор материалов для занятий. Необходимо также учитывать: освещение в группах д/у.

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей.

- принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (наличие переносных ширм, домика, матов, подушек, которые позволяют каждому ребёнку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния).

- принцип системности (периодическое обогащение содержания предметной среды с ориентацией на обеспечение зоны ближайшего развития).

- принцип учёта требований современного дизайна и универсальности предметной среды.

- принцип доступности (пособия и оборудование находятся в свободном доступе: на открытых полках, в передвижных контейнерах).

Все элементы среды должны легко трансформироваться (при сохранении общей смысловой целостности); быть многофункциональными (могут быть использованы в различной игровой деятельности: самостоятельной и организованной).

Снова во всех возрастных группах вводятся уголки ряженья (зеркало, сундук, одежда обоих полов-на закрепление гендерной принадлежности).

- Книжные уголки можно совмещать, например с театральными и т.д.

- Уголки уединения должны присутствовать во всех группах, но отгорожены они должны быть только прозрачным, светлым материалом (не тёмным!) (могут  быть в спальне, под столом и т.п.).

Новое: (!)

1.Вводится в группы «уголок дружественного объединения» (то место в группе, где можно сдвинуть столы). Педагоги должны показать детям возможность проектирования (например, частично передвигать мебель с участием детей).

2.В старшем д/в детей нужно начинать учить самостоятельно зонировать п/р среду.

3.При создании среды необходимо учитывать гендерный фактор (игрушки для мальчиков и девочек отдельно по зонам и т.д.).

4.По новым требованиям среда должна постоянно изменяться (один раз в месяц).

Основные зоны и их оборудование есть в СанПиНе.

Рекомендуемая литература по теме:

- Журнал “Справочник старшего воспитателя д/у.”

-Журнал “Обруч”.

-Пантелеева “Участок д/с.”

-Грашин А.А.”Дизайн детской развивающей среды”.

-Рыжова “Предметно-развивающая среда”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания слухоречевой среды в дошкольном учреждении с нарушениями слуха.

Материал будет востребован педагогами, работающими в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха....