Главные вкладки

    Современный подход в создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
    статья по теме

    Марина Жанна Александровна

    Создание современной РППС в ДОО 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tezisy.docx17.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Современный подход в создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

    2. Марина Жанна Александровна

    3. Старший воспитатель

    4. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Город Детства» городского округа Кинель

    5.

    Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Город Детства» (далее – АНО) была открыта в апреле 2014 года. Здание АНО имеет сложную конфигурацию. Это способствовало созданию своеобразного интерьера АНО. Ребенок нового поколения имеет другой набор навыков, базовых знаний, представлений об окружающем его пространстве. Все факторы изменения мира должны найти свое отражение в архитектурном образе и предметно-пространственной среде детского сада.

    В качестве отправной точки для внутреннего устройства здания была выбрана идея города в миниатюре, в котором есть свои улицы, площади, переулки, парки, музеи, галереи и т.д. Часть из них была запланирована, а часть – появилась в результате корректировки пространства длинных и просторных коридоров, холлов, которые были разделены на сегменты с помощью установки дополнительных перегородок и дверей. Каждый объект образовательной среды отвечает функциям воспитания, обучения, формирования мировоззрения, социальной адаптации, совершенствованию особых способностей ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

    Оформляя предметно-пространственную среду АНО учитывалось множество факторов, связанных с педагогической содержательностью и целесообразностью, эстетическими критериями и т.п. Принимались во внимание особенности зрительного восприятия ребенком окружающей среды. Глаз – один из самых активных органов, никогда не прекращающий свою работу: 80% информации человек воспринимает через зрение. Исследователи, основываясь на физиологических аспектах зрительного восприятия, утверждают, что только в комфортной визуальной среде все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме, а также не возникает дискомфорта нервно-психического состояния. Термин "видеоэкология" введен Филиным В.А. в 1989 году. Он состоит из двух слов: "видео" - все то, что человек видит с помощью органа зрения и "экология" - наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе и цветовое окружение).

    Глаз «не любит» прямые линии, большие плоскости, прямые углы. Движение глаза должно иметь волнообразный характер, отсюда возникает ощущение естественности. Гомогенная визуальная среда – среда с отсутствием или резким снижением видимых элементов. Одно из наиболее частых проявлений гомогенной среды – так называемая цветовая гомогенность (например, в АНО большие поверхности однотонных стен помещений). Отсюда вывод: колористка – одно из необходимых условий создания комфортной визуальной среды, обогащает ее зрительными элементами. Поэтому было принято решение использовать видеоэкологию как современный подход в образовательной деятельности дошкольников.

    Правильно подобранный цвет способен снять зрительное утомление, влияет на настроение, активность, физическое состояние ребенка, помогает лучше ориентироваться – в этом можно отразить основную суть организационных возможностей цвета. Цветовое насыщение пространства нескольких групповых комнат в АНО выполнено при использовании определенных цветовых режимов, которые непосредственно содействуют развитию ребенка.

    В АНО целенаправленно подбиралось цветовое решение, наиболее оптимальное для детей в конкретной жизненной ситуации. При выборе цветового режима учитывались следующие функциональные позиции:

    - желтый цвет успокаивает, стимулирует мозг, активизирует умственную работу – все это хорошо для учебной деятельности;

    - зеленый цвет дает отдых уму, положительно влияет на нервную систему, дисциплинирует мозг и тело (данные два цвета являются ведущими в оформлении АНО);

    - использование голубого цвета в спальне (цвет стен, штор, покрывала на кроватках и т.д.) обусловлено тем, что это биологически пассивный цвет: он снижает ритм дыхания, мускульное напряжение, кровяное давление, пульс. Голубой наиболее успокаивающий, а значит, он способствует засыпанию (в АНО используется в оформлении спален);

    - оранжевый цвет улучшает пищеварение, создает ощущение благополучия (используется в режимных моментах, связанных с игрой и приемом пищи – игровые, скатерти, салфетки);

    - бежевый цвет – нейтральный, но в то же время имеет высокий коэффициент отражение света, что в целом улучшает зрительное восприятие (в АНО цвет стен в картинной галереи);

    - белый цвет в оконных проемах АНО обусловлен тем, что это единственный цвет с самым высоким коэффициентом отражения света – 85%, что способствует созданию дополнительных условий для хорошего отражения общего освещения;

    - важны не только отдельные цвета, но и композиции из сближенных цветов, так, например, по мнению психологов, сочетание желтого цвета с зеленым успокаивает, помогает сосредоточить внимание, облегчает работу глаз (основное сочетание цветов герба АНО).

    Выбирая цвет для игровой зоны, учитывалась взаимосвязь в восприятии цвета поверхностей и стационарного оборудования (шкафов). Их цвета должны быть мягкими, гармонизирующими друг с другом, чтобы не утомлять детей. Это позволяет выделить главные элементы игровой зоны – яркие игрушки (уже не стационарное, а меняющееся оборудование), именно они должны привлекать ребенка в игровой зоне.

    Педагогам необходимо научиться пользоваться цветовыми возможностями. АНО ДО «Город Детства» планирует продолжить работу в рамках концепции цветового сопровождения жизни детей, используя не только организационные, но и педагогические возможности цвета.

    6. Литература:

    1. Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный. - СПб, 2005
    2. Уилан Б., Гармония цвета: Новое руководство по созданию цветовых комбинаций / Б. Уилан; Пер. с англ. Г. Щёлоковой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005
    3. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. М.: МЦ «Видеоэкология», 1997

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»  (в соответствии с ФГОС ДО...

    Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений

    Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...

    Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений

    Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...

    Консультация для педагогов Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....

    "Современные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ"

    Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоциональн...

    Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС

    В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...