"Современные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно-развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную деятельность всех детей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Современные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»

Развивающая предметно-пространственная среда –это часть образовательной среды (специально организованное пространство - групповые помещения, специальные помещения (спортивный, музыкальный зал), а также прилегающая территория), приспособленной для реализации Программы, оснащенной материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения).

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:• содержательно-насыщенной: оснащение средствами обучения и воспитания , в том числе техническим, игровым материалом, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы.

• трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

• полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

• вариативной: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования и пр.) и материалов (игр, игрушек и оборудования), обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, стимулирующего игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

• доступной: доступность для воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

• безопасной: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Вопрос о создании развивающей предметно-пространственной среды ДООна сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с ФГОСпрограмма должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областейи в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность (развивающие игры, технические устройства и игрушки, предметы для опытно-поисковой работы). В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов (веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой (печатные буквы, слова, таблицы, книги и т.д.), и материалами, отражающими школьную тему (картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу и т.д.).

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей (детские энциклопедии, иллюстрированные издания, детские журналы, альбомы и т.д.).Насыщенная развивающая предметно – пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Что должен знать педагог при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.

4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

Современный подход в создании предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в сотворчестве с родителями»

Осуществление взаимодействие педагогов и родителей с помощью разных форм и методов, для создании предметно-развивающей среды  в ДОУ в соответствии с ФГОС . Для обеспечения гармоничного всесторонн...