Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
консультация по коррекционной педагогике

Мельникова Анна Валерьевна

Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluhorechevaya_sreda.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна»

107076 г. Москва ул. Олений вал д.22

тел/факс: 8(495)603-07-33, E-mail: uvk30@mail.ru

Консультация

Для студентов педагогических учебных учреждений

«Создание слухоречевой среды

в группе компенсирующей направленности

для детей с нарушением слуха»

Подготовила

Старший воспитатель:

Мельникова А.В.


В соответствии с современными требованиями в школе –интернате создаются специальные условия для получения образования обучающихся и воспитанников с нарушенным слухом.

Под специальными условиями для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и другие условия, без которых невозможно ил затруднено освоение образовательных программ.

Развитие слухового восприятия и формирование произношения является одной из ведущих задач в ходе работы по развитию речи во всех видах деятельности.

Содержание работы по развитию слухового восприятия и формирования произношения определяется особенностями каждого ребенка с нарушенным слухом. Но создание слухоречевой среды является важнейшим условием работы по речевому развитию.

Слухоречевой режим работы с глухими и слабослышащими детьми представляет собой совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов, родителей (законных представителей) и всех сотрудников школы.

Слухоречевая среда – одна из особенностей коррекционно - развивающего сопровождения ребенка снарушением слуха в образовательном пространстве. Именно она обеспечивает формирование познавательной деятельности, обогащнгия и активизации словаря детей, включает их в процесс полноценной социализации, потому что даёт шанс научиться вербальному общению со слышащими людьми.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники образовательного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.

Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие:

  • мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  • формирование у детей потребности в речевом общении;
  • обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов;
  • использование звукоусиличающей аппаратуры;
  • поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
  • побуждение детей к активному применению речи;
  • использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • контроль за речью (произношением) детей со стороны взрослых;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых;
  • оформление речевого материала на стендах, находящихся в классах(группах), фойе школы, раздевалке, столовой, библиотеке и в кабинете врача и других помещения, в которых находятся дети.

Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности: необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.

Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: «Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Обязательно обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т.д.)

Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.

Формирование потребности в речи, побуждение к использованию речи: опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а также неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки говорения.

Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрослым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Анна Петровна, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и строить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых людей, хотя они знают нужные слова и фразы.

Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно задают незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.

Использование звукоусиливающей аппаратуры: создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухозрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.

Использование индивидуальных слуховых аппаратов: взрослые, окружающие ребенка — родители и педагоги — должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.

Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.

Контроль за речью детей: взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия этого контроля разные. Сурдопедагог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.

Отдельная тема — общение родителей с детьми. Ключевым моментом этого общения должно стать правильное использование устной речи и контроля за речью ребенка. Сурдопедагог должен принимать участие в этой работе, направляя и в некоторых случаях контролируя ее. С учетом возможностей и способностей родителей он проводит индивидуальные консультации.

Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

- показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на занятиях;

- объяснить, как сделать устное общение интересным для ребенка (пригласить в гости других детей, организовать экскурсию, включать ребенка в решение простых бытовых задач);

- научить уточнять значение слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжки-самоделки, помогающие ребенку понять новые слова и предложения;

- акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;

- ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, систематически информировать их о том, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку;

- постоянно контролировать работу родителей над произношением, т.к. отсутствие такого контроля может привести к появлению грубых дефектов произношения.

При работе над звуками сурдопедагог сообщает воспитателям и родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве помощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях можно использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздушной струи).

Требования к речи взрослых: одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру высказываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?» или «Где ты была летом?» - «Летом ты где была?»).

Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно-дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

Оформление речевого материала в помещениях: материал употребляется в том объеме как это определено программой для каждого этапа обучения, с постепенным усложнением.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможностей педагогов и родителей, и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом "Комната для зайки"

Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. КонструированиеТема занятия «Комната для зайки»Автор: Кудрявцева Елена ЮрьевнаДолжность, образова...

Перспективное планирование по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на 2015-2016 уч.г.

Представлено перспективное планироавние по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на  2015-2016 уч.г....

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха

интегрированное занятие "Поможем природе" по закрепление математических знаний и правил поведения в природе....

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха по теме "Поможем Айболиту"...