Фонетическая ритмика - один из вариантов кинезиотерапии
статья по коррекционной педагогике

Логинова Елена Юрьевна

В статье рассказывается о положительном влиянии фонетической ритмики на организм ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика- это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов) сопровождается движениями рук, ног, головы, корпуса. Фонетическая ритмика тесно связана с кинезиологией. Она является частью кинезиотерапии -«терапия движением». Которая стимулирует работу мозга, благодаря одновременному задействованию нескольких функций: слуха, движений и речи. 

Цель –развитие и коррекция речи и высших психических функций, с помощью координации речи и движений.

Суть метода в следующем: детям, особенно «неговорящим» предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально –положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!

Выделяются такие задачи: 1. Оздоровительные (занятия и движения фоноритмики укрепляют костномышечный аппарат, способствуют развитию дыхания, моторных функции, формируют правильную осанку, походку, грацию движений). 2. Образовательные (на фоноритмических занятиях происходит более эффективное  усвоение материала лексических тем, формирование двигательных навыков и умений и т. д.). 3. Воспитательные (фоноритмика содействует воспитанию и развитию чувства ритма, собственного ритма движений; учит перевоплощаться, работать в команде, соблюдать правила, критически относится к своим движениям и речи) 4. Развивающие (развитие высших психических функций, пространственной ориентировки)

Фоноритмические движения имеют не только механическое и физическое воздействие, но и приводят к мышечной релаксации или активизации и общему успокоению, снятию усталости, утомляемости, агрессии. Это способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, зрительно-моторной и слухомоторной координации, ориентации в пространстве. Под влиянием регулярных фоноритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и других систем организма

Фоноритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание.

Данный метод успешно используется в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с детьми с синдромом Дауна, интеллектуальными нарушениями, недостатками слуха и речи и другими категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Фонетическая ритмика».

Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с  детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....

Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...