Рекомендации родителям детей с расстройством аутического спектра (РАС)
презентация по коррекционной педагогике

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий...

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rekomendatsii_roditelyam_detey_s_ras.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила: учитель-логопед Родионова И.Г.

Слайд 2

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни. Для детей с РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев, сохранением аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни

Слайд 3

Этим детям можно помочь, но для этого надо как можно раньше начать кропотливую коррекционную работу, которая позволит жить в обществе, обучаться в образовательных учреждениях. Эта работа должна проводиться специалистами: врачами – психиатрами, врачами – неврологами, психологами, дефектологами, логопедами, музыкальными работниками. Но очень многое зависит от самих родителей, имеющих таких детей. Они не подозревают, что своей любовью, терпением, желанием могут сделать очень многое для ребенка. Конечно, это целенаправленная, сложная и длительная работа, требующая огромных душевных и физических сил. Но чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше у него появляется шансов максимально адаптироваться в обществе. Поэтому хочется хоть немножко помочь советами родителям.

Слайд 4

В процессе обучения и общения необходимо обратить внимание на следующие моменты: - не рекомендуется настаивать на проведении игр, выполнении заданий. Перед выполнением задания необходимо первоначально проговорить взрослому действия ребенка, прорисовать их для облегчения выполнения задания, поведение ребенка может быть резким, поэтому необходимо преодолеть дискомфорт (поменять место проведения занятия, позу ребенка, заменить игрушку). Если у ребенка негативная реакция, то следует остановить игру; - не торопить взаимодействие; - помогать в выборе правильного решения; - каждый навык отрабатывать отдельно и многократно; - всегда чётко проговаривать задание и инструкции.

Слайд 5

Для установления контакта (без чего нельзя проводить занятия) надо: проводить сенсорные игры (которые дают ребёнку чувственные, зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые ощущения). Они нравятся ребёнку и у него возникает доверие с тем, кто с ним играет, устанавливается эмоциональный контакт; занятия всегда старайтесь начинать с того, что нравится ребёнку, чтоб он получил приятные ощущения; словесные комментарии в краткой форме. Задания в наглядной форме, объяснения простые, повторяются интонационно по-разному. Чётко повторять слова, соотносить с предметом.

Слайд 6

Для получения результатов в процессе воспитания и обучения необходимо развитие сенсорного, слухового, тактильного, двигательного, вкусового восприятия, развитие чувствительности, ручной моторики, навыкам самообслуживания. Все занятия проводить в игровой форме, многократно для получения результата.

Слайд 7

К сенсорным играм можно отнести игры с красками (особенно пальчиковые), с водой, с песком, мыльными пузырями, игры со свечами, со светом и тенями, с крупами, с пластилином, бумагой, со звучащими игрушками, с движением, тактильными ощущениями. Сложнее сюжетные игры , требующие многократного повторения, формирования штампов, познания самих предметов (их формы, объёма, величины, поверхностей). Манипуляция с игрушками формирует тактильное и зрительное восприятие, соотнесение предмета и слова (мы называем предмет). Для ребенка сложны игры на подражание (пальчиковая гимнастика, выполнение какого – то задания), поэтому взрослый руками ребенка быстро, уверенно завершает действие, чтобы ребёнок подумал, что это сам хорошо сделал.

Слайд 8

Чтобы лучше понять, что нужно вашему ребенку можно использовать схемы и коммуникативные карточки с рисунками, которые выражают желания, мысли, определенные действия и предметы. Ребенок сам покажет необходимое. Выявляйте стимулы, вкусовые пристрастия, чтобы заинтересовывать Вашего ребенка. Играя и называя выполняемые действия, озвучивать их кратко: «Возьми, положи, дай, держи, кати, лови, брось, принеси». Поощряйте использование жестов, так как это общение, которое Вам поможет (хочет кушать, пить, спать).

Слайд 9

Учите детей жестам «да» (наклон головы вперед), «нет» (поворотами головы слева направо), «покажи» (фиксировать кисть ребёнка в положении жеста, устанавливать палец на предмете или картинке). Пока ребенок не выучит один жест, следующий не начинать. Когда выучит жесты – используйте их на своих занятиях («Ты разложил картинки?», ребенок должен кивнуть головой). Учите детей играть с картинками. Вырабатывайте фиксацию взора на картинке, которую держите на уровне губ. Для лучшей фиксации взгляда вместе с картинкой берите в руки лакомство. Ребёнок следит за ним и получает его. Количество картинок увеличивайте до двух (парные или предметные картинки).

Слайд 10

СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Учить детей: воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона; различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький; создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование); развивать зрительное внимание, учить подражанию; учить воспринимать форму, величину, цвет; учить ориентироваться в пространстве.

Слайд 11

выделять предмет из общего фона; ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления; развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»); соотносить игрушку с её изображением («Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)»); сличать парные предметы и парные картинки; различать объёмные формы (куб, шар) по подражанию действиями взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»); подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

Слайд 12

выполнять действия по подражанию; проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб; узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других); захватывать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие – одной рукой, широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) – пальцами; складывать из двух частей разрезную картинку; воспринимать цвет: красный, желтый («Дай такой»); воспринимать величину (большой, маленький); учить подражанию действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга); соотносить предметы с их изображением.

Слайд 13

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ развитие слухового внимания, подражания; восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно); опознание и различение предметов и явлений по звуковых характеристикам; восприятие местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения.

Слайд 14

Учить детей: знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан); реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен); вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен); соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» - кошка; «ку-ка-ре-ку» - петух; различать на слух три слова с опорой на картинки; дифференцировать звукоподражания (игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).

Слайд 15

ТАКТИЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Учить детей: воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб; выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, машинку, шарик и т.д.); различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно. различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого и маленького) с предъявлением образца зрительно. производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик). производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь. дифференцировать предметы по признаку «мокрый – сухой» (полотенце, шарики, камешки). различать температуру предметов (горячий – холодный).

Слайд 16

РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Учить детей: знакомить с различными вкусами продуктов питания (сладкий, горький, кислый, солёный) и различать их; знакомить с тем, что пища бывает горячая и холодная; определять пищу на вкус (называть).

Слайд 17

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Учить детей: выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички – «лягушата», руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают – ква-ква; лягушата смелые – квааа, квааа); захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра: «Сварим кашку для куклы); захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью); выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой);

Слайд 18

закрепить умения детей выполнять движения кистями рук по подражанию (игры: «Молоточек – тук-тук», «Рыбка плывет», «Поезд едет – ту-ту»); развивать размашистые движения руки: учить детей стирать с доски тряпкой размашистыми движениями слева направо, сверху вниз (по подражанию, самостоятельно, по словесной инструкции); выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игры «Зайчик», «Очки», «Пальчики поздоровались»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании; продолжать учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть на руки цветные рукавички и выполнять действия, изображая знакомых животных).

Слайд 19

брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра: «Спрячем игрушку»); выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев; формировать у детей размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать тряпкой с доски в направлении сверху вниз, слева направо; выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию, самостоятельно).

Слайд 20

продолжать учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»); выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев; продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно.

Слайд 21

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИХ ОБЩЕНИЮ С РЕБЕНКОМ Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от него. Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним. Дозируйте свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал. Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание. Внушайте уверенность в себе. Пытаться научить его использовать свои способности. Помогите усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания. Заинтересуйте игрой и научить его играть игрушками в ролевые игры.

Слайд 22

Находите пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной. Подбадривать ребенка в те моменты, когда вы чувствуете, что он испытывает страх. Не говорите в присутствии ребенка о раздражающих вас всех его поступках. Пытайтесь притупить агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко – главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны. Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия. Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им он способен приспособиться к действительности. Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах.

Слайд 23

Стремиться сделать свою деятельность целенаправленной и своевременной и у вас все получится!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение....

Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра

Клинически аутизм очень разнороден. К нему относят и детский аутизм, и атипичный аутизм, и синдром Аспергера, и др. Однако, в то же время, с чисто практической точки зрения, в коррекционной работе с д...

Рекомендации родителям детей с расстройством аутичного спектра

Рекомендации родителям детей с расстройством аутичного спектра...

Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Не существует четкой грани между людьми с аутистическими чертами и без них. В каждом ребенке с аутизмом нужно видеть индивидуальность. Лорна Винт....

Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30010906","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

«Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

«Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...