Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Жидко Марина Владимировна

Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками; с детьми по соседству; со взрослыми, - тем успешнее будет его социализация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность.

Автор: Жидко Марина Владимировна

Организация: МКДОУ детский сад № 5

Населенный пункт: р.п. Таловая

Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками; с детьми по соседству; со взрослыми, - тем успешнее будет его социализация.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир им кажется пугающим и опасным. Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами микросоциума - вовлечение его в творческую деятельность. Перед педагогами стоит задача помочь особому ребенку развить и раскрыть его личностный потенциал. Как же творчество помогает раскрывать личностный потенциал?

Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. Под творчеством не обязательно подразумевается создание картин, романов или музыки. Творческий подход – это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, энергия и смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть на привычные вещи под необычным углом. Наверное, многие взрослые скажут: «Какое еще творчество?! Считать и писать до сих пор не научились!». Но на самом деле в творчестве самое важное - это желание. Творчество - это не только и не столько результат достижения определенного уровня развития, оно само развивает. В творческом порыве ребенок исследует мир, и этот импульс любознательности развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым сильным педагогом.

Положительная динамика, результативность работы с ребенком во многом зависит от умения педагога поддерживать его интерес, как к собственным достижениям, так и к успехам его товарищей через демонстрацию достижений каждого ребенка.

Творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

 Мне хочется поделиться советами по организации творчества детей с ОВЗ:

  • Постарайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен;
  • Позаботьтесь об уважительной и доброжелательной атмосфере;
  • Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого, не навязывайте свое мнение;
  • Говорите о том, как вы рады совместному творчеству детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения: в каких-то поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов. Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер!

 Для реализации своего творческого потенциала детям с ОВЗ требуется большая социальная активность, смелость и фантазия. Целью работы с детьми с ОВЗ должно быть желание помочь им реализовать их творческие идеи, научить добиваться целей, показывать результаты своих трудов другим людям, а также придать им уверенности в своих силах. Это будет способствовать их успешной социализации в обществе.  

Задачи в работе с детьми с ОВЗ:

  1. Создание позитивной атмосферы и общения;
  2. Развитие и реализация творческого потенциала детей;
  3. Развитие фантазии, художественного вкуса;
  4. Воспитание положительного отношения к собственному творчеству;
  5. Развитие восприятия, мышления и мелкой моторики (сила, скорость, точность движений);
  6. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

В ходе работы необходимо использовать различные приемы и методы вовлечения в творческую деятельность - это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. Деятельность разрабатывается с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелена на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

В заключении хотелось бы сказать, что занятия творчеством позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья научиться созидать, развить мелкую моторику, развивают творческое мышление, терпение, ответственность, позволяют научиться конструктивному восприятию мира и осознать себя деятельной частью окружающих их  людей. Важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.

Педагоги дошкольных групп должны предоставить ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний. Для многих детей с ОВЗ – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

 

Используемая литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
  3. Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.
  4. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей. Москва, Просвещение,1991.
  5. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. Москва, Сфера, 2010.
  6. Монастырская Н.А. Раскрытие личностного потенциала детей инвалидов и здоровых детей посредством совместной творческой деятельности. Москва: Роои «Здоровье человека», 2013.
  7. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.
  8. 3.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Москва, «Аркти», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Социализация детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

   Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Научить ребенка играть. Брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт...

План работы по самообразованию "Социализация детей с ОВЗ через игровую деятельность"

Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значение игровой деятельностм для социализации ребёнка...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

В статье рассматривается вопрос актуальности  создания условий в ДОУ для обеспечения благополучия и социализации детей раннего возраста в  игровой деятельности....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И ПЛАН РАБОТЫ

изучение значения игровой деятельности для социализации ребёнка....

Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность.

Социализация является основополагающим направлением в работе с детьми, имеющих особые образовательные потребности. Проблемами детей с ОВЗ являются бедность контактов со сверстниками и взрослым и, нару...