Доклад на тему «Инклюзивное образование в ДОУ»
статья (средняя группа)

В докладе описаны проблемы доу для организации инклюзивного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Инклюзивное образование в ДОУ»

Выполнила : воспитатель Егорова Т.Л

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30 «Кораблик» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

В условиях реформирования российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных возможностей с другими людьми людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением государством и обществом отношения к ним. Разработка вариативных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями послужила началом развития толерантного отношения к ним со стороны российского общества.
Термин "
инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организации, школы и др. Достичь своей цели инклюзивное образование сможет только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до общего и профессионального образования. Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образованияИнклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

(Ст. 2, п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

(Ст. 2, п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

При инклюзивном подходе выигрывают все дети, так как он предполагает как индивидуальный, так и дифференцированный метод в организации и реализации образовательного процесса. При этом процессе реализуется ряд социальных и педагогических факторов: – взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников; – использование реального примера для детей с ОВЗ — того, к чему они могут стремиться; – участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе образования и досуга; – формирование толерантного отношения у нормально развивающихся сверстников.

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда условий: создание вариативной программы инклюзивного образования, подготовка кадров к осуществлению реализации программы инклюзивного образования; создание специальных условий в образовательной организации, в том числе и создание предметно-развивающей среды для реализации программы инклюзивного образования.

Для формирования педагогической компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров в этом направлении. Профессиональное развитие педагогических работников осуществляется с помощью курсов повышения квалификации, которые предполагают дополнительные профессиональные образовательные программы в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые три года в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. Конечно, курсы повышения квалификации в направлении коррекционной педагогики и инклюзивного образования очень актуальны и педагогов следует направлять на обучение, но и внутри ДОУ можно проводить методическую работу по повышению педагогической компетенции специалистов к осуществлению реализации программы инклюзивного образования. Семинар-практикум, объединяющий в себе ряд интерактивных занятий для педагогов и специалистов образовательной организации, может выполнить эту задачу. Данная форма профессионального образования и самообразования позволяет повысить эффективность педагогического взаимодействия между участниками инклюзивного процесса.

Необходима систематическая просветительская работа с родителями. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело развития стало общим для семьи и детского сада, надо обучать не только детей, но и родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения. Формы сотрудничества с семьей можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые и наглядно-информационные. Информационно-аналитические формы предполагают проведение анкетирования, социологических опросов.

Таким образом, инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей

Список Литературы

1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте /

Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – №3-2003. - С. 47-52.

  1. Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. – 1998. – №2 – С. 67-71.
  2. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 128с. – Библиогр.: с. 125-127.
  3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее.
  4. Забрамная, С. Д. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : из опыта работы [Текст]. / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 47,[1] с., [32] л. цв. ил.: ил; 23 см. - Библиогр.: с. 47-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: « Инклюзивное образование».

Инклюзивное образование -  это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенн...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности на тему:"Инклюзивное образование, "за" и "против".

В консультации для родителей представлена информация, касающаяся плюсов и минусов внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс ДОУ....

Доклад для педагогов "Инклюзивное образование в ДОУ"

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.На каких же законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образов...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ТЕМА: "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОУ"

laquo;Инклюзивное образования ДОУ»:ВКЛЮЧЕНИЕ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.2 слайд.В нашей группе 30 детей из них. 4 ребенка инвалида, 2 из них прошли ПМПК. С момен...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Доклад на тему: «Инклюзивное образование: Сопровождение обучающихся с ОВЗ в ДОУ»

Проблема: одна из важных проблем образования сегодня –развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями.Цель и задачи инклюзивного образования в ДОУ:обеспечение условий для совме...

Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...