Консультация для воспитателей: «Рисование песком с дошкольниками с нарушениями зрения»
консультация по коррекционной педагогике

Рисование песком играет важную роль в развитии ребенка с нарушениями зрения. В данной работе указаны задачи и даны этапы обучения рисованию песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_peskom_s_doshkolnikami_s_narusheniyami_zreniya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Рисование песком  с дошкольниками

с нарушениями зрения»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2023

Рисование песком, имея мощные ресурсы для коррекционно – развивающей работы, играет большую роль в воспитании ребёнка с проблемами в развитии по причине своей доступности, комфортности действия и открывает широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Методика рисования песком нацелена на решение следующих задач:

-развитие познавательных прцессов;

-развитие сенсорно-перцептивной сферы;

-развитие творческого потенциала ребенка;

-развитие зрительных функций;

Публикация «Использование рисования песком в коррекционной работе тифлопедагога» размещена в разделах

-тренировка мелкой моторики и тактильно-кинестической чувствительности рук;

- гармонизация психоэмоционального состояния.

Методика рисования песком предполагает соотнесение зрительной стимуляции с тактильными раздражениями, что делает эту методику уникальной в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Для слабовидящих детей графическое изображение более доступно и приемлемо, поскольку подчёркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Благодаря рисованию пальцем контуров предмета, прослеживания глазами за движением пальца по песку, у ребёнка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же стимулирует развитие головного мозга ребенка.

Для рисования песком я использую как классическую песочницу, так и песочницу с подсветкой, которая служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает более комфортные условия для работы глаза, при проведении коррекционных упражнений, игр, связанных с рассматриванием, поиском. Иногда я применяю цветную подсветку (разноцветные листы бумаги, использование которой растормаживает сетчатку глаза цветом, способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза.

Так же рисование песком я использую при подготовке детей к коррекции зрения на офтальмотренажерах, например к лечению по компьютерной программе «Контур».

При работе с песком я учитываю индивидуальные особенности ребенка, его зрительный диагноз. Предъявляемые мною задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, тактильную чувствительность, чувство симметрии, а также навыки письма.

При проведении занятий по рисованию песком я придерживаюсь следующих правил:

- все занятия проходят в форме игры или сказки, придумываю сюжет соответствующий теме занятия;

-побуждаю детей к деятельности при помощи дополнительных стимулов: сюрпризных моментов, приглашения от любимого героя отправиться в путешествие или помочь в беде, ведь дети никогда не откажут слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- во время занятия играет спокойная музыка, что имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя, расслабляясь и успокаиваясь.

Для работы я использую очищенный песок, который наношу тонким слоем на подсвеченную поверхность, чтобы песок не электризовался, можно обработать стекло антистатиком. Периодически песок очищаю, прокаливая его в духовке, а так же просеиваю через сито (эту работу дети с удовольствием делают самостоятельно).

Способы рисования песком:

разравнивание ладонями или пальцами;

-пропускание песка между пальцами;

-рисование кулачком;

-рисование кистью;

-рисование путем отсечения лишнего.

На первом этапе обучения рисования песком с детьми младшего возраста я использую игровой метод обучения - совместное рисование. В ходе него я рисую предметный или сюжетный рисунок близкий опыту ребенка, его интересам, всегда эмоционально комментирую происходящее. Ребенок, в свою очередь, активно участвует в создании рисунка, «подсказывая развитие сюжета», дополняя рисунок разнообразными деталями, одновременно осваивая различные способы рисования песком.

Следующим этапом становится воплощение в песке детьми своих идей, тем способом, которые им больше нравятся.

Д/и «Нарисуй что хочешь», «Любимая игрушка», «Каляка-маляка»

Заключительный этап - рисование песком по моему заданию или словесной инструкции.

Д/и: «Нарисуй солнышко кулачком», «Изобрази волны кистью руки», «Картинка-невидимка» и др.

Рисование песком я использую во всех видах коррекционных занятий. На занятиях по пространственной ориентировке рисование на песке дает возможность отработать вертикальные, горизонтальные, ломаные линии различные по протяженности, интенсивности и положению в пространстве.

На занятиях по развитию зрительного восприятия мы рисуем различные фигуры: кривые линии, круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, спирали и т. д. Постепенно у детей развивается «осознание форм» - они через ощущения улавливают законы форм, начинают их понимать, опираясь на конкретный опыт, а в последствии, могут их абстрагировать. Так же, рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущения самодвижения. Использование при рисовании песком шаблонов или контуров, является не только эффективным средством совершенствования моторики и тактильного восприятия, но и вплотную подводит ребенка к овладению письмом.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке рисуем с детьми сюжетные картины на песке, согласно тематике занятия, обсуждаем их, составляем описательные рассказы. Такие упражнения кроме развития осязательного восприятия позволяют развивать речь, фантазию, творческий потенциал ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти...

Консультация для воспитателей по работе с детьми с нарушением зрения

поможет родителям и педагогам в работе с детьми...

«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»

дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...