Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Клыкова Ольга Ивановна

 

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормальновидящих детей.

Поэтому возникла необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию тактильно-кинестетических чувств, осязания и мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.

Клыкова О.И., тифлопедагог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 «Лесная сказка» комбинированного вида»  г. Прокопьевска

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.  

 В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Подробнее остановимся на игровых методиках рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения. При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Предъявляемые задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма.

Занятия и игры с песком имеют множество преимуществ: во-первых, это развитие мелкой моторики. Ребенок создает рисунок, прорисовывая мелкие детали, и это способствует улучшению интеллектуальной деятельности, тактильно-кинестетической чувствительности рук.

Во-вторых, работа над рисунком из песка на стекле имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя, расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет снять стресс или просто нервное напряжение. Негативные эмоции при работе с песком уходят, и ребенок проецирует свои эмоции на стекло, используя песок.

Педагогии нашего МБДОУ «Детский сад № 103 «Лесная сказка» комбинированного вида» г. Прокопьевска активно используют метод воспитания детей как человека-творца, «проектировщика» собственной жизни. Развитие в маленьком гражданине высоких человеческих начал включает:

  1. стимулирование потребности познания окружающего мира;
  2. активизацию творческих способностей;
  3. передачу ребенку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира, свойственной только человеку;
  4. формирование нравственно-этических норм человеческого поведения;
  5. становление в характере слабовидящего малыша таких черт, как ответственность, уверенность, стремление;
  6. обучение тому, как жить в ладу с природой.

 Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе раннего возраста. Дети изучают их свойства, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В каждой группе есть центры воды и песка, где малыши проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого - нет.  

Педагоги нашего детского сада пришли к мнению, что песок можно использовать в группе не только в центрах воды и песка, но терапия песком может стать элементом традиционных и коррекционных занятий по развитию мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности рук, творческой активности детей, а также психокоррекции детей со зрительной патологией.

Поэтому мы выбрали приоритетным направлением деятельности групп для детей с нарушением зрения «Рисование песком».

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм "Петя и Волк" по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Это была её выпускная работа в Национальном киноцентре Канады. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Как правило, используют очищенный песок, но могут применяться соль и кофе и подобные вещества, которые тонкими слоями наносятся на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки. Художник в реальном времени на глазах у зрителей рисует картины тонким слоем песка.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека играть с песком, и сама его структура подсказали Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, что очень важно для детей с нарушением зрения. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.                                                    

Мы же в своей деятельности используем рисование песком в коррекционных целях, так как пальцы создавая рисунок, прорисовывают мелкие детали, что влияет не только на эмоциональное состояние, но и   способствует улучшению тактильно-кинестетической чувствительности рук, развивает мелкую моторику и осязательное восприятие детей с нарушением зрения.

При проведении занятий по рисованию песком необходимо соблюдать следующие правила:

• все занятия проводятся в форме сказки и игры, педагоги предлагают детям различные сказочные сюжеты, классические и авторские, соответствующие теме занятия. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению со взрослыми и сверстниками, пониманию себя.

• Во время наших занятий играет тихая музыка, перед началом сказочного сюжета и после завершения занятия дети приветствуют сказочных героев, благодарят их за путешествие, убирают песок «в домик»…и многое другое, позволяющее детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

Методика рисования песком нацелена на решение следующих задач: развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции; развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику и тактильно-кинестетическую чувствительность рук; гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях с песком важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение. И т.д.

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, побуждает творчество, расслабляет и вдохновляет творчество.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, ведь легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Для рисования песком потребуется песок (океанного типа) и стол с подсветкой.

Способы рисования песком: сначала необходимо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; пальцами можно делать отверстия в песке или рисовать на нем; дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок; для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; на последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путем отсечения лишнего.

Как правило, необходимо использовать очищенный песок, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук.

Правила обращения с оборудованием: не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло; для того, чтобы песок не электризовался можно обрабатывать поверхность стола антистатиком; песок время от времени следует очищать, полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.

Игры-занятия с песком имеют большую воспитательную, коррекционную и развивающую роль в работе с детьми с нарушением зрения. При проведении игр и упражнений с песком в свободной деятельности можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённой работы, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх с песком. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка с нарушением зрения, а это очень важно и ценно, как для самого слабовидящего ребёнка, так и для общества в целом.

Используя игры-занятия с песком, в коррекционных целях, у детей наблюдаются значимые положительные изменения показателей по всем видам заданий, предполагающим использование тактильных чувств и мелкой моторики рук в процессе игровой, бытовой и продуктивной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведения игр-занятий с песком, реализуемых на коррекционных, общеобразовательных занятиях и в свободной деятельности детей с целью преодоления нарушений развития слабовидящих дошкольников, обусловленных зрительной патологией.

Список литературы

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом [Текст] – СПб: Союз 2005 – 103 с.
  2. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой [Текст]: Пособие для педагогов и родителей – СПб.2008 – 100 с.
  3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии [Текст] СПб.: Речь, 2010 – 340 с.
  4. Сачкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] СПб.: Речь, 2008 – 176 с.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] СПб.:Речь, 2006 – 160 с.
  6. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: Методическое пособие. – М: Экзамен 2006 – 159 с.
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной – М.: Издательство «Экзамен», 2003 – 173 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического...

Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Рисование песком, как средство развития мелкой моторики у дошкольников

Рисование песком, как средство развития мелкой моторики у дошкольников...

Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."

Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, инициативы у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.  ...