Рисование песком, как средство развития мелкой моторики у дошкольников
статья

Шарифуллина Лейсан Мавлятхановна

Рисование песком, как средство развития мелкой моторики у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарифуллина Л.М.,

воспитатель средней группы

(МБДОУ «Детский сад №119», г.Казань)

Рисование песком, как средство развития мелкой моторики у дошкольников

Рисование песком — это естественная и доступная для каждого воспитанника детского сада форма деятельности и данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребенка: снижение стресса и уровня нервно-психического напряжения. Поэтому я использую песок в развивающих и обучающих занятиях. Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком. Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.

 Песок – природный материал, обладающий способностью завораживать ребенка – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Строя картины из песка, рисуем на нём, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют ребёнку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития ребёнка. Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Да и, кроме того, рисование на нём развивают мелкую моторику рук. Пересыпайте песок между руками, зарывайте в него руки. Пусть ребёнок почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку, делайте отпечатки ладошек. Сравните их – вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем – глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.

Игровые занятия с песком начинаются с развития тактильно-кинестетических ощущений и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Так же одним из способов использования игровых приемов в обучении детей рисованию на песке может быть игра детей с изображаемыми предметами и различного рода дорисовки. После отпечатывания ладошек, пальчиков и кулачков, можно использовать печатки (изготовленные из фанеры, бросового материала) –  это фигурки зайчиков, медведя, елочек и другие.  Можно отпечатывать на песке фигуры, объединяя их в определенные сюжеты, например, звери в лесу, создай то, что хочешь и т.п. В этих играх прекрасно развивается фантазия детей.

Играя с песком, дети, прежде всего, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Пальчики ребят ощущают мелкие частицы песка, его шероховатость и теплоту или прохладность, сухость или влажность. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Именно поэтому, рисование на песке важно и имеет огромную ценность.

При рисовании песком на световом столе задействованы обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины изображается определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействована кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.

Техники рисования на песке:

-  рисование на мокром песке;

-  отпечатывать плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

-  рисование цветным песком, специально покрашенным гуашевыми красками;

-  рисование одновременно двумя руками симметричные предметы;

-  рисование природным материалом (выкладывание изображения или узора при помощи палочек, камешков, травинок, семечек, листиков, шишек, ракушек);

-  рисование детскими грабельками на песке;

-  печатать на песке ладошками рук или подошвой обуви;

-  дорисовка  изображения (взрослый начинает какой-либо рисунок (провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая  свой рисунок).

Список использованной литературы

1. М.А. Федосеева. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель, 2015.

2. Войнова А.П.: Песочное рисование. Издательство Феникс, 2014 г.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. ИздательствоРечь. 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

«Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

Значение  лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности....

Мастер - класс для родителей Рисование на песке как средство развития мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, сегодня мы вас приглашаем отправиться в песочное путешествие. Сегодня наши мастера научат вас создавать картины из манной крупы. Ваш ребенок выступит в роли мастера....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук дошкольника

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.На заня...

Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...