Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
статья
игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Развивать мелкую моторику можно разными способами.
Это могут быть:
- пальчиковые игры и гимнастика;
- упражнения с крупой, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);
- игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывание орнамента, и др.);
- нанизывание бус;
- занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё);
- работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков;
- шнуровки и т.д.
Но мы с вами остановимся на играх с песком. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- При взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- Развитие мелкой моторикии тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозгу ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
- С развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму. Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии.
В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности. Это разогревающие упражнения:
Игра: « Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;• легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;• дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;• перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка». Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «теплый — холодный», «мокрый - сухой», «колючий - шершавый», «мягкий - твердый» и т.д.
Игра: «Песочный ветер»
Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Игра: «Идут медвежата»
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.«Ползут змейки» — ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра « Я пеку, пеку»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
Игра « Угадай на ощупь»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с прищепками как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Ранний возраст - это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем». В данной разработ...
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковые игры...
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
Семинар для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Семинар «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...
«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ...