Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
статья

Назарова Юлия Юрьевна

игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

     

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат   связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Развивать мелкую моторику можно разными способами.  

Это могут быть:

- пальчиковые игры и гимнастика;

- упражнения с крупой, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);

- игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывание орнамента, и др.);

- нанизывание бус;

-  занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё);

 - работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков;

- шнуровки и т.д.

Но мы с вами остановимся на играх с песком. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

- При взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

- Развитие мелкой моторикии тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозгу ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

- С развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

        Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму. Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии.

В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности. Это разогревающие упражнения:

 Игра: « Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;• легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;• дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;• перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка». Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «теплый — холодный», «мокрый - сухой», «колючий - шершавый», «мягкий - твердый» и т.д.

Игра: «Песочный ветер»

Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.

Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Игра: «Идут медвежата»

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.«Ползут змейки» — ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра « Я пеку, пеку»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Игра « Угадай на ощупь»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с прищепками как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Ранний возраст - это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем». В данной разработ...

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Семинар для педагогов «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Семинар  «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ...