Задержка речевого развития - рекомендации для родителей
статья по коррекционной педагогике

Т.О.Ермакова
С каждым годом растёт число детей с нарушением речи. Причин этому много - это и неблагоприятные факторы окружающей среды, осложнения во время беременности и при родах, наследственная предрасположенность. Всё это приводит к тому, что в старшем дошкольном возрасте, из группы детей в 25 человек, речь, соответствующую календарному возрасту ребёнка, имеют 3 - 5 детей. У остальных могут наблюдаться дефекты звукопроизношения, а также задержка речевого развития, которая проявляется в бедности словарного запаса, недостаточной сформированности грамматического строя и связной речи. При нормальном речевом развитии дети к двум годам должны использовать в речи простые фразы, состоящие из двух слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx82.22 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ

Задержка речевого развития - рекомендации для родителей.

С каждым годом растёт число детей с нарушением речи. Причин этому много - это и неблагоприятные факторы окружающей среды, осложнения во время беременности и при родах, наследственная предрасположенность. Всё это приводит к тому, что в старшем дошкольном возрасте, из группы детей в 25 человек, речь, соответствующую календарному возрасту ребёнка, имеют 3 - 5 детей. У остальных могут наблюдаться дефекты звукопроизношения, а также задержка речевого развития, которая проявляется в бедности словарного запаса, недостаточной сформированности грамматического строя и связной речи. При нормальном речевом развитии дети к двум годам должны использовать в речи простые фразы, состоящие из двух слов. Если в возрасте трёх лет ребёнок не употребляет фразы и в его лексиконе около 20 слов - можно говорить о задержке речевого развития.

Самая распространённая ошибка родителей - это пустить всё на самотёк, ожидая, что всё нормализуется само собой. Мамы, в основном, слушая советы подруг о том, что у них ребёнок заговорил в 5 лет и сейчас рассказывает сказки и заучивает длинные стихотворения, успокаивают себя, думая, что это волшебное превращение из неговорящего ребёнка в вундеркинда, произойдёт и с их чадом. Отставание в речевом развитии не повод для паники, но задуматься необходимо. 

        Что же делать, если этапы речевого развития идут у вашего ребёнка с отставанием?

Прежде всего, обратитесь за помощью к вашему участковому врачу, ведь он наблюдает вашего ребёнка с рождения. Именно он порекомендует вам обратиться к детскому неврологу и логопеду. Ведь при решении любых проблем, связанных с развитием ребёнка, имеет большое значение комплексный подход. Именно невролог сможет определить причину задержки речевого развития, назначит, по необходимости, лекарственные средства и физиопроцедуры, а логопед подскажет упражнения, которые помогут развивать речь ребёнка в домашних условиях, возможно, порекомендует посещение логопедических занятий.

Как же сама мама может помочь своему ребёнку? В первую очередь - начните с игр, развивающих мелкую моторику малыша. Специалистами доказано, что развивая пальчики – мы стимулируем речевые зоны в коре головного мозга, а значит, развиваем речь. Можно сделать своими руками сенсорную коробку, в которую необходимо поместить крупу (гречку, манку, рис и т.д.). Проводить инсценировки сказок или придумывать истории самим, помещая в коробку с крупой различные предметы, игрушки из киндер сюрпризов, всё зависит от вашей фантазии. Будьте уверены, что подобные игры вызовут массу положительных эмоций у вашего малыша, а также будут побуждать к речевой активности. И никакой беспорядок нестрашен, если на лице вашего ребёнка светится улыбка. Купите в аптеке массажёры Су-Джок различного диаметра, можете катать эти шарики по ручкам ребёнка или позволить ему поиграть самостоятельно. Новые ощущения обязательно понравятся малышу, а вам помогут достичь главной цели – развить речь ребёнка. Незаменимы в развитии мелкой моторики игры с пластилином, рисование, пальчиковая гимнастика, которая сопровождается небольшими стишками. Занимайтесь каждый день, и ваши усилия обязательно будут вознаграждены. А ведь для мамы главная награда услышать – Мамочка, я тебя люблю!

Правила проведения занятий

Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий:

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов. Удачи вам и терпения.

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

·    Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

·    «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

·    Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

·    Разрезные картинки из двух и более частей.

·    Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

·    Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

·    Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

 

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

 

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда.

 

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий. 

 

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. 

 

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели. 

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития - рекомендации для родителей.

Задержка речевого развития - рекомендации для родителей. С каждым годом растёт число детей с нарушением речи. Причин этому много - это и неблагоприятные факторы окружающей среды, осложнения во вр...

Задержка речевого развития. Консультация для родителей

Как родителям распознать ЗРР, упражнения и мелкая мотрика....

"Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития" консультация для родителей

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников с задержкой речевого развития

 Для упешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса образования детей в дтском саду и закрепления полученных...

Задержка речевого развития. Консультация для родителей.

Задержка речевого развития отличается от более тяжёлых форм тем, что малыш прекрасно понимает обращённую к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребёнка при...

Задержка речевого развития.Консультация для родителей.

Что такое "Задержка речевого развития?"...

Что такое задержка речевого развития? (консультация для родителей)

Консультация для родителей«Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить» Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих дет...