Авторские пособия
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марчук Людмила Николаевна

Авторские пособия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-bezhalki.docx170.48 КБ
Microsoft Office document icon posobie_soedini_parochki.doc2.42 МБ
Microsoft Office document icon posobie_kniga_ya_igrayu.doc2.84 МБ
Microsoft Office document icon posobie_kaktusyash.doc156 КБ
Файл igry-menyalki.docx70.14 КБ
Файл igry-lovishki.docx13.55 КБ
Microsoft Office document icon uchus_igraya.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ – БЕЖАЛКИ.

 

        В отличие от степенных игр -  шагалок, в которых как в походе важна не столько конечная цель маршрута, сколько сам процесс путешествия, игры -  бежалки наполнены особым драматизмом, в них играет живой нерв.

        Не случайно в народе говорят, что нет ничего более волнительного, чем ждать и догонять.

      Универсальные настольные логопедические игры этого вида можно разделить на две группы:  

       -    в  одних  игроки стремятся  догнать  и  по возможности  перегнать  лидера;
     -    в  других  с нетерпением
ждут  своего  хода,  опасаясь,  что  не  успеют  вовремя  «унести  ноги»  от преследователя. 

           Таким образом, игры – бежалки - это легкая, щадящая «прививка», вырабатывающая у детей иммунитет к стрессам.

            До начала игры необходимо объяснить детям, что их фишки по игровой дорожке будет передвигать только сам логопед.  И до тех пор, пока игрок четко не произнесет название картинки, его фишка дальше двигаться не сможет.

           Вместо коррекционных картинок или наряду с ними можно использовать пиктограммы с оральными образами гласных звуков, карточки с гласными буквами, карточки со звуковыми моделями слов, карточки с напечатанными на них словами, карточки с иллюстрациями языколомок, скороговорок и т.д.

          Кроме того, так же, как в игре-шагалке «Пешеходы» логопед может увеличить насыщенность речевого материала корригируемым звуком.  

 

             

Игра – бежалка  «ЛИДЕР»

         Коррекционные картинки (их количество и содержание определяет логопед) раскладываются на столе длинной дорожкой. На первую картинку логопед ставит какой-либо трофей, например, «сундук с сокровищами», «лекарство», «Емелину печку» и т.п.SL371042

         Игроки поочередно «бросают» (см. Примечание № 1 к игре – шагалке «Простая дорожка») игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, четко называют определенное число последовательно лежащих на игровой дорожке коррекционных картинок.   Логопед передвигает их фишки с картинки на картинку, контролируя качество звукопроизношения. При этом лидирующая фишка «несет» трофей, т.е. «сундук с сокровищами» всегда ставится на одну картинку с фишкой, вырвавшейся вперед.

         Тот, кому в процессе игры удается обогнать лидера, забирает трофей и несет его с собой.  Побеждает игрок, доставивший трофей к финишу.

      Согласитесь, каждому ребенку необходимо не просто обладать, но и сознательно проявлять свои добродетели, с детства приучаться позиционировать себя как человека благородного, заботливого.  Различные сюжетные вариации игры – бежалки «Лидер» дают великолепные поводы к этому! Ведь в них детям приходится:

        -    то учить ходить  расколдованную (потерявшую свой хвост) Русалочку:  
                                      Кто  первым  идет,  тот  Русалочку  ведет,

        -    то спешить с лекарством к заболевшему Айболиту и проч.

        

        Если   игра –бежалка «Лидер» апеллирует к таким душевным качествам, как доброта, сострадание; то игра – бежалка «Погоня» поможет детям укрепить характер, развить смелость и мужество.  

Игра – бежалка «ПОГОНЯ».

         Коррекционные картинки, количество и содержание которых определяет логопед, раскладываются на столе в виде прямой или извилистой дорожки к какой-либо определенной цели: в лес, к домику бабушки и т.п.  

        Игроки поочередно «бросают» (см. Примечание № 1 к игре – шагалке «Простая дорожка») игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, четко называют определенное число картинок, а логопед передвигает их фишки по дорожке.

        Роль преследователя (Волка, например) всегда исполняет логопед. Он не бросает игральный кубик, но после хода каждого игрока передвигает свою фишку на один шаг по дорожке, «специальным» голосом называя картинку, возле которой останавливается.  

         Цель игроков -  добежать до финиша. Логопеду необходимо заранее предусмотреть любые варианты исхода игры, чтобы не допустить возможности преследователю обгонять игроков. Для этого, во-первых, в игре не должно быть более 4 – 5 участников.  Во-вторых, для ускорения движения игроков логопед может выложить на игровой дорожке 2 – 3 «сюрпризные» картинки (см. правила игры «Дорожка с сюрпризами») при условии, что преследователю они не помогут.  

       И, наконец, можно предусмотреть «препятствие», которое в случае необходимости задержит преследователя.  Картинка «светофор», например, «зажжет» для него сначала красный свет, во время его следующего хода – желтый, и только в третий раз – зеленый свет.                                                

         Безусловно, играя с детьми в игры – бежалки логопед должен проявлять максимум внимания к психическому состоянию воспитанников, чтобы, развивая смелость не спровоцировать возникновения страхов.  

      Игроки должны быть совершенно уверены в том, что даже если преследователь кого-нибудь из них настигнет, то не причинит ни малейшего вреда.

     Перед началом игры:       Поскорей  домой, ребята, надо нам -                        

                                                Крокодил бежит за нами по пятам!                                    

                                                Если сможет он кого-нибудь догнать -                  

                                               целый день за пятки будет щекотать!        

                     

      И в финале игры:          Нам совсем – совсем не страшен Крокодил!

                                               Он, ребята, только нас развеселил!

                                               Ну, а коль не испугались мы его,

                                               уж теперь не побоимся ни-ко-го!

                                          Игра – бежалка  «КРЕПОСТЬ».    

         На столе ровным кольцом раскладывается 25 – 30 коррекционных картинок с «нужным» звуком -  это «вражеская крепость».  В кольце оставляется зазор размером в одну картинку, слева от которого -  вход в «крепость», справа - выход.  Рядом с выходом лежит картинка – «ворота», которой в конце игры будет закрыт зазор в кольце.

          Участники игры - «лазутчики» поочередно «бросают» игральный кубик и в соответствии с выпавшим числом четко называют определенное количество коррекционных картинок, начиная от входа (по часовой стрелке), а логопед передвигает их фишки по соответствующим картинкам.

         После хода каждого игрока логопед передвигает по внутренней стороне кольца свою фишку - «стражника» каждый раз вперед на один «шаг».

     «Лазутчики» знают, что, добравшись до финиша, «стражник» перекроет выход из «крепости» - зазор в кольце картинок.  Поэтому они стараются как можно скорее выбраться из «вражеской крепости».  

     Игроков, не успевших финишировать до закрытия «крепости», «стражник» берет «в плен» и не выпускает без «выкупа».  

    «Выкуп» для «пленников» назначает логопед:

                      -   повторить «лечебную» цепочку слогов;

                      -   произнести «целебную» чистоговорку;

                      -  воспроизвести ритмический рисунок или построить звуковую модель слова.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:.

Задачи : 

-развивать у ребенка осознанное восприятие  собственных эмоций и чувств;

-развивать речевую активность детей;

-развивать мелкую моториу

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: 

-организованная образовательная деятельность,

-свободная деятельность детей.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 

с 5 до 7 лет.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: 

1.Ребенок учится  определять  и правильно выражать свое эмоциональное состояние; улучшается взаимопонимание со сверстниками в процессе общения; расширяется словарный запас; укрепляется моторика рук.

2. Игровой метод обучения. Пособие изготовлено из бросового материала. Способ изготовления доступен широкому кругу педагогов.



Предварительный просмотр:

                                                     ИГРЫ - МЕНЯЛКИ.

                                            Игра – менялка «СРАЖЕНИЕ». 

         Два игрока, (или две пары игроков) садятся друг против друга. Логопед раскладывает перед ними равное количество (по 7 – 9) коррекционных картинок - «солдатиков» с нужным звуком.  

       Первый игрок «бросает» игральный кубик, определяя, какое количество картинок он может забрать из «армии» соперника. Но поскольку Правила запрещают игрокам брать картинки в руки - их передвигает логопед, причем только в том случае, если игрок четко произнес корригируемый звук в каждой фразе. Например:

        «Я взял в плен «лыжи», «лук» и «лодку» - при автоматизации звук [Л] или 

 «Я беру «рыбу» и «рака» - если закрепляются навыки произношения звука [Р].     

        Следующий ход делает игрок, сидящий напротив.  В соответствии с показаниями кубика он «берет в плен» определенное число любых «солдат» (т.е. картинок) «армии противника».  При этом он может вернуть себе и своих бывших «солдат».

        Побеждает игрок (пара игроков), сумевший полностью «разбить армию противника».            Если игра затягивается, то логопед дает ее участникам возможность сделать по одному ходу (заранее предупредив их о том, что этот ход будет последний) и выясняет, кто завершил игру с наилучшим результатом.

Примечания:

1.   Если в игре четверо или шестеро участников, то последовательность ходов должна быть перекрестной, а именно: после хода первого игрока первой команды в игру вступает первый игрок второй команды, затем – второй игрок первой команды и т.д. Это важно учесть, поскольку при обычной последовательности ходов (по часовой стрелке) игра может завершиться через пару ходов.

2.   Вместо или наряду с коррекционными картинками во всех играх - менялках могут использоваться карточки со слогами.

Игра – менялка  «ПОДАРКИ».

     Правила игры такие же, как в игре «Сражение», но «соперники» не отбирают, а дарят друг другу «свои» картинки – «подарки».  Дарящий «бросает» игральный кубик, затем, в соответствии с его указаниями выбирает определенное количество «подарков» в своем ряду и четко говорит, например: «Возьми соль, самолет и санки».   Игрок, принимающий подарки, вежливо отвечает: «Спасибо, ты самый заботливый» Затем участники диалога меняются ролями. В этой игре проигравших не бывает.

Примечание:  

При коррекции звуков [Р], [Рь] желательно использовать слова: «дарю», «прими», «благодарю», «как приятно», «ты добрый», «щедрый» и т.д.

Игра – менялка   «ЗОЛОТОЕ И ПРОСТОЕ».

      На большом листе золотой фольги (это главное игровое поле) логопед раскладывает коррекционные картинки с вырезанными фрагментами. Игроки получают свои игровые поля -  белые листы меньшего размера.

     Первый игрок «бросает» игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, выбирает определенное количество картинок, лежащих на золотом игровом поле. Поскольку игрокам брать в руки картинки запрещается, это делает логопед. А игрок только комментирует происходящее, например: «Была лодка золотой - стала белой.  Было платье золотым, а стало белым» и т.д. Логопед переносит карточки с вырезанными силуэтами с главного - золотого игрового поля на белое поле игрока только в том случае, если все корригируемые звуки были произнесены им правильно. В игру вступает следующий участник, а первый игрок тем временем обводит простым карандашом силуэты полученных картинок и дорисовывает не прорезанные мелкие детали.     

         Когда все коррекционные картинки с золотого поля будут разыграны, участники игры подсчитывают результаты и определяют победителя. Раскрасить картинки на своих игровых полях дети могут либо в финале игры, либо в свободное время.

Примечание:

Для того, чтобы изготовить картинки для этой игры, надо перевести по контуру на белые карточки соответствующего размера коррекционные картинки из Приложения, а затем вырезать крупные детали получившихся силуэтов.

Игра – менялка «КРАСКИ».

         Правила такие же, как в игре «Золотое и простое», но вместо белых игрокам предлагаются индивидуальные поля разных цветов. Так, при автоматизации навыков произношения звуков [Л] и [Ль] можно предложить детям желтое, голубое, светло зеленое, лиловое малиновое, фиолетовое поля. крас

        А в процессе закрепления навыков произношения звука [Р] игроки могут взять поля розового, красного, оранжевого, серого и черного цветов. Главного поля в данном случае не потребуется, т.к.  коррекционные картинки с вырезанными силуэтами можно будет разложить непосредственно на столе (будет считаться, что они прозрачные), а игроки в процессе игры будут упражняться в произнесении фраз такого типа:

                         -   Прозрачная рубашка превращается в красную.

 (или в оранжевую, черную и т.п. – в соответствии с цветом индивидуального игрового поля)

Игра-менялка «КАРАНДАШ И ЛАСТИК»                                                  

       В игре принимает участие 2 ребенка: один из игроков исполняет роль «Карандаша», другой – роль «Ластика». Педагог раскладывает на столе карточки в виде прямоугольника: 6 рядов по 3 карточки, из них в трёх верхних рядах карточки должны лежать рисунками вверх, а в трёх нижних - рисунками вниз. Таким образом, верхняя часть этого игрового поля с рисунками - территория «Карандаша», а в нижней его части перевернутые карточки, якобы на них рисунки бесследно стёр «Ластик».

       Первый игрок, предположим, «Карандаш» переворачивает любую карточку «Ластика» рисунком вверх.  При этом все «чистые» карточки, которые окажутся между разрисованными (по прямой), переворачиваются рисунками вверх. «Карандаш» радостно и четко комментирует:

                           -   Нарисую розу, мухомор и кенгуру …

     Затем в игру вступает «Ластик». Он выбирает любую карточку «Карандаша», поворачивая ее рисунком вниз. Теперь все «разрисованные» карточки, оказавшиеся между «чистыми», переворачиваются рисунками вниз.  «Ластик» отвечает «Карандашу», предположим, так:

                     -  Я сотру рыбу, корзину, ракету и забор …

     Педагог может закончить игру, не дожидаясь пока «Карандаш» или «Ластик» одержит полную победу, перевернув на «свою» сторону все карточки соперника. Но, прерывая игру, педагог должен заранее предупредить игроков, что у каждого из них остается по одному последнему ходу. Затем по количеству разрисованных и «чистых» карточек определяется, кто сильнее: «Ластик» или «Карандаш»

Совет:   Для того, чтобы игровое поле не теряло своей формы, педагог может сам переворачивать названные игроками карточки. При этом «Карандашу» придется указывать пальцем только на первую перевернутую рисунком вниз карточку.

Игра – менялка «ЧЬЕ СЛОВО ДЛИННЕЕ?»

         В игре принимают участие два игрока или две команды (по 2 – 3 игрока в каждой).  Соперники (команды) сидят за столом друг против друга.  Логопед тасует колоду выбранных им по своему усмотрению коррекционных картинок 1 и сдает каждому игроку по 5 – 6 штук.  Эти картинки игроки держат в руках.  

       Первый игрок раскрывает и четко называет одну свою картинку. Его соперник делает ответный ход, стараясь выбрать у себя картинку со словом, количество звуков (или слогов)2 в котором больше, чем в слове соперника.

      Тот, чье слово окажется «длиннее» забирает себе обе картинки и начинает следующий ход. В случае равных результатов проводится переигровка, т.е. игроки раскрывают еще по одной картинке и тот из них, у которого в этот раз слово окажется «длиннее», забирает себе все 4 картинки.

      «Трофеи» - картинки, полученные в процессе игры, в данном туре больше не разыгрываются. Игроки раскладывают их на столе перед собой, наглядно демонстрируя, кто ведет в счете.  

         При командной игре пары соперников поочередно разыгрывают по одной паре картинок. В случае отсутствия у одной пары игроков картинок, необходимых для переигровки, свои картинки выкладывает другая пара игроков. «Трофеи», полученные отдельными игроками в ходе игры, считаются достоянием всей команды. Победа присуждается игроку или команде, собравшей у себя наибольшее количество «трофеев».  

                                                   

        Примечания:

1.  В колоде могут быть парные и повторяющиеся картинки.

2.  Подсчитывать и сравнивать следует что-то одно: либо количество звуков, либо количество слогов в словах.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ - ЛОВИШКИ.

 

        Если в играх-бежалках игроки уносили ноги от преследователя, то в игре – ловишке от них требуется мужество шагнуть навстречу опасности и, даже потерпев поражение, не падать духом, а снова идти в бой.

Игра – ловишка «МОСТ»

         На стол выкладывается прямая дорожка из 7 – 9 коррекционных картинок – это мост.

В игре должно принимать участие не более 4 – 5 детей. Чем больше участников игры, тем короче должен быть мост.

          С одной стороны, у начала «моста» ставятся фишки всех игроков – «охотников», с другой стороны на финише встает «хищник» - любой отрицательный персонаж, которым может быть либо зверь (волк, тигр), либо сказочный антигерой (Дракон, Кощей), либо вымышленное существо, олицетворяющее негативные черты характера (Жадность, Злоба, Каприз). Роль «хищника» всегда исполняет взрослый.

 

          Первый игрок – «охотник» «бросает» игральный кубик. Предположим, у него выпадает «тройка». Он четко произносит названия трех первых картинок на «мосту», логопед передвигает по ним его фишку и останавливает на третьей картинке. Затем логопед «бросает» игральный кубик и «хищник» делает определенное число шагов по мосту навстречу «охотнику» Приютом логопед четко называет картинки, давая детям образец произношения.

          Если «хищник» останавливается на той же самой картинке, на которой стоит «охотник», то он прогоняет «охотника» с моста обратно на его берег.  

          Если же «хищник» не доходит до картинки, на которой стоит «охотник» или проходит дальше, то «охотник» остается стоять на своей картинке.

          А «хищник» после каждого своего хода (результативного или нерезультативного) возвращается на свой берег к началу моста.

          Затем «бросает» кубик второй игрок - и снова «хищник» (он вступает в игру после каждого игрока).

          В процессе игры на мосту оказывается несколько фишек игроков – «охотников». Если «хищник» во время своего очередного хода останавливается на картинке, где уже стоит одна или несколько фишек игроков - он прогоняет этого «охотника» (или этих «охотников») с моста.

          Как только кто-нибудь из «охотников» добирается до конца моста - он побеждает «хищника». Теперь мост свободен и все «охотники» могут беспрепятственно дойти до финиша.

Примечание:  

В соответствии с требованиями сюжета занятия «мост» может превратиться в «тропинку», например, к логову «хищника».                          



Предварительный просмотр:

 «Учусь,  играя»  часть 1

Авторы-составители:

 Учитель-логопед МБДОУ № 80: Марчук Л.Н.., Учитель-логопед МБДОУ № 316: Новикова М.В.                                                                                                                

 В пособии представлены задания для развития психических процессов и мелкой моторики  детей 4-5 лет. Пособие предназначено воспитателям логопедических групп для коррекционной работы, групповых и индивидуальных занятий, учителям-логопедам, педагогам- психологам,  а также гувернёрам и родителям.  

 

 Красноярск – 2023

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми, время для активного развития интеллектуальной сферы ребёнка.  Однако, когда встаёт вопрос об эффективности развития психических процессов,  взрослым необходимо быть очень аккуратными и терпеливыми.  Хорошо, если предлагаемые детям задания и упражнения носят игровой характер, учитывают личностные особенности  и круг его интересов.

В данном пособии представлен комплекс заданий для детей 4-5 лет, направленный на развитие мелкой моторики и связной речи, дифференциацию восприятия, формирование и  развитие мышления, памяти, внимания, расширение кругозора. Выполняя его, ребёнок научится делать следующее: сравнивать предметы между собой по цвету, величине, классифицировать предметы и явления, находить противоположности, аккуратно закрашивать и штриховать. Представленные упражнения способствуют обогащению словарного запаса,  развитию грамматического строя речи.

Задания составлены на основе интеграции различных видов детской деятельности  и  разбиты  по лексическим  темам. Прежде чем начать работать по одной из тем, необходимо провести предварительную беседу, наблюдение с ребёнком. Например, перед выполнением упражнений по теме «Зимующие птицы» стоит рассмотреть картинки с изображением птиц, понаблюдать за птицами, прилетевшими на кормушку, прочитать художественное произведение по данной теме.

Задания и упражнения могут  использовать как специалисты дошкольных учреждений (воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи), так и родители. Учителя-логопеды  могут рекомендовать родителям выполнение тех  или иных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка для закрепления и повторения пройденного материала.  Инструкция к заданиям может варьироваться и дополняться в зависимости от решаемых педагогом задач.

Уважаемые взрослые! Будьте доброжелательны, верьте в успех ребёнка, старайтесь находить положительные моменты, за которые можно его хвалить.

Желаем успехов!

Тема: «Игрушки»

1. Найдите платье для каждой куклы, соедините линиями

        

   

             

2. Подберите в нижнем ряду такую же картинку, как наверху.

    Укажите её расположение – в начале, середине или в конце

         

 

 

         

 

        

 

          

3. Найдите мяч для  общей картинки. Обведите его

      


4. Какой игрушки не хватает, дорисуйте её

             

_____________________________________________________                                 

   

5. Покажите большой кубик. Покажите один маленький кубик?

Раскрасьте маленькие кубики цветными карандашами:

красным, синим, зелёным.

Посчитайте кубики (1 кубик, 2 кубика, ...).

Соедините кубики с соответствующей цифрой

 

1

2

3

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское пособие "Секреты неживой природы"

Пособие состоит из четырех элементов неживой природы -воздух,вода, песок,глина. При помощи моделей дети закрепляют свойства элементов неживой природы....

Авторское пособие "Пальчиковые игры"

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

Авторское пособие "Режим дня"

    Дидактическое пособ...

Авторское пособие "Волшебные огоньки"

Авторское пособие «Волшебные огоньки»Автор:...

Авторское пособие. "Звуковички". Согласные звуки.

Символы согласных звуков. "Звуковички". Можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях....