Авторское пособие «Старинные часы Тик-Так Годиновича»
материал на тему

Быкова Антонина Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykova_iz_opyta_sayt.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Авторское пособие «Старинные часы Тик-Так Годиновича»

Автор: Быкова Антонина Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. К шести годам восприятие уже становится внутренним процессом, и создаются условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями. Формируются предпосылки к школьному обучению.

Специфические особенности времени, как объективный реальности, затрудняют его восприятие детьми. Время нематериально, всегда в движении, течение времени совершается в одном направлении от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и показать. Даже дети старших групп сомневаются в существовании времени. Надо отметить, что материал «Месяцы года» является слишком громоздким для детей дошкольного возраста, поэтому они, чаще всего, основывают его лишь на уровне механического запоминания. Следует отметить, что для современных детей специфично, что и времена года запоминаются механически без чувственного понимания их последовательности, а часто и без соотношения с характерными признаками. А так как образное мышление и воображение являются ведущими у дошкольников, следовательно, образная подача материала  способствует  эффективному  его запоминанию.

Таким образом, возникла необходимость создания наглядного методического пособия.

В авторском дидактическом пособии «Старинные часы Тик-Так Годиновича» используется принцип одушевления и прием сюжетной подачи материала в процессе формирования представлений о времени  и временных понятий (год, время года, месяцы, циферблат) у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с данным пособием рассчитана на два года обучения, для детей 5-7 летнего возраста.

Авторское пособие

«СТАРИННЫЕ  ЧАСЫ  ТИК – ТАК  ГОДИНОВИЧА»

Обоснование актуальности темы

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Во времени живет и ребёнок. Его знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Дошкольный  возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. К шести годам восприятие уже становится внутренним процессом, и создаются условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями. Формируются предпосылки к школьному обучению.

Результаты диагностических срезов по определению уровня знаний и умений  детей ориентироваться во временных понятиях (сутки, неделя, времена года, год, месяцы года, циферблат) дали следующие результаты:

Поскольку  полученные  результаты обучения могут в дальнейшем сказаться на школьной неуспеваемости или дезадаптации детей младшего школьного возврата, возникла острая необходимость найти доступные способы обучения дошкольников самостоятельно ориентироваться во времени.

Вместе с тем, специфические особенности времени, как объективный реальности, затрудняют его восприятие детьми. Время нематериально, всегда в движении, течение времени совершается в одном направлении от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и показать. Даже дети старших групп сомневаются в существовании времени. Надо отметить, что материал «Месяцы года» является слишком громоздким для детей дошкольного возраста, поэтому они, чаще всего, основывают его лишь на уровне механического запоминания. Следует отметить, что для современных детей   специфично, что и времена года запоминаются механически без чувственного понимания их последовательности, а часто и без соотношения с характерными признаками. А так как образное мышление и воображение являются ведущими у дошкольников, следовательно, образная подача материала  способствует  эффективному  его запоминанию.

Таким образом, возникла необходимость создания наглядного методического пособия «Старинные часы Тик-Так Годиновича», в котором использовался принцип одушевления и прием сюжетной подачи материала в процессе формирования представлений детей о времени.

Основные цели и задачи

Решаемые с помощью пособия задачи в рамках основной цели – формирования временных понятий (год, время года, месяцы, циферблат) – будут способствовать:

  1. формированию ориентации во временных представлениях, в пространстве времени и его  интервалах, овладению ребенком свободным манипулированием временными понятиями;
  2.  развитию способности к вербальному анализу и вербально-логическому мышлению;
  3. профилактике трудностей овладения математическими понятиями: числовым рядом, отношением целого и части, циферблатом часом, решения так называемый «задач на движение»;
  4. расширению объема знаний об окружающем; пополнению словарного запаса и общей осведомленности;
  5. овладению навыками самостоятельной творческой работы.

Параллельно решаются следующие задачи:

  1. закрепление навыков «печатания» и чтения;
  2.  привитие любви к родной природе;
  3. развитие психических процессов (логика, мышление, память, воображение).

Для решения вышеуказанных задач используются следующие

Методы и Приемы работы:

  1. наглядный;
  2. словесный (художественное слово: сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, приметы; беседы; ответы на вопросы детей);
  3. практический (экскурсии, наблюдения, работа с календарём природы);
  4. проблемно-поисковый (обсуждение с детьми проблемных ситуаций, опыты, эксперименты);
  5. игровой.

Описание пособия

Методическое пособие «Старинные часы Тик-Так Годиновича» представляет собой закрепленный на стене круг – символ понятия «круглого года». В центре

круга – сказочный герой  Тик-Так Годинович. На его колпаке указан  текуший год. Круг разделен на четыре равные части – четыре одинаковых по длительности времени года. На пособии это изображено, соответственно, белым (зима); зеленым (весна); красным (лето); оранжевым (осень) цветом. В каждом секторе – фотография детей у одной и той же берёзки в разные времена года. Каждое время года, название которого обозначено около фотографии, снаружи круг имеет свои часы. Количество  часов у каждого времени года одинаковое – три, как и количество месяцев. Соответственно, всего двенадцать часов. Под часами – название месяца и картинка с характерными примерами месяца. Стрелки часов установлены так, что время, которое они показывают, соответствует порядковому номеру месяца в календарном году. Съемный колокольчик указывает на то, какие часы «звенят», то есть какой месяц в настоящее время. Одновременно с этим на пособии стрелкой показан «ход времени».

Схема работы с пособием

Технология работы с пособием

Произведения художественной литературы является особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального

отношения к миру. Рассказы, а особенно сказки, всегда были самым эффективным  средством общения с детьми. Дети невольно находят в них

отголоски своей собственной жизни. Такие сопереживания оставляют глубокий след, ведь у ребенка -  «память сердца».

Основой работы с пособием является авторская сказка «Старинные часы Тик-Так Годиновича»:

Глазу – не видимо.

Уху – не слышимо.

Руками – не трогано.

Ногами – не топтано.

Везде и негде.

От неба до звезд - встает во весь рост. С него все начинается, им все и заканчивается. Было, есть и будет «Царство времени». Отныне и до века правит там царь Тик-Так Годинович. И новый, и старый, и календарный, и учебный, и православный, и обычный и високосный. 

И было у Тик-Так Годиновича четыре дочери: Зима, Весна, Лето, Осень. Все красавицы писаные. А характерами разные. Любил отец дочерей безмерно и одинаково. По-справедливости разделили свое царство на равные части, и отдал в наследство каждой – четвертинку. И гостить решил у дочерей одинаково долго. Да только Зима установила границы своего владения так, что отец гостит у нее и в конце, и в начале года.

Двенадцатью башнями окружил свое царство Тик-Так Годинович. Во владении каждой дочери – три. На каждой башне – часы.  

Одарил Всевышний Тик-Так Годиновича внуками. Радости его конца не было. Первым родился Январь. В его честь на башне были остановлены часы: «Твой черед!».

Вторым появился на свет Февраль. И в честь его рождения Тик-Так Годинович приказал остановить часы на другой башне. Затем и у Весны родились: Март, Апрель, Май.  У Лета: Июнь, Июль, Август.  И Осень подарила отцу внуков: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. А последним родился Декабрь.

Стоят старинные часы Тик-Так Годиновича.   Да только Река в Царстве Времени текла, течет, и будет течь вечно и в одном направлении.

В данном пособии год начинается с зимы, но если есть необходимость можно вернуться к тому, что «отсчет» может быть с любого времени года.

Обращается внимание детей на то, что «река времени» течет в одном направлении.

Отработка последовательности времен года проводится в заданиях и играх следующего типа:

          «Какое время года наступит после …?»

«Какое время года бывает перед…?»

«Я задумала время года. Оно перед (после) … Какое время года я задумала?»

«Какое время года между зимой и летом?»

 Дети должны научиться не только отвечать на эти вопросы, анализируя прямую, обратную и «вразбивку» последовательность времен года, но и формулировать в последствии подобные вопросы сами.

Личный опыт и знания, полученные детьми в результате тесного общения с природой, исключают всякое ложное, неправильное толкование природных явлений.

Рассматривание на пособии фотографий у одной и той же березки в разное время года помогает детям систематизировать знания, полученные в результате наблюдений, экскурсий, проводимых опытов, экспериментов, праздников и закреплять знания о временах года. Детям предлагаются   следующие вопросы:

«Когда это бывает?»

«Когда березка надевает этот наряд?»

«Что было раньше?»

«Что происходит с деревом в разное время года?»

«О чем грустит наше дерево зимой (весной, летом, осенью)?»

Внимание детей обращается на то, что каждое время года состоит из трех месяцев, каждый в свою очередь имеет свое собственное название, свои приметы и свои часы, время на которых соответствует порядковому номеру месяца в году.

Вначале отрабатывается название, и последовательность месяцев в рамках времени года.

Так осень, соответственно, начинается с сентября – он первый месяц осени. За ним следует октябрь – он второй. Потом ноябрь – он третий.

 Полученные знания дети закрепляют в играх:

«Апрель – второй месяц весны. Перед ним бывает…»

«После второго месяца лета наступает…»

«К какому времени года относится…?»

«Какой месяц является первым месяцем зимы?»

«Какой месяц является последним месяцем весны?»

«Назови первые месяцы (средние, последние) каждого времени года».

Чтобы ответить на такие довольно сложные вопросы, дети должны «почувствовать» последовательность месяцев в каждом времени года.

Обращается внимание на то, что у  каждого месяца свои часы и «звенят» они строго в определенном порядке.

Перекидной календарь помогает детям констатировать факт окончания месяца и смену его другим, перемещается колокольчик. Механические действия детей как бы материализуют понятие «время».

При работе с пособием выделяется момент начала календарного года: начинается год с января – он первый, а заканчивается декабрем – он двенадцатый. То есть с одной стороны, месяцы имеют свой порядок наступления в течение конкретного времени года,  а с другой – свой порядковый номер в году. Таким образом, например, третий месяц календарного года – это март, но он же  является первым месяцем весны.

Чтобы подаваемая информация не была для детей излишней, и они адекватно ее усваивали, внимание опять обращается на циферблат часов. (Параллельно ведется работа по ознакомлению с циферблатом). Установленное время на часах помогает запомнить порядковый номер месяца, дети контролируют  знания циферблата. И, наоборот, ориентируясь на циферблат часов,  ребёнок может определить  название месяца и его порядковый номер в году.

Для  лучшего, эмоционального закрепления полученных знаний при работе с пособием можно использовать задания и игры по типу поиска времени:

«Мой день рождения»

«Дни рождения родных и близких»

«Кто будет праздновать раньше свой день рождения?»

«Когда праздник …?»

«Когда у родителей отпуск?»

«Чье время длится дольше?»

«Народная  пословица говорит: «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка». Почему?»

«Март – утро года. Почему?»

Спортивные игры: «Кто быстрее», «Кто дольше» - определение времени режимных моментов.

Примерный перечень произведений детской художественной литературы, используемых в учебно – игровой деятельности

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Повести и рассказы 

 В. Зотов.  Царство грибов (из книги Лесная мозаика). Лиственница. Белка. Ёж. Рябина. Заяц-беляк. Заяц-русак. Кабан. Волк. Лиса. Клёст - еловик. Глухарь. Дрозд.

А.Пушкин.  «У лукоморья дуб зелёный…»

К.Коровин. Белка.

К.Ушинский. Капельки.

Л.Толстой. Белка и волк.

Н.Павлова. Деревня зимой.

В.Бианки. Синичкин календарь.

Е.Трутнева. Морозный ветер.

Н.Павлова. Самая зимостойкая яблоня  

О.Иваненко. Сосулька  

А.Плещеев. «Уж тает снег»

А.Усачёв. Радуга.

К.Паустовский. Тёплый хлеб.

 В. Зотов.  Царство грибов (из книги Лесная мозаика).

Е. Пермяк. Чижик-пыжик.

В. Осеева. На катке.

В.Бианки. Синичкин календарь

Н. Сладков. Весенние радости

В. Сухомлинский. Весенний ветер.

М. Пришвин. Золотой луг.

Сказки

А.Ремизов. Хлебный колос (ДВ, 1993, №11, с.90).

Д.Мамин - Сибиряк. Серая шейка, Двенадцать месяцев (слов., пер. С.Маршака).

П.Бажов. Серебряное копытце.

Х.К.Андерсен. Дюймовочка.

Х.К.Андерсен.   Гадкий утёнок.  

В.Даль. Война грибов с ягодами.

В.Гаршин. Лягушка-путешественница.

В.Одоевский.  Мороз Иванович.

Бр. Гримм. Госпожа метелица.

Е.Шварц. Сказка о потерянном времени.

Стихи:

 

Н.Егоров .Огород. Капуста. Помидор. Наша яблонька. Малина. (из книги  «Огородный светофор»)

В.Берестов. Дракон

Ю.Тувим. Овощи.Отличные пшеничные (шведская нар. песенка в обр. И.Токмаковой. ДВ, 1996, №9, с.124)

Н.Минский. Листопад (ДВ, 1994, №3, с.71)

С. М. Гродецкий. Первый снег (ДВ, 1993, №11, с.90)

Н. Стачнев  Осенняя гамма (пер. с болг. И.Токмаковой)

А.К.Толстой . Осень

А.Блинов. Последний листок (из книги «Ветер-водонос»)

И.Бунин. Первый снег.  Листопад

Н.Никитин. Встреча зимы М.Пожарова. Заклинание зимы (ДВ, 1994, №3, с.72)

К.Бальмонт. Снежинка. Осень. Осень на дворе.

А.Яши. Покормите птиц

С.Есенин. Пороша. Белая берёза

А.Шевченко. Весна-мастерица

С.Городецкий. Весенняя песенка (ДВ, 1994, №3 с.68)

Г.Демыкина. Птенцы научились летать (65, 76)

Л.Квитко. Ручеёк (ДВ, 1998, №2 с.84)

А.Фет «Бабочка»

Н.Красильникова «Гость в лесу» (ДВ, 1996, №9 с.124

 

В.Орлов. Колосок        

А.Блинов. Арифметика природы. Когда планета кружится.

Е.Карганова .Новогодние пожелания

В.Кудлачёв. Новогодние гости.

Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою…», «Зима недаром злится…». Весенние воды.

Е.Серова . Подснежник.   Ландыш

В.Сухомлинский. Весенний ветер

Г.Ладонщиков. Весенняя песенка

А.Кулешов. Берёзка

А.Антошкин. Здравствуй, лето

К. Бальмонт. Осень. Осень на дворе

И. Бунин. Листопад


Примерные перечень картин   для рассматривания

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

И.Бродская. Опавшие листья.

И.Горлов. Осень.

И.Остроухов. Золотая осень.

И.Шишкин. Корабельная роща. Утро в сосновом бору.

П. Кончаловский. Поднос и овощи.

А.Куприн. Натюрморт с кабачками и корзиной. Белки осенью (из серии «Дикие животные»).

Н.Грабарь. Осенний день. Февральская лазурь.

И.Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

И.Ерышев. Хлебное поле.

Ван Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

В.М.Кустодиев. Масленица.

В. Бакшеев. Голубая весна.

Я.Бродская. Март.

С.Герасимов. Последний снег. Ива цветёт.

А. Грицай. Молодая зелень.

А.Саврасов. Грачи прилетели. Дикие животные (серия «Весна»).

А.Рылов. В голубом просторе.

Т.Яблонская. Май.

А.Бубнов. На поле.

И Бродская. Упавшие листья. Осенний туман. Лес зимой в снегу. Апрель

Ф.Васильев. Перед дождём

А.Саврасов. К концу лета на Волге

И.Горлов. Парк культуры. Осень

Г.Низский. Над снегами

П.Корин. Северная баллада

Н.Ульянов. Снегири

А.Саврасов. Зимний пейзаж. Иней

В.Суриков. Взятие снежного городка

А.Дейнека. Хоккеисты

А.Грицай. Половодье

А.Рылов. Зелёный шум

И.Левитан. Большая вода


Дидактические игры

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

«Созрело - не созрело»  

«Съедобное – не съедобное»  

«Где спрятано растение»  

«Узнай растение»  

«Какое время года»  

«Кто где зимует»  

«Вершки и корешки»  

«Загадай, мы отгадаем»  

«Магазин семян»

 «Четыре времени года»

«Найди дерево по описанию»

Игры с открытками «Угадай время года, когда отправляем поздравление»

«Собери букет по сезону »  

«Осень»  

«Найди, что опишу»

 «Так бывает или нет?»  

«Путешествие»  

«Природа и человек»  

«Закончи предложение»  

 «Изобрази время года»    

«Времена года»  

«Осенняя ярмарка»

«Дары природы»

«Часы»

«Круглый год»  


 Полученные знания дети закрепляют в практической деятельности, ведя календари наблюдений (Приложение 1)

Результативность работы

Диагностика проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) по разделу « Первые шаги в математику »

программы «Детство» по основным критериям:

Низкий уровень: Ребёнок  испытывает затруднения в названиях месяцев и времён года; в определении, продолжительности, сменяемости и последовательности этих временных эталонов. Не ориентируется по циферблату часов, не  развито  чувство времени.

Средний уровень:  В  достаточной степени  имеет представления о временах года и  месяцах. Обозначает и манипулирует простейшими  временными понятиями и соотношениями временных интервалов (час, месяц, год). Умеет работать со схемами и планом.

Высокий уровень: Ребёнок свободно владеет условными обозначениями временных отношений: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год. Умеет анализировать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности. Умеет определять время на циферблате.  Владеет навыками самостоятельной творческой работы. Умеет сопоставить наблюдаемую реальную действительность с содержанием  стихов, рассказов, сказок.

     

 

Результаты                                                           Результаты

    начальной диагностики                                  промежуточной диагностики

Промежуточная диагностика знаний детей о временных понятиях и о  циферблате после начала работы с пособием «Старинные часы Тик-Так Годиновича» показала положительную динамику роста знаний и умений детей.

Перспектива работы:

Работа с пособием имеет перспективы развития и включает в себя следующие блоки:

  1. старинные названия месяцев;
  2. долгота дня каждого месяца;
  3. состав числа;
  4. зодиакальный гороскоп.

Библиографический список

1.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей у детей 5 – 7 лет. Москва. «Владос», 2005г.

 2.Борисенко М.Г. , Лукина Н.А.. Осень. Зима, зимние забавы. Весна. Санкт-Петербурга «Паритет», 2006г.

3.Волина В. Занимательная математика для детей. Москва «Знания», 1993г.

4.Гаврилина С. Кутявина Н. Учимся определять время. День, неделя, месяц, год. Москва, «Академия развития», 2005г.

5.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Логинова В.И., Бабаева Т.И. – Спб.: Детство- Пресс, 2000. – 244с.

6.План программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост.  Гончарова Н.В., под ред. Михайловой З.А.  – СПб: «Детство – Пресс», 2004. – 255с.

7.Мариничева О.В. Ёлкина Н.В. Детский сад день за днём. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль. «Академия развития», 2002.-192с.

8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений   о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. – 47с.

9. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного  возраста. Москва. Айрис-Пресс, 2007.

АВТОРСКАЯ

СКАЗКА

Высокий уровень

40 %

Высокий  уровень

37%

Низкий  уровень

21%

Средний уровень

49 %

Средний уровень

43 %

Низкий  уровень

37%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия для детей старшего возраста "Старинные часы"

Цель занятия: поможет учить детей связно излагать свои мысли, продолжать  учить делать умозаключения с помощью вопросов; развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умен...

Образовательное путешествие для детей старшего дошкольного возраста " Где в городе старинные часы."

Образовательное путешествие – особая технология освоения мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность детей, где взрослый выступает в роли сопроводителя в е...

Конспект НОД "Старинные часы"

Тема: «История часов»Цель: формирование у детей представлений о прошлом часов. Задачи:1.Познакомить детей с историей возникновения часов;упражнять детей в прямом и обратном устн...

Мастер-класс «Старинные часы как атрибут театральной декорации»

Людмила СтепановаМастер-класс «Старинные часы как атрибут театральной декорации»Продолжаю тему по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками.Доброго времени суток, уважаемые к...

Сценарий кукольного спектакля "Старинные часы с кукушкой"

Сценарий кукольного театра для детей "Старинные часы с кукушкой"...

Авторское пособие "Артикуляционные часы"

Артикуляционная гимнастика имеет важную роль в коррекции звукопроизношения, но не всегда дети с удовольствием ее выполняют, поэтому Казаковой Е.Н. было разработано дидактическое пособие «Артикул...