Конспект НОД "Старинные часы"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Зуева Светлана Борисовна

 

Тема: «История часов»

Цель: формирование у детей представлений о прошлом часов.

 

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения часов;

упражнять детей в прямом и обратном устном счёте;

упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу;

упражнять в нахождении сходства и различия между предметами;

учить соотносить число с цифрой.

 

2.Развивать кругозор детей.

 

3.Воспитывать интерес к познанию нового;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, вызвать стремление к качественному выполнению задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnye_chasy_0.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности /ФЭМП/

/старший дошкольный возраст/

«Старинные часы»

Тема: «История часов»

Цель: формирование у детей представлений о прошлом часов.

        Задачи

Материал

Организация

1.Познакомить детей с историей возникновения часов;

упражнять детей в прямом и обратном устном счёте;

упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу;

упражнять в нахождении сходства и различия между предметами;

учить соотносить число с цифрой.

2.Развивать кругозор детей.

3.Воспитывать интерес к познанию нового;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, вызвать стремление к качественному выполнению задания.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, часы – свеча, часы- цветы, песочные), мяч, цифры, 3-4 обруча, лист ватмана, разделённый по горизонтали на три части; кубики.

Раздаточный материал:

По одному рисунку, на котором изображены электроприборы с часами, клей, кисти, салфетки.

Фронтальная работа

  • Организационный момент

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года?

- Назовите сезонные изменения в природе, которые произошли с наступлением зимы?

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назовите зимние месяцы

- Какое время года следует за зимой?

  • Беседа

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я напрасно не хожу,

                              Когда надо, разбужу.

                                                        (часы)

- Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто – нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Воспитатель сопровождает свой рассказ иллюстрациями с изображением часов.

- Давным – давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.

Кроме водяных часов есть ещё часы песочные. Они показывают время и днём и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется

в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5 или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сегодня, когда вы будете одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы оденетесь.

Были когда – то ещё часы – свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком.  Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошёл определённый отрезок времени.

Ну а самые необычные, пожалуй, - цветы – часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днём закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днём всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.

  • Физкультминутка «Цветы»

Наши нежные цветки                  Наши алые цветки

Распускают лепестки.                 Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,                 Тихо засыпают,

Лепестки колышет.                     Головой качают.

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их.)

  • Дидактическая игра «Назови скорей»

В начале игры воспитатель предлагает детям называть числа на единицу больше. Педагог бросает мяч и называет число. Ребёнок ловит мяч, и, бросая его обратно, называет число на единицу больше. Игра проводиться в быстром темпе. Другой вариант задания: назвать число на единицу меньше.

  • «Часы в быту»

 Ребята, сегодня вы узнали о старинных часах.

- А какие часы есть сейчас?

- Где ещё можно увидеть часы? /в телевизорах, микроволновых печах, музыкальных центрах, стиральных машинах, автомобилях и т.д./

- Кто знает, как называются часы в стиральной машине? /таймер/

- Вы назвали много электроприборов, в которых есть часы. Как вы думаете, что с их помощью можно узнать?

Воспитатель показывает на лист ватмана и говорит, что это витрина магазина «Электротовары», который должен скоро открыться. Давайте украсим вашими рисунками витрину магазина. Наклейте свои рисунки на «полки».

Вопросы:

- Назовите электроприборы, в которых есть часы.

- Чем похожи электроприборы? (во всех есть часы)

- Чем отличаются электроприборы друг от друга (формой, назначением, внешним видом)

- Зачем нужны часы в этих приборах? Что с их помощью можно узнать? (в какое время идёт фильм, за какое время можно приготовить торт, постирать бельё и т. д.)

- Сколько всего электроприборов вы приклеили?

- Чего больше: телевизоров или музыкальных центров?

- Чего меньше: кинокамер или электроплит?

Предложить детям сравнить предметы без счёта с помощью  заместителей.

  • Дидактическая игра «Сколько жильцов в квартире?»

На полу несколько обручей, в каждом лежит одна цифра.

Правила игры.

Дети бегают по комнате. По сигналу они бегут к обручу – «квартире». Цифра показывает, сколько «жильцов» в ней живёт.

Если «квартира не полностью заполнена, необходимо спросить, сколько жильцов не хватает. Игра продолжается. Цифра в обруче меняется.

  • Итог занятия

- Что нового и интересного вы узнали на занятии?

- Какие старинные часы вы можете назвать?

- Есть ли у вас дома электроприборы с часами? Назовите их.

Как они вам помогают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного часа по теме "Дикие животные"

Цели: упражнять детей называть взрослое животное и его детёнышей; развивать умение активизироватьвнутреннее внимание , воображение, умение выразительно показывать образы по  сюжету;  закрепи...

Конспект динамического часа с детьми старшей группы: на тему: "В далекой Африке"

Ход динамического часа Воспитатель: Построение в шеренгу.  Подравняйтесь. Улыбнитесь приветливо мне, солнышку, друг другу и гостям. Ребята, знаете ли вы, что есть страны, где нет зимы. Давай...

Конспект коррекционного часа на тему: «Домашние птицы»

Задачи:     Развитие внимания, мышления, памяти;    Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно-пространственного восприятия;     Активизация словаря...

Конспект НОД "Часы"

Конспект НОД "Часы" для детей старшей группы...