Конспект коррекционного часа по формированию лексико - грамматических категорий языка и связанной речи в логопедической подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Берсенёва Надежда Николаевна

Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kategoriy_yazyka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №3 г. Лебедянь Липецкой области.

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЧАСА

по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в логопедической

подготовительной группе

Воспитатель логопедической группы: Берсенёва Надежда Николаевна.

г.Лебедянь

Конспект коррекционного часа по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи.

Программные задачи:

  • закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях;
  • упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду;
  • обогащение лексики родственными словами к слову «лес», прилагательными, глаголами;
  • закрепить название лиственного, хвойного, смешанного леса;
  • упражнять в обобщении и классификации;
  • упражнять образовывать относительные прилагательные от названий деревьев;
  • упражнять в употреблении в речи сложно-подчиненных предложений с придаточными причины;
  • развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
  • воспитывать бережное отношение к лесу.

- Дети, вы сегодня были на прогулке в лесу. Как только об этом узнал ваш друг Буратино, то очень расстроился. Как же вы его забыли? Вы теперь много узнали нового, а он ничего не знает о лесе. Я пообещала ему, что вы его обязательно возьмёте на следующую прогулку. И вот он уже готов. Ждет с нетерпением прогулки в лес. Чтобы не было скучно в пути, мы возьмём с собой песенку.

Песня «Осенняя прогулка».

(дети останавливаются около фланелеграфа, на котором картинки с изображением деревьев: хвойных – сосна, ель; лиственных – береза, дуб, тополь, рябина, липа, клен).

- Вот мы и пришли! Здравствуй лес!

                                   Дремучий лес!

                                   Полный сказок и чудес!

Сколько здесь деревьев и все разные. В какой же лес мы пришли? (в смешанный).

А если бы в лесу росли одни елочки и сосны, то, как бы он назывался? (хвойный).

А какой лес еще бывает? (лиственный).

Почему его так называют? (потому что на деревьях растут только листики, а не хвоя).

- Дети, расскажите Буратино, как называются деревья, которые растут на опушке леса? (дети перечисляют).

Буратино: Я уже запомнил и сейчас все назову. (начинает называть и допускает две ошибки путая сосну и ель).

- Правильно назвал деревья Буратино? Где он ошибся? Чем отличается сосна и ель? Почему Буратино их спутал? (дети называют отличия и сходство сосны и ели).

Буратино: Я тоже хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете деревья? Мне очень нравятся два дерева и о них я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

«Богатырского сложенья

Он раскидист и высок,

Желуди на нем растут,

Угадай, как его зовут»

                                 (дуб)

                  «Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане»

                            (береза)

- Буратино спрашивает, почему эти деревья мне нравятся? Дети, вы не поможете мне ему объяснить? (дети рассказывают о дубе и березе. Дуб – какой? Береза – какая?).

Пока мы говорили о сосне да ели, дубе и березе, другие деревья загрустили. Им обидно, что о них ничего не сказали. А разве они плохие? Давайте мы им сделаем приятное, мы их похвалим. Клен – какой? Рябина – какая? Тополь – какой? Липа – какая?

Дети, вот видите, как повеселели деревья, им очень приятно, что так хорошо о них рассказывали.

Буратино любит играть и предлагает, чтобы мы поиграли с деревьями. А любимая игра у него – «прятки». Сначала вы спрячитесь за кленовые листочки, которые лежат у ваших ног. А когда откроете глаза, то отгадайте, что изменилось, какое дерево спряталось или поменяло свое место. (игра проводится 2-3 раза).

Физкультминутка. Игра с мячом.

(дети стоят в кругу).

Воспитатель бросает мяч и говорит:

- Одна береза, а пять… (ребенок добавляет… пять берез и бросает мяч воспитателю).

- одна сосна, а семь… семь сосен и т.д.

- Дети, где растут все эти деревья? (в лесу).

- Конечно, мы сейчас в большом лесу, а, знаешь ли, Буратино, как называется маленький лес?

- Конечно, знаю! Лесок! А какие слова еще образовались от слова «лес»?

- Нет, больше я не знаю. А вы ребята, знаете? Подскажите, пожалуйста.

- Дети, вы не только должны называть слово, но и объяснить Буратино, что оно обозначает. (лесочек, лесник, лесная, лесовичок, подлесок).

Буратино загрустил ему стыдно, что он так мало знает. А ведь ему тоже хочется, чтобы его взяли в  школу. Но мы ему будем помогать готовится. Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения.

Проведем игру «Подберем пару». 

(у детей картинки с изображением дерева, а у воспитателя – с изображением веток от этих деревьев).

Ребенок говорит:

- Мне нужна сосновая ветка, потому что у меня сосна и т.д.

(Последний раз предложение произносит Буратино и очень рад, что произнес правильно).

Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Но ведь нельзя же вернуться без подарка. Давайте хотя бы соберем осенний букет из листиков.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Раз, два, три, четыре, пять – хлопки в ладошки.

Будем листья собирать:             энергичное сжимание:

Листья березы                             кулачков

Листья рябины                            загибание пальцев

Листья тополя                                по одному, начиная с

Листья осины                                 большого

Листья дуба

Мы соберем         сжимание кулачков

Маме осенний букет

отнесем        «хождение» в воздухе пальцами.

Почему мы собрали в букет только подарки лиственных деревьев, а не взяли веточки ели и сосны? (потому что деревья осенью сбрасывают листья, а у хвойных пришлось бы их отламывать, а  этого делать нельзя).

«Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом помогать

Беречь леса, поля и реки

Чтоб сохранилось все на веки».

(дети с песенкой возвращаются с прогулки из «леса»).

«Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен качает головой.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят,

До свиданья, лес осенний

Мы уходим в детский сад»

Индивидуальная работа (за столом).

Воспитатель дает задание:

  1. штриховка изображения ели наклоном в правую и левую сторону от центра;
  2. рисование хвои на еловой ветке;
  3. нанизывание рябины на проволоку – изготовление бус.

(работают над одним заданием по парам, сравнивая свои работы).

Воспитатель индивидуально занимается с детьми по заданию логопеда.

1 задание – подбери действия к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»

Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать  и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить  обобща...

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в группе для детей с ОНР ( первый год обучения)

Фронтальное занятиепо формированию лексико-грамматическихкатегорий языка и связной речи в группе для детейс ОНР (1 й год обучения, II период)Формирование мотивационной основы высказывания. Предложение...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы

Активизация  и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...

«Подарки Мойдодыра» Конспект группового занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР

laquo;Подарки Мойдодыра» Конспект группового занятияпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР...

Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»

В игровой форме с использованием распевки, веселой артикуляционной гимнастики, яркого картинного материала активизируем слуховое внимание детей старшего дошкольного возраста, подготовим к процессу диф...

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связанной речи. Тема: Предлог «НА». Посуда.

Цель: формирование умения понимать и правильно употреблять предлог «на»...