Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мисько Алевтина Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут  воспитанника с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника с ОВЗ

на 202_ - 202_ учебный год

Ф.И.О. ребенка:  ___________________________________

Дата рождения: ____________________________________

Возраст на момент составления программы:  _________

Группа: ___________________________________________

Основания: заключение ПМПК ______________________

Урай, 202__ г.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (ИОМ)

Содержание

Целевой раздел ИОМ

I. Общие сведения.

Заключение и рекомендации ПМПК.

Психолого-педагогическая характеристика.

Логопедическое представление.

Организационный раздел ИОМ

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса.

Содержательный раздел ИОМ

III. Индивидуальная образовательная программа.

Модуль 3.1 Комплексирование программ.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ.

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП.

3.4. Адаптированный учебный план и формы психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка).

IV. Программа сотрудничества с семьей

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами.

5.2. Итоговый контроль.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

(ИОМ)

Ф.И.О. ребенка: _________________________________________________________________

Дата рождения: _________________________________________________________________

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

  • компенсирующей группы;
  • комбинированной группы;

Целевой раздел ИОМ

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию: ___________________________________

Дошкольная группа:

________________________________________________________________________________

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

  • нет;
  • да.

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;

Образовательная программа:

  • адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

  • ПрАООП для детей с ТНР

Психолого-педагогическая характеристика

Особенности контакта:

Эмоционально-волевая сфера:

Особенности деятельности:

работоспособность: 

темп деятельности, утомляемость:

перенос на аналогичный материал: 

принимаемая помощь и её объём: 

Сформированность пространственных и временных представлений:

Особенности интеллектуально - мнестической деятельности

Характеристика понимания инструкций:

Ориентировка в заданиях разного уровня сложности:

Удержание цели:

Целенаправленности и осмысленности производимых действий: Восприятие:

Внимание:

Память:

Мышление:

Логопедическое представление

Речевое окружение 

Раннее речевое развитие: ЗРР. 

Состояние артикуляционного аппарата: 

Состояние артикуляционной моторики: 

УСТНАЯ РЕЧЬ:

Фонематическое восприятие: 

Звукопроизношение: 

Состояние словаря:

Грамматический строй речи: 

Связная речь:

Заключение учителя-логопеда: 

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Организационный раздел ИОМ

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ

Материально-технические условия:

  • Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
  • Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
  • На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
  • интерактивная доска;
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

  • Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
  • Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Соматическое состояние, группа здоровья  

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Противопоказания

Взаимодействие специалистов ОУ

Расписание образовательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогов  с воспитанником (цей)  группы компенсирующей направленности

на 202_ - 202_ уч.год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Содержательный раздел ИОМ

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на год

№/Неделя

Модуль АООП

Задачи, развитие деятельности

Игры и упражнения

1-2 неделя сентября

Адаптационный период

Диагностика

3-4 неделя Мая

Итоговая индивидуально-педагогическая диагностика развития детей

План индивидуальной работы педагога-психолога

Неделя

Задачи

Развитие деятельности и коррекция психических процессов

Игры и упражнения

1-2 неделя сентября

Адаптационный период

Диагностика

3-4 неделя Мая

Итоговая диагностика

План индивидуальной логопедической работы

Месяц

Неделя

Тема

Задачи по развитию фонематического восприятия, обучению произношению

Календарно тематическое планирование по развитию связной речи, лексико-грамматического строя

Игры и упражнения

Подготовительный этап

Первые недели сентября - диагностика

1 период  сентябрь -ноябрь

2 период декабрь-февраль

3 период март- май

Мониторинг индивидуального развития

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

3.2.2 А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

Азбука для мальчиков

Болтушки-хохотушки

Все гости к нам

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Отважный Фридрих

Дедушка в аэропорту

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми.

Капризная Марта

Именины у Кристины

Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

Бюро находок

2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Кто прав?

Хитрые вопросы

Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Болотная свадьба

Угадай профессию

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

Рюкзак туриста

Королевский указ

3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

5 хороших дел

Кушать подано

Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

Весёлый город

Наши превращения

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

Рабочий инструмент

Моя халва

3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Эхо в горах

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Рабочий инструмент

Фея

Снеговик-слоговик

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Артикуляционная гимнастика

Болтушки-хохотушки

Лишний слог

Как это читать

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Корзинка для бабушки

Твоё ТВ

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

Сыщик идёт по следу – 1

Приключения Буратино – 1

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

Удар-гол

Сказочная ошибка

Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

Бюро находок

Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

Бабушкины запасы

Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого).

Азбука для мальчиков

Мечта поэта

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

В гостях у сказки

Танцы с папуасами

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

Бабушкины запасы

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы.

Бюро находок

Прогулки с привидениями

Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам).

Птенцы в беде

Попугай

Аленький цветочек

Весёлые рыбаки!

Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

Срочная почта

Фигурное катание

В гостях у Джинна

Богатый улов

Все гости к нам

3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Кто лишний?

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

Дружные гусеницы

Болотная свадьба

Пират и клад

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Бобр добр

Беличий переполох

Весёлый курятник

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

На горном склоне

Карибский круиз

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Тряпки по порядку

Бюро находок

Прятки под шапкой

Сейф с секретом

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

Звонок другу

Магазин игрушек

Как считают индейцы

Как вычитают индейцы

Диета для Обжоры

Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств.

Отпадный пряник

Фокус-покус

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

День Барона

Поезд-неделька

12 месяцев

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Что сначала?

Беличий переполох

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

12 месяцев

Чудеса на полянке

Пират и клад

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Рюкзак туриста

Фея

Королевский указ

3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Ворона и лисица

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Таинственная картина

Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

Незаконченная картина

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

Любовь-морковь

Мечта поэта

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

Не будить до весны

Привет планетам

Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Азбука для мальчиков

Ленивый богатырь

Владеет основами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности.

Невнимательный художник

Лабиринты Али-Бабы

3 этап организации образовательной деятельности

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

Вокруг мира на плоту

Сладкий дом

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Ручные привидения

Музыкальная школа

Слогодэнс

Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д.

Незаконченная картина

3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Дорожные работы

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

Новосёл

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Фея

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта.

Древний спорт

Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения.

Ручные привидения

Бежит-лежит

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

Болтушки-хохотушки

Ловкая Л

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Тряпки по порядку

Рюкзак туриста

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

Психологическая помощь

Логопедическая помощь

Музыкальные занятия

Физкультурные занятия

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Специфические коррекционные задачи, не входящие в АООП дошкольного образования


5.2. Итоговый контроль

"Согласовано"

Заместитель заведующего по ВМР: __________________________________________________

Воспитатели:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:________________________________________________________________

Специалист коррекционного профиля учитель-логопед: ________________________________________________________________________________

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель: _______________________________________________________________________