Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гоголева Наталья Николаевна

"Непоседы"

Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Раскрыты многие причины и механизмы возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте. Вместе с тем, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое оснащение этой проблемы, методические вопросы, связанные с коррекцией эмоциональных нарушений, разработаны еще недостаточно. Коррекционная работа с такими детьми, как правило, направлена на развитие познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Нижнекамск

Составил авторский коллектив: педагоги-психологи ДОУ г.Нижнекамска: Гоголева Н.Н., Наумова И.П.

Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы «Непоседы». г.Нижнекамск, 2021. – 51с.

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии НФ ИЭУП (г.Казань) О.А.Талипова.

В программе содержится практические занятия по коррекции эмоционольно-волевой сферы детей дошкольного возраста, которые позволят детям свободно общаться со сверстниками, лучше понимать их, позволят снять психоэмоциональное напряжение, повысят уверенность в себе.

Программа предназначена педагогам-психологам дошкольных учреждений и воспитателям детских садов, которые принимают активное участие в создании благоприятной психологической обстановки в группе сверстников.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..4                
  2. Цикл занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей………6              
  3. Заключение………………………………………………………………...49
  4. Список используемой литературы……………………………………….51

Пояснительная записка

Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Раскрыты многие причины и механизмы возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте. Вместе с тем, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое оснащение этой проблемы, методические вопросы, связанные с коррекцией эмоциональных нарушений, разработаны еще недостаточно. Коррекционная работа с такими детьми, как правило, направлена на развитие познавательных процессов.

Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, а спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки. Достичь этого можно через выразительность движений и действий, здесь ребенок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Неумение владеть выразительными средствами тела ослабевает взаимодействие ребенка с окружающим миром. Ребенок учится осознавать и ставить перед собой определенные цели, учится добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, учится развивать терпение и выдержку. В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Но при переживании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. В связи с этим была создана данная программа, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы старших дошкольников. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи:

1.Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2.Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.

3.Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

4.Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

5.Формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни.

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

- психогимнастика;

- арт-терапия;

- подвижные игры;

- имитационные и ролевые игры;

- беседы и проблемные ситуации;

-техники и приемы саморегуляции;

-релаксационные упражнения.

Идея данной программы состоит в том, что она предусматривает непрерывное сопровождение и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего цикла занятий.

Цикл занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей

Занятие 1 «Я»

Цель: Ознакомить детей с положением «Каждый человек имеет право на имя», познакомить с понятием «Отчество». Учить представлять себя коллективу сверстников. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Определение эмоционального благополучия ребенка в семье.

Каждое занятие начинается с нового приветствия, того, с каким не здоровались на предыдущем занятии (способы приветствия могут быть реально существующие и шуточные).

1)Здравствуйте, ребята! Я вас вижу каждый день, знаю вас хорошо. Вас связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Сегодня мы с вами поговорим о ваших именах.

По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. А вы знаете свое отчество? (Ответы) А почему у тебя такое отчество? (Объяснение: рассказать, откуда берется отчество)

Общаясь со своими друзьями, подругами, мы называем их по именам. Каждое имя имеет какое-то значение, что-то обозначает. Например: Людмила – милая людям, Ляйсан – весенний дождь.

Домашнее задание: спросить у родителей, что означают ваши имена.

2)Игра «Назови себя». Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

3)Игра «Позови ласково». Ребенку предлагают передать мяч сверстнику по кругу, ласково назвав его по имени.

4)Рисование – тест «Моя семья». Рассматривание рисунков.

Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием, который должен содержать в себе взаимодействие. Эта процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.

Занятие 2 «Я и мое отчество»

Цель: Познакомить детей с многогранным понятием «Я». Дать возможность детям взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе. Закрепить понятие о значении имени и отчества. Определить уровень самооценки и эмоционального отношения к себе.

1)Беседа «Что означают ваши имена?» (домашнее задание).

2)Игра «Назови свое полное имя и отчество». Ребенку предлагают представить себя, назвав свое полное имя и отчество, и передать мяч следующему по кругу.

3)Игра «Кто я?» (с мячом). Дети стараются ответить на вопрос «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства. Каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я – девочка», «Я – человек, занимающий спортом», «Я – хороший человек» и т.п.

Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

Усложнение: «Рассказ о себе».

4)Беседа: Когда мы говорим слово «Я», мы говорим о себе: какой я, что я умею делать. Чем я отличаюсь от других. Сейчас я в детском саду. Кто я? Ответ: ребенок. Когда приходим домой, кто я? (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). На улице во дворе, кто я? (друг, подруга, товарищ). А какой я? На занятиях? Дома? На празднике? А что я умею, что люблю делать? Посмотрите, сколько в нас я и какие они разные.

5)Рисование – тест «Самооценка и эмоциональное отношение к себе».

Домашнее задание: принести семейные фотографии.

Занятие 3 «Я и моя семья»

Цель: Дать понятие детям о генеологическом дереве. Познакомить детей с документом «Свидетельство о рождении». Способствовать запоминанию фамилий всех участников группы.

1)Сюрпризный момент: медведь с деревом своего рода.

- Меня зовут Мишутка. Я хочу вам рассказать о своей семье Косолапых. У каждого человека есть свои предки: родители, бабушки, дедушки, т.е. свои корни как у дерева. Поэтому дерево является символом семьи. Посмотрите, нижние ветки самые большие, они раньше других родились – это бабушки и дедушки (вставляют фишки), следующие ветки поменьше, они еще молодые – мой папа Михаил Потапович и мама Анастасия Петровна. На верху самая маленькая и молодая веточка – это я, Мишутка. Вот и получилось дерево моей семьи Косолаповых.

А у вас есть семья? (Ответы) Давайте, ребята, расскажем Мишутке о своих семьях (Рассказы детей)

2)Когда рождается ребенок, то выдается документ. Он называется «Свидетельство о рождении». Здесь записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, фамилию, имя, отчество мамы и папы. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму показать этот документ. Пусть мама прочтет все его пункты, вы еще раз услышите, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

3)Игра «Снежный ком». Для того, чтобы Мишутка запомнил ваши фамилии, мы разыграем игру «Снежный ком» (с мячом). Первый участник называет свою фамилию. Следующий – повторяет его, затем называет свою фамилию. И так по кругу. Игра заканчивается, когда первый участник назовет по фамилии всю группу.

4)Рисование «Дерево моей мечты». Обсуждение.

Домашнее задание: дорисовать «Дерево семьи».

Занятие 4 «Я и моя группа»

Цель: Дать понятие «наша общая семья – детский сад». Развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Развивать внимание, наблюдательность, а также групповое знакомство.

1)На прошлом занятии мы рисовали дерево своей мечты. А сегодня мы с вами поговорим о другой семье. Как вы думаете о какой? Детский сад – Дом радостных встреч. Группа – наша новая семья. У каждой семьи есть своя фамилия. В нашем детском саду у каждой группы есть название. Как называется ваша группа? Как называется детский сад? Что связывает вашу группу? Что вы делаете вместе? Чем вы занимаетесь в группе? Как вы общаетесь в группе? Какие правила поведения приняты в вашей группе? А давайте узнаем друг о друге побольше, а для этого поиграем в игру.

2)Игра «Встаньте все те, кто…». Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто:

- любить бегать;

-  радуется хорошей погоде;

- имеет младшую сестру;

- любит дарить цветы и т.д.

3)Игра «Подарок на всех» (цветик-семицветик). Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?»

Или «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток:

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

В конце конкурса на самое лучшее желание для всех.

4)Коллективное рисование «Наша группа». Детям дается задание нарисовать свою группу на одном большом листе. Рассматривание рисунка.

Домашнее задание: нарисовать свое желание.

Занятие 5 «Ты мой друг и я твой друг»

Цель: Развитие внимательности и умения описывать то, что видел; продолжение знакомства. Развитие анализа и самоанализа. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

1)Беседа: На прошлом занятии мы говорили о том, что наша группа – это вторая семья. Все мы дружим, но кого-то мы любим больше других. У каждого есть близкий друг или подруга.

2)Игра «Опиши друга». Упражнение в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего друга. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

3)Рисование «Портрет самого близкого друга». Детям дается задание нарисовать портрет самого близкого друга или подруги. Затем проводится рассматривание и беседа:

- Кого ты считаешь своим самым близким другом?

- Какими качествами обладает этот человек?

- Хотите ли вы чтобы вас считали хорошим другом?

- Что для этого надо делать? Как себя вести?

4)Игра «Волшебный стул». Один ребенок садится в центре на «волшебный» стул. Остальные говорят о нем добрые, ласковые слова – комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Занятие 6 «Я и мое тело»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о частях тела и их назначении. Воспитывать гуманное отношение к людям. Способствовать снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе.

1)Беседа: Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он жил? (еда, одежда, жилище). А как вы думаете, какому человеку легче жить – больному или здоровому? Почему?

Здоровый человек – это тот, у которого есть все части тела и они хорошо работают. А какие части тела? Для чего они нужны? А есть больные люди, у которых нет ручки или ножки, которые плохо видят или не могут двигаться – это инвалиды. Как вы думаете, как живется этим людям? Как мы им можем помочь?

2)Игра «Медвежата». Дети превратились в маленьких медвежат. Они лежат в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленький клубочек – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.

Взрослый рассказывает детям про медвежат, а те изображают их движения.

3)Игра «Белые медведи». Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать. И снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не пойманный ребенок.

Можно использовать маски, изображающие белых медведей.

4)Игра «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

5)Игра «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед, выдох – все делают шаг назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце: стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Занятие 7 «Тренинг мышечного расслабления»

Цель: Учить детей расслаблять мышцы тела по контрасту с напряжением, осознавать состояние покоя, не напряженности. Способствовать снятию мышечного напряжения и эмоционального напряжения.

При проведении упражнений желательно использовать спокойную, медленную музыку. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей.

I. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

1)«Поза покоя». Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

2)Игра «Кулачки». Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох – выдох!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряженьем

Пальчики прижаты (сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

3)Игра «Олени». Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправив плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки не напряжены,

А расслаблены.

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются!

II. Упражнения на расслабление мышц ног.

1) «Пружинки». Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох – выдох.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай…

Нет пружинок – отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики, -

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

2) «Загораем». Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить детям самим потрогать, какими твердыми стали их мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим…держим…напрягаем…

Загораем! Опускаем (ноги резко опустили на пол)

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

Длительная пауза.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться.

Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Занятие 8 «Я и мой язык»

Цель: Познакомить детей с невербальными средствами общения. Развивать язык жестов, мимики и пантомимики, понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения. Развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства других через прикосновение.

1)Беседа «Как можно общаться без слов». С помощью каких средств мы можем общаться с другими людьми? А как можно без слов объясниться с человеком? (жесты, мимика, пантомимика, интонации)

2)Игра «Заколдованный ребенок». Дети должны представить, что их заколдовала волшебница, и они не могут говорить. Они должны подумать и ответить на следующие вопросы без слов:

- Вы сегодня завтракали?

- Скажите мне «До свидания».

- Где у нас доска?

- Какое у вас сегодня настроение?

- Вы съели лимон.

- Вас угостили мороженым.

- Вас обидели.

- Вам холодно.

- Вы только что проснулись.

- Вы стали дряхлыми стариками.

Волшебница расколдовывает детей. Делается вывод: общаться можно и без слов, например, с помощью жестов – это движения рук и головы, мимики – это выражение лица, пантомимики – это движения тела.

3)Игра «Иностранец».  К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложить детям пообщаться с ним на тему «Чем мы занимаемся в детском саду».

4)Мимическая гимнастика.

- Откусили яблоко, оно очень кислое, а теперь у вас во рту вкусная конфета.

- Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и нашли.

- Вам больно, но боль постепенно проходит.

- Вдруг выскочила большая собака, вы испугались, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо – вы успокоились.

- Поссорились с товарищем, помирились.

- Царевна-Несмеяна плачет, а потом ее рассмешил Емеля.

- Представьте себе, что сейчас к нам вошел Дед Мороз. Мы все очень удивились.

5)Игра «Магазин игрушек». Каждый ребенок задумывает себе игрушку и ее изображает перед остальными детьми, которые должны отгадать.

6)Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами. Дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задание (каждое задание выполняется детьми 2-3 минуты).

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Домашнее задание: поиграть с родителями в игру «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Занятие 9 «Я и моя интонация»

Цель: Знакомство с интонированием речи. Развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе; отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

1)Беседа «Зачем нужна речь».

- Здравствуйте, ребятуйте! Начатие заничаем! Ребята, вы поняли, что я сказала? Вот видите, как важно говорить красиво, внятно, понятно, четко, правильно. Как вы думаете, как называют людей, которые слишком много говорят (болтуны), а которые слишком мало (молчуны).

Ребята, чем можно ранить человека? А словом можно ранить человека? А приятно будет этому человеку?

2)Игра «Жужа». «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

Обсудить: что чувствовал «Жужа»? Словом можно вывести человека из себя, но можно и приятное сделать.

3)Игра «Волшебный стул». «Жужа» садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, приятные слова, но произнести их можно по-разному.

4)Игра «Интонация». Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой и т.д.)

- Пойдем гулять.

- Дай мне игрушку и др.

5)Игра «Скажи по-другому». Водящий в центре круга кидает мяч по очереди каждому ребенку, называет слово с определенной интонацией, а ребенок то же слово, но с другой интонацией.

Домашнее задание: сказать комплименты родителям, близким.

Занятие 10 «Я и моя мимика»

Цель: Познакомить детей с понятием «настроение». Учить определять эмоциональное состояние по графическому изображению. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальными способами. Тренировать внимание и умения отслеживать состояние  человека по мимике и пантомимике.

1)Беседа «Что такое настроение?» Взрослый предлагает каждому ребенку взять по набору карточек с изображением настроений. Затем обращается к ним с вопросом: может ли кто-нибудь объяснить, что такое настроение? Выслушивает ответы детей, говорит о том, что у всех бывает разное настроение (грусть, веселье, испуг и т.д.). Вопрос: как можно определить, какое у человека настроение? По выражению лица – по мимике. Предлагает внимательно рассмотреть карточки и выбрать ту, где показано грустное настроение, затем найти карточку с изображением недовольства и положить рядом (справа). Таким образом, под руководством взрослого дети выбирают соответствующие карточки и раскладывают их в названной последовательности слева направо. После нахождения карточки с соответствующим настроением дети должны изобразить радостное настроение. Целесообразно заканчивать ряд изображением радостного настроения. Например, грустное настроение, недовольство, испуг, агрессия, самодовольство, радость.

Далее детям предлагаются вопросы:

- Когда мы плачем? Почему нам становится грустно?

- Когда мы бываем недовольны?

- Чего можно испугаться?

- Почему люди кричат?

- Как показать, что ты хвастаешься?

- Чему мы радуемся?

По ответам детей взрослый может определить, во-первых, насколько у них сформировано понимание выраженного в мимике настроения: во-вторых, узнать те или иные проблемы ребенка. Например, очень информированным в этом плане является вопрос «Чего можно испугаться?», заданный в безразличной форме. Ответы детей могут послужить материалом для дальнейшей психолого-педагогической коррекционной работы.

2)Игра «передача чувств». Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

3)Игра «Угадай-ка». Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спиной передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

Домашнее задание: принести картинки с героями в различных настроениях.

Занятие 11 «Я и мое настроение»

Цель: Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихотворений, продолжать учить подбирать соответствующее графическое изображение. Развивать умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

1)Рассматривание картинок с героями в различных эмоциональных состояниях. (домашнее задание)

2)Игра «Читаем стихотворения». Взрослый предлагает каждому ребенку взять по набору карточек, послушать стихотворение, определить, о каком настроении идет речь, и показать соответствующую карточку.

А) Грустное настроение (слезы).

И.Токмакова «Ничья кошка».

Это – ничья кошка.

Имени нет у нее.

У выбитого окошка

Какое ей тут житье?

Холодно ей и сыро,

У кошки лапа болит…

Б) Агрессия, злое настроение.

В.Приходько «Король Боровик».

Шел Король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был Король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

В) Испуг, страх.

А.Кондратьев «По ночам».

Говорят, в больших кустах

По ночам таится страх.

Я пошел к большим куста:

«Кто же там и что же там?»

Г) Недовольство.

М.Бородицкая «Колдунье не колдуется».

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется,

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан,

А появился – здрасьте вам! –

Из Арктики буран…

Д)Самодовольство.

А.Усачев «Что я могу?».

Я все могу! –

Могу плясать, и рисовать, и петь,

Могу стоять на голове

И в телескоп смотреть!

Могу допрыгнуть до Луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

На закрывая глаз…

Е) Радость.

А.Барто «Светит солнышко в окошко».

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши –

Очень рады солнышку.

По прочитанным отрывкам дети раскладывают слева направо карточки с выбранными рисунками, затем обсуждают, что получилось. На этом занятии взрослый не уточняет при показе настроений положение бровей, глаз, губ и т.д. эта работа проводится далее.

3) Игра «Мое настроение». Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: сравнить с каким-либо цветом.

4) Коллективное рисование – «Настроение нашей группы». Создается цветопись настроения группы. Детям предлагается на общем листе ватмана разукрасить красками воздушные шары в соответствии со своим настроением.

5) Игра «Я рад тебя видеть». Взрослый просит детей улыбнуться друг другу и сказать: «Я рад тебя видеть», «Мне нравится с тобой играть».

Домашнее задание: вспомнить случаи из своей жизни, когда вы были грустными, злыми, испуганными, недовольными, самодовольными, радостными.

Занятие 12 «Кляксография»

Цель: Развивать чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться. Способствовать ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

1)Чтение сказки «Сказка про Кляксу». Дети слушают сказку и одновременно рисуют Кляксу, «наряжают» ее в разные цвета.

«Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и по красилась. В яркий солнечный свет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса!» Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махал руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!» Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!» (желтый и синий цвет, смешиваясь, дают зеленый).

Очень обиделась Клякса. Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и красивым.

В это время пролетала Сова-мудрая голова. Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, - Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну».

2)Игра «Страна клякс». Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной стороне листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините историю. Можно дорисовать кляксы до предмета.

Домашнее задание: нарисовать кляксы, разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

Занятие 13 «Я и мои эмоции»

Цель: Учить детей выражать настроение мимикой, обращать внимание на положение бровей, рта. Учить детей самостоятельно подбирать подходящий цвет для определенного эмоционального состояния (спокойствие, смущение, страх). Помочь детям преодолеть чувство страха, снять эмоциональное напряжение. Воспитывать уверенность в себе.

1)Игра «Рисуем настроение». Взрослый раздает листочки с тремя шаблонами, затем объясняет, что сегодня дети будут «рисовать» настроение, а потом выберут подходящее по цвету «платье» и раскрасят человечков.

Показывает образец, обращает внимание на положение бровей, глаз. «На этом рисунке нарисовано спокойное настроение. Посмотрите, брови не подняты, глаза прикрыты. Словно мы слушаем тихую колыбельную песню…» Взрослый включает аудиокассету с записью «Колыбельной медведицы».

«Постарайтесь показать мимикой спокойное настроение: мы спокойны, глаза прикрыты, губы расслаблены… Мы отдыхаем» Звучит музыка. «Теперь попробуем нарисовать это настроение. Возьмите листы бумаги и простые карандаши. Нарисуйте спокойное лицо у первого человечка». Дети рисуют. «Давайте подберем спокойному человечку цвет одежды. Как вы считаете, каким цветом лучше раскрасить его платье?» Дети самостоятельно подбирают цвет. Взрослый оказывает помощь только в случае затруднения. Затем выбор цвета обсуждается.

Переходим к следующему изображению. «Посмотрите на этот рисунок. Здесь мы видим улыбку, но глаза опять прикрыты, да и брови сдвинуты. Что же это? Давайте послушаем музыка!» Взрослый включает запись  «Песни Чебурашки». «Оказывается, это смущение! Вот как мы смущаемся, когда нас хвалят. Мы улыбаемся, нам приятно, но в то же время немного не по себе, поэтому и брови сдвинуты, как бы напряжены». Детям предлагается зарисовать это настроение и подобрать подходящий цвет для платья. Можно задать вопросы: «Цвет будет ярким или не очень? Должен цвет обращать на себя внимание или быть поскромнее?» и т.д. Выбранные цвета обсуждаются.

Взрослый предлагает определить настроение, изображенное на последнем рисунке. Звучит музыка «Вой волка». «Посмотрите, лицо у испуганного человека напряженное, рот открыт, брови сдвинуты, глаза испуганные». Затем дети начинают рисовать, подбирает цвета. Проводится обсуждение.

2)Этюд «Страх». Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнаты кто-то притаился, что тогда?

За время этюд звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная».

Выразительные движения. Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

3)Игра «Мышь и мышеловка». Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение: взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

4)Этюд «Конкурс лентяев». Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев».

Хоть и жарко                              Сладко спит

Хоть и зной,                                В норе прохладной.

Занят весь                                   Лежебока видит сон,

Народ лесной.                            Будто делом занят он.

Лишь барсук -                            На заре и на закате

Лентяй изрядный                       Все не слезть ему с кровати.

Затем дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и, пока звучит музыка Д.Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

Занятие 14 «Я и мои эмоции»

Цель: Продолжать учить детей мимикой выражать настроение, самостоятельно подбирать подходящий цвет определенного эмоционального состояния (радость, недовольство, насмешка). Способствовать снижению эмоционального напряжения и обучению приемам само расслабления.

1)Игра «Рисуем настроение». Игра проводится так же, как и на предыдущем занятии. Подбор музыкальных произведений для иллюстрации эмоционального состояния: радость – «Песня бременских музыкантов»; недовольство – «Песня водяного»; насмешка – «Рыжий, рыжий, конопатый».

Взрослый обращает внимание детей на то, что когда радуются, то глаза открыты, рот улыбается, брови не подняты. Предлагаем детям изобразить мимикой радость, затем нарисовать на шаблоне и, подобрав подходящий цвет, раскрасить платье человечков.

Недовольство дети изображают без затруднений. Труднее определить насмешку. Можно поговорить об этом подробнее: когда над людьми смеются? Может ли быть насмешка доброй? Почему нельзя сказать, что человек радуется, хотя рот у него улыбается? (Брови напряжены, да и глаза  прищурены Как себя чувствует тот, над кем смеются? Хорошо или плохо смеяться над другими?

Затем обсуждаем подбор цвета: для неприятного настроения и цвет выбираем неприятный, например, серый, для радостного – яркий, красивый.

2)Этюд «Соленый чай».

 Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До его же противно стало у него во рту!

Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

3)Игра «Два барана». «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

4)Этюд «Цветок». Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Занятие 15 «Я и мои эмоции»

Цель: Закреплять умение выражать определенное настроение через цвет, показывать мимикой эмоциональное состояние (счастье, грусть, злость). Способствовать снижению агрессивности и ослаблению негативных эмоций.

1)Игра «Рисуем настроение». Взрослый предлагает детям изобразить мимикой счастье, затем показывает, как это можно  нарисовать. Включает аудиокассету с записью песни «Чунга-Чанга». Под эту музыку дети рисуют счастливое выражение лица. Подбирают подходящий цвет и раскрашивают платье человека.

Взрослый включает следующую мелодию – «Разлученные». Спрашивает детей: какое настроение создает песня? (грустное) Показывает, как можно нарисовать грусть: брови не подняты, глаза грустные, уголки рта опущены вниз. Спрашивает: какой цвет лучше подойдет для изображения грустного настроения? (например, серый) Для иллюстрации этого настроения используется песня из сказки «Волк и семеро козлят»: уголки рта опущены, но глаза и брови не спокойны, как у грустного человека, а напряжены. Взрослый предлагает подобрать цвет (например, черный) для «злого» человечка.

2)Этюд «Остров плакс». Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети – плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Во время этюда звучит музыка Д.Кабалевского «Плакса».

Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

3)Этюд «Чунга-Чанга».

Путешественник пристал на своем корабле в Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны.

Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее – бусы, а в волосах – красивые перья.

С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, чудо-остров

Жить на нем легко и просто

Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

4)Игра «Уходи, злость, уходи». Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами и руками по полу с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежа, слушая музыку 3 минуты.

Следите, чтобы ударяя руками, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Домашнее задание: придумать способы повышения настроения.

Занятие 16 «Я и мое настроение»

Цель: Познакомить детей со способами повышения настроения. Дать возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги. Способствовать осознанию своего эмоционального состояния и освобождению от негативных эмоций. Обучать элементарным методам саморегуляции.

1)Рассматривание «Опыты со стаканами». Ведущий берет три стакана с водой и рассматривает. Показывает первый стакан с чистой водой:

«Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все получается, мы всем довольны и всех любим, то в это время у нас настроение похоже на чистую воду. Наши мысли ясные и чистые».

«Когда в нашу голову приходят интересные, радостные идеи, то мысли становятся похожими на салют, они блестят и переливаются, как вода во втором стакане» (бросает в стакан блестки или мишуру и размешивает палочкой).

«Но бывает, что мысли наши грустны и неприятны, нам плохо или обидно, тогда наши мысли становятся похожими на грязную, мутную воду» (бросает кусочек глины в третий стакан и размешивает).

После демонстрации дети обсуждают три состояния. Бывает ли у вас такое состояние? Когда? Что вы чувствовали при этом? О чем вы думали? Как вы выходили из этих состояний? Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение? Что же нужно делать, чтобы оно прошло?

2)Беседа «Способы повышения настроения». Обсудить с детьми, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.п.)

3)Рисование «Рисуем эмоции пальцами». Детям предлагается нарисовать свое настроение пальцами с помощью гуашевых красок. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок.

4)Игра «Волшебный мешочек». Детям предлагается сложить в «волшебный» мешочек (черного цвета) все отрицательные эмоции6 злость, обиду и т.п. Этот мешочек со всем плохим, что в нем есть, «выбрасываем». Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один «волшебный» мешочек (яркого цвета), из которого дети могут взять себе положительные эмоции, которые они хотят.

5)Игра «Дыши и думай красиво». «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

- мысленно скажи: «Я – лев» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я – птица» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я – камень» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я спокоен» - выдохни. Ты действительно успокоишься»

Домашнее задание: предложи детям использовать способы повышения настроения в жизни.

Занятие 17 «Я и мои ситуации»

Цель: Тренировка изменения негативных мыслей, поиск выхода из трудных ситуаций. Развивать внимание детей к самим себе, своим чувствам, переживаниям. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе.

1)Беседа. Ведущий задает вопрос: «Можно ли грустить, когда улыбаешься?» и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети делают вывод: «Улыбка может управлять нашим настроением».

Ведущий читает рассказ (отрывок «малыш и Карлсон»), когда Малыш остается один дома. Вспомнить ситуации из личного опыта детей, когда они грустят (папы нет дома, уехала мама, взрослые не играют со мной). Дети обсуждают, как можно изменить описанную ситуацию. Ведущий делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, но мы не можем их изменить.

2)Опыт «Лопнувший шарик». Взрослый иглой лопает шарик и спрашивает: «Может ли шарик вновь стать целым, а если долго ждать, а если заплакать, а если закричать, затопать, постучать кулаками». Вывод: ситуацию изменить нельзя, но можно изменить свое отношение к ней. «Давайте подумаем, как можно изменить отношение к ситуациям, которые огорчают нас».

3)Тренинг «Измени отношение к ситуации». Детям предлагается два мешочка: в одном – проблемная ситуация, в другом – ее решение.

Ситуации:

- Даже если, друг сломал твою любимую игрушку.

- В любом случае, я что-нибудь придумаю, а плакать и грустить бесполезно.

- Я остался один дома. Что можно сделать?

- Я поссорился с другом.

- Со мной не играют дома.

При произнесении фразы: «В любом случае…» дети берут из красивого мешка облегчение.

4)Игра «Мое настроение». Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: сравнить с каким-либо животным.

5)Игра «Зоопарк». Дети превращаются в животных, в тех, с кем они сравнили свое настроение в предыдущей игре. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное. Потом «клетки» открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

6)Игра «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говори: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед, выдох – все делают шаг назад. (3 раза). «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце: стук – шаг вперед, стук – шаг назад (3 раза). Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Занятие 18 «Я и моя культура поведения»

Цель: Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им. Учить понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается. Снятие психоэмоционального напряжения у детей и обучение их методам саморегуляции.

1)Раздается стук в дверь. Взрослый спрашивает у детей: «Что за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим». Открывается дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами в руках.

Незнайка. Ох! Еле приземлился. Здравствуйте ребята! Это детский сад «Подснежник»?

Дети. Да

Незнайка. Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажите, может быть, и у вас такое бывает. Слушайте внимательно.

«Двум мальчишкам-драчунишкам не играется с утра ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой не хотят побыть «друзьями». Кулаками размахались, слезы мажут по лицу. И кричат: «Сейчас побью!»

Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!

А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют:

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, несложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит?

Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит,

В косы ленты заплетет?

Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни не поют? Молодцы! Берегите их, не ломайте.

2)Игра «Сломанная кукла». «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

3)Незнайка. Как-то я видел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: «Не хочу я кашу есть, не хочу я чаю!» Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: «Здоров!»

А среди вас такие есть? Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них другим детям. Стыд и срам! Стыд и срам капризулям, крикунам!

4)Этюд «Хочу все!»

Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались двухколесные велосипеды.

- Я хочу этот велосипед, - сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.

- А мне что до этого! – громко закричал мальчик и даже топнул ногой. – Хочу все!

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потянула мальчика за руку,  чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул ноги под себя и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке… И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух и, выгибая спину, повторяет плачущим капризным голосом: «Хочу! Хочу все!»

5)Беседа о правилах поведения, которые знают дети.

6)Незнайка. Однажды я летал, летал, устал и на подоконник сел отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: такой же, как вы, мальчик играет с малышом. И песенку ему поет:

Подрастай побыстрей, братишка!

Будем вместе мы играть,

И в солдатиков, и с Мишкой,

Научу тебя считать.

А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу дольше и расскажу, какие добрые, хорошие старшие братья и сестры бывают.

7)Игра «Дружба начинается с улыбки…». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Незнайка. Хорошо у вас, но мне пора дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные. Молодцы! До свидания!

Занятие 19 «Я и моя культура поведения»

Цель: Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, приветствие, извинение, прощание. Развивать уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Закрепить правила этикета за столом.

1)К нам в гости прилетел Карлсон, который живет на крыше. Он умеет летать, но не знает вежливых слов. Давайте его сегодня поучим вежливости и подружимся с ним.

Взрослый (обращается к кукле). Поздоровайся с детьми.

Карлсон. А я и не знал, что нужно здороваться. Здравствуйте, ребята!

Взрослый. Когда приходят гости, как их приглашают?

Дети. Нужно сказать: «приходите, пожалуйста» - и подать стул.

Взрослый. Правильно. И еще надо сказать: «Присаживайтесь, пожалуйста». А ты Карлсон, должен ответить детям: «Спасибо».

Карлсон. Спасибо за приглашение и за то, что на стул посадили.

Правила вежливости

- вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся;

- не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься;

- не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

2) Чтение стихотворения «Благодарения», которое сочинили дети из другого детского сада.

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам.

Обед наступает.

Кто стол накрывает?

Мы вас благодарим

За все, что мы едим.

Спасибо тетям-поварам!

Спасибо тем, кто варит нам!

Наша воспитательница –

Самолучшая питательница!

Она нас не питает,

Она нас вос-пи-та-ет.

Мы ее не обижаем,

Даже очень о-бо-жа-ем!!! (у-ва-жа-ем)

Вас благодарю –

«Спасибо» говорю.

Говорю слова волшебные.

Говорю слова лечебные.

Говорю я пожелания.

Говорю я «до свидания»,

Говорю «пожалуйста»,

Говорю «спасибо», «здрасьте»

Кате, Саше, Вере, Насте.

3)Игра «Вежливые слова». Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый вечер, добрый день, доброе утро, привет), благодарности спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извини, прости, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи, пока).

В конце спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

4)Игра «Взаимоотношения». Игра построена на обсуждении стихотворения Л.Кузьминой «Дом с колокольчиком»

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,

То поверь, что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка, и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

Перед проигрыванием этого этюда необходимо обсудить его, задавая вопросы:

- Какие черты характера проявил гость в первом случае? А во втором?

- Почему во второй части стихотворения дверь открывает Баба-Яга?

- От чего зависит отношение того или иного человека к нам?

- Как можно расположить человека к себе?

Подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам.

5)Инсценировка стихотворения Карлсон обыгрывает 1 часть стихотворения, но лезет руками в банку с вареньем. Взрослый обращает внимание детей на поведение Карлсона и просит детей объяснить Карлсону, как нужно вести себя за столом.

6)Обсуждение правил этикета за столом:

-Мальчики уступают место девочкам.

- За столом сидеть прямо, локти на стол не кладе.

- пользоваться столовыми приборами. Салфетками.

- не тянуться через весть стол, а попросить соседа передать.

-Благодарим.

Карлсон. Спасибо, ребята! Мне было с вами очень хорошо. Можно я еще раз прилечу к вам в гости? Вы меня научили вести себя за толом, быть вежливым.

Взрослый. Когда уходят из гостей, что надо сказать?

Дети. До свидания.

Домашнее задание: выучить стихотворение «Благодарения».

Занятие 20 «Я и мои человеческие качества»

Цель: Дать представление о понятиях «обман» и «фантазия» через произведение Н.Носова «Фантазеры». Обсудить человеческие качества (доброта и честность), способствующие эффективному общению. Дать модели желательного поведения и возможность для их применения.

1)Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры». Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, кого из мальчиков можно назвать фантазером, а кого обманщиком?

- Чем отличается обман от фантазии?

- Почему люди обманывают?

- Для чего люди фантазируют?

Вывод: без фантазеров наша жизнь была бы скучна: не было бы стихов, сказок, рассказов, картин, музыки; а от обмана только страдают и сам обманщик страдает, с ним никто не дружит; обман всегда обнаруживается.

Правила честности:

- сказал – сделай,

- не уверен – не обещай,

- ошибся – признайся,

- забыл – попроси прощение,

- говори то, что думаешь,

- не можешь сказать правду – объясни почему,

- не выдавай чужую тайну.

2.Этюд «Монетка на мороженое». Мама дала девочке 2 рубля на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала по дороге и не заметила, как монетка выскочила у нее из кармана. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кармашек, а денег там уже и нет. Девочка пошла по дороге назад. «Где же я потеряла денежку?» - думает девочка. А монетку нашел мальчик. Он тоже решил на эти деньги купить мороженое. Мальчик поравнялся с девочкой. Девочка спросила: «Ты не видел денежку? Мама дала мне 2 рубля, а я их потеряла». «Вот они», - ответил мальчик и протянул девочке пропажу. «Ты честный», - сказала девочка. Она купила мороженое и поделилась с мальчиком.

3)мальчики из рассказа «Фантазеры» были не только честными. Но и добрыми (пример из рассказа)

Правила доброты:

- помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощай ошибки других;

- не жадничай;

- не завидуй;

- жалеть других.

4)Этюд «Добрый мальчик». Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.

5)Игра «Сказка наоборот». Детям предлагается разыграть известную сказку «Колобок» с условием, что все герои этой сказки добрые и честные.

6)Игра «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Домашнее задание: предложить детям попробовать выполнять правила честности и доброты.

Занятие 21 «Я и мои человеческие качества»

Цель: Формировать представление детей о таком отрицательном качестве, как забота только о себе; о том, что жадность – это не только скупость, но и стремление оценить свою щедрость. Познакомить с правилами воспитания в себе щедрости. Продолжать обучать приемам саморасслабления.

1)Упражнение «Круг пожеланий и благодарений», включающее приветствие, пожелание друг другу добра, любви, здоровья, открытого любящего сердца.

2)Чтение и обсуждение рассказа В.А.Сухомлинского «Мамин арбуз»:

Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет». Сегодня у Костика день выдался и счастливый и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза. На бахче арбузы были еще зеленые. Костик это хорошо знал. Он долго расспрашивал деда Матвея, где же он взял эти два арбуза, а дед молчал и только улыбался.

- Вот твой, - показал дед на маленький арбуз, - а это – мамин. Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей и арбуз побольше.

- Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросит дед Матвей.

- Сейчас, дедушка, сейчас, - с нетерпением попросил Костик. Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый. Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел молча и иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.

Дед ушел. Костик доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел погулял, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.

Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени, будто кто-то поворачивал его голову на арбуз. Чтобы не смотреть на него, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца. Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.

«А если половинку съесть?» - подумалось ему.

Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую улыбку деда. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки. От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе.

Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт. «Скоро и мама придет», - подумал Костик.

Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.

- Это вам, мама, - радостно сказал он. Мама разрезала арбуз и приглашает:

- Ешь Костик.

- Нет, мама, это вам, - ответил Костик. – Ешьте, пожалуйста.

Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое усмехаться?

- Почему усмешка деда была какая-то странная – невеселая?

- Трудно ли было Костику не попробовать мамин арбуз? Что ему помогло? (чувство стыда)

- Отчего у Костика были такие радостные глаза, когда мама взяла ломтик арбуза? (он смог победить свое желание, свою жадность)

3)Игра «Ветер дует на…» Со словами «ветер дует на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку.

- у кого темные волосы;

- есть сестра;

- кто любит животных;

- кто много плачет, и т.д.

4)Беседа о понятии «Щедрость». Вопросы:

- Что такое щедрость?

- Кого можно назвать щедрым? Почему?

5)Ознакомление детей с правилами воспитания в себе щедрости.

- Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими.

- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.

- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре: пусть ваше добро само говорит о себе.

- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.

6)Решение с детьми житейских ситуаций.

- Петя принес в детский сад новую игрушку – машину. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

Вывод: Так, как потупил Сережа, поступать нельзя. Нужно вежливо попросить, и тогда Петя, конечно же, не откажет. Петя сделал Сереже замечание. Сереже станет стыдно, и он вернет машинку, или вежливо попросит.

- Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети… что сделали дети? Почему?

Вывод: Дети поделились своими варежками, не оставили друга в беде.

Домашнее задание: предложить детям попробовать выполнять правила щедрости дома и в кругу своих друзей.

Занятие 22 «Я и природа»

Цель: развивать чувство экологической эмпатии. Воспитывать осознание действенное отношение к природе, коррекция способов взаимодействия с природой. Развивать умение идентифицировать себя с животными и растениями. Стимулировать желание передавать из образы в танце. Продолжать обучать методам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

1)Сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, без чего не бывает леса? (без деревьев)

Упражнение «Если бы я был деревом…»

Если бы я был деревом,

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже и глубже в землю.

Эти длинные-длинные ноги были бы как хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтобы пить,

Но самое лучшее – мне не нужны были бы ботинки,

Потому что мои ноги назывались бы КОРНИ.

Если бы я был деревом,

Моя кожа стала бы твердой и жесткой

И даже стала бы шершавой.

Она бы была вся в буграх и бороздах.

 Даже чувствую, что она морщинистая.

Но эта моя новая морщинистая кожа

Защити меня от ран.

А дети поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки!

На этой новой коже, которая называется КОРА.

Кк это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

Если бы я был деревом,

Мои руки тянулись и тянулись бы к солнцу.

И у меня росли бы новые руки, одна за другой,

Сперва одна, потом еще и еще.

Как это здорово так далеко и высоко дотянуться

И быть приютом для птиц,

Чтоб они могли отдохнуть.

И если мне повезет, они совьют на мне гнездо!

Эти новые, красивые и длинные руки

Будут называться ВЕТКИ.

Если бы я был деревом,

Мои руки покрылись бы почками

Была бы маленькая пищефабрика, ждущая света.

Каждую весну мои почки бы раскрывались,

Становились бы зелеными и нежными.

Внутри каждой делалась бы еда,

А в летний зной они делали бы прохладу и тень.

А осенью, когда  холодеет,

Они стали бы красными и золотыми,

А потом падали бы, танцуя на ветру.

Потому что эти производители еды – ЛИСТЬЯ.

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

По ходу чтения детям предлагается представить, что ноги у них растут, становятся длиннее и длиннее. Предложите детям покачаться, как вода поступает через ноги. Затем представить, что кожа становится морщинистой – наморщиться, потом скривиться, почувствовать, что их кожу – «кору» кто-то режет. Предложить подвигать руками, представив, как растут новые ветки, развести в стороны пальцы, чтобы показать, как листья тянутся к солнцу.

2)Упражнение «Лесовичок». Рассказ взрослого:

«Лесовичок – хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются он сердится и становится хмурым и нелюдимым»

Правила поведения в лесу:

- ходить по тропинкам;

- не подходить близко к гнездам и нормам;

- не рвать большие букеты;

- не сбивать ядовитые грибы;

- не разводить костер;

- не оставлять мусор за собой;

- не срывать паутину.

3)Упражнение «Забавные танцы». Детям предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его образ в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Танец может сопровождаться любой музыкой, но только незнакомой детям.

4)Игра «Дыши и думай красиво». «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни. (смотри занятие 16)

Занятие 23 «Страна понимания»

Цель: Подведение итогов обучения. Символическое признание успехов детей в общении.

1)Заканчиваются наши занятия. Сегодня мы вспомним все то, что мы узнали, чему научились на наших занятиях. Эти волшебные часы помогут нам вернуться к началу наших занятий. Обращаем внимание детей на стрелку времени, на которой схематичные изображения частей занятия.

2)»Дерево своего рода». Помните, к нам в гости приходил Мишутка с деревом своей семьи. Его семья не изменилась. А у вас в семье произошли изменения?

3)Игра «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

4)Игра «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты или отворачивается. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

5)Игра «Угадай-ка». Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

6) Стихотворение «Благодарение» (смотри занятие 19)

7) «Разное настроение». Вспомнить с детьми опыт с тремя стаканами, в которых чистая, блестящая и грязная вода. Предложить детям рассказать, что они чувствовали в этих состояниях.

8)Стрелка времени обошла весь круг и подошла к сегодняшнему дню, к нашему занятию. За этот год мы с вами много узнали, научились общаться. Поэтому я хочу вам присвоить звание «Мастер общения» и вручить медали.

Занятие 24 «Развлечение «В царстве Снежной королевы»

Цель: Закрепить знания об эмоциях. Продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке. Развивать эмпатию.

1)Герда ищет Кая. Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2)Встреча с Принцессой. Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений.

- С.Рахманинов «Полька» (радость).

- Л.Бетховен «К Элизе» (печаль).

- М.Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление).

- Д.Кабалевский «Петя и волк» - отрывок (страх).

- Л.Бетховен «Сюита до-минор» (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3)Встреча с маленькой разбойницей. Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

- Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.

- Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.

- Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.

- Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.

- Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4)Встреча со снежинками у входа во дворец к Снежной королевы. У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти, просят ее и детей поиграть с ними.

5)Игра «Снежинки». Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6)Встреча с Каем. Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию – радость.

7)Возвращение домой. Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

Заключение

Работа по программе показала, что, во-первых, занятия носят четко выраженный развивающий характер; во-вторых, игровая форма делает занятия привлекательными для детей; в-третьих, достигается более высокий уровень активизации эмоциональной сферы.

 Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники неспособны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Все задачи, поставленные нами в начале программы, были выполнены.

 Раскрыта сущность и содержание понятий:

 -эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства;

 -эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания;

 -воля – это сознательное организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоления трудностей при достижении поставленных целей;

 -деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

 -игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

По проведению данного цикла занятий нами были получены следующие результаты:

- Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.

- Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.

- Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

Таким образом, детям прошедшим данный курс, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).

Список используемой литературы

  1. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Москва.: Педагогическое общество России, 2006. – 95с.
  2. Громова Т.В. Страна Эмоций.  Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. Москва.: УЦ «Перспектива», 2002.- 48с.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль.: Академия развития, 1996. - 208с.
  4. Мухина В.С. Использование детских рисунков в целях диагностики. Москва.: Педагогика ,1976. - 240с.
  5. Психология. Словарь, под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва.: Политиздат, 1990. - 494с.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Программа групповых занятий с дошкольниками. Москва.: Генезис, 2004. - 175с.
  7. Хухлаева О.В. Лесенки радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва.: Совершенство, 1998 . - 80с.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва.: Владос, 1995. - 160с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва.: Владос, 1999. - 360с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста»

Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что сп...

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с ЗПР «Все вместе»

В данной методической разработке представлена подробная программа работы педагога-психолога с детьми 5-6 лет с ЗПр направленная на корекцию эмоционально-волевой сферы. Представлены формы и методы рабо...

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Д...