Диаграммы Венна на логопедических занятиях
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

Современный образовательный процесс должен обязательно строится с использованием не только традиционных технологий, но и инновационных, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и которые направлены на развитие разумного рефлексивного мышления у детей, развития способностей выдвигать новые идеи и видеть новые возможности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagrammy_venna.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Диаграммы Венна на логопедических занятиях

Современный образовательный процесс должен обязательно строится с использованием не только традиционных технологий, но и инновационных, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и которые направлены на развитие разумного рефлексивного мышления у детей, развития способностей выдвигать новые идеи и видеть новые возможности.

Такова технология развития критического мышления (ТРКМ).

Я очень активно пользуюсь данной технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Несколько лет назад эта технология привлекла мое внимание, т.к. данную технологию можно использовать при изучении любых тем и направлений.

Познакомившись с данной технологией несколько лет назад, активно использую ее и по сей день. С этой технологией, предварительно адаптировав ее с учетом возможностей детей, могу выстраивать изучение любой темы практически целиком в рамках данной технологии, при  этом ее применение становится системным и методичным.

 Остановлюсь на некоторых приемах данной технологии.

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна".

Использую этот прием тогда, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета.

С помощью диаграммы Венна выявляем с детьми общее в двух или нескольких явлениях, стараемся отметить различия и обобщить знание по любой изучаемой теме. 

Например, при сравнении времен года. Сравниваем осень и зиму, весну и зиму, весну и лето и т.д.

Даю задание: разложить картинки с признаками на каждой из диаграмм - это отличительные признаки, а сходные – в месте пересечения диаграмм.

На этапе осмысления обсуждаем составленные диаграммы коллективно, по группам или в парах.

Очень часто использую коврограф на котором размещаю круги и дополнительный материал на карточках. Например, сравнивая огурец и помидор, дети выбирают карточки, обозначающие цвет и форму овощей- это различие. А в месте пересечения диаграмм ставят карточки с обозначением овощей и то, что эти овощи растут на грядке.

 При сравнении собаки и волка задаю вопросы: Каковы характерные черты собаки? А волка? Существует ли сходство между ними? Существуют ли различия? Ответы на данные вопросы также отражаются в диаграмме.

Данный прием применим к любой изучаемой лексической теме. С помощью данного приема у детей формируется собственной личностное отношение к изучаемой теме и к проблеме, если таковая имеется, ребенок может собственное мнение, умножать свои знания и представления, а также переосмысливать их.

 

Как работать с приемом "Кольца Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе "Война и мир". На уроке обществознания по теме "Мыслители эпохи Просвещения" можно сравнить идеи разных мыслителей, вычленяя общие идеи и уникальные для каждого.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

  

  Данная технология привлекла моё внимание тем, что она входит в банк технологий, призванных активизировать образовательный процесс в ДОУ. ТРКМ можно использовать при изучении самого широкого комплекса детской деятельности, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение образовательного материала практически целиком в рамках данной технологии, делая ее применение системным и методичным. Критическое мышление - разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Новизна технологии состоит в создании системы применения приемов критического мышления для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

При использовании ТРКМ воспитанники являются субъектами при определении целей образовательной деятельности, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такая деятельность дает возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

При применении данной технологии педагог использует следующие методы обучения и воспитания: игровые, наглядные, словесные, практические, проблемно – поисковый метод, выполнение творческих работ, конструирование, рефлексивные.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. 

Возникает ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а сам воспитанник или ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих дошкольников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Можно.  Более того,как и другие качества ума, мышление можно развивать.

 Развивать мышление– значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Результативность критического мышления включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  •  умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  •  сформированность навыков самостоятельной и групповой деятельности;
  • интерактивное включение воспитанников в учебно-воспитательный процесс.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. 
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.  
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Первый этап – «вызов» -  пробуждается интерес к теме.

Второй этап – «осмысление» -  осмысленная работа с текстом или информацией.

Третий этап – «рефлексия» -  размышления, формирование личностного отношения.

    Первый этап – «вызов». 
          Его присутствие на каждом занятии обязательно. Этот этап позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников  к  познавательной деятельности;
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях  и дома.

Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа дошкольника  с  новым  материалом, причем работа, направленная  и осмысленная. Этап позволяет: 

  • получить новую информацию; 
  • осмыслить ее; 
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

        Третий этап – «рефлексия» - размышленияНа этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.

На этапе вызова эффективны такие приемы обучения, как:

«Прогнозирование» 

 Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка». - Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете в русской народной сказке  «Крошечка - Хаврошечка»?  Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

 «Верные – неверные  суждения»

Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание. При  помощи  сигнальных карточек дети определяют верность  (красная сигнальная карточка)  и  неверность (чёрная сигнальная карточка) ответов.  Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Также этот метод можно использовать при проверке усвоенного материала.

 «Корзина идей»

«Корзина идей» предполагает выяснить,  какие знания уже есть у детей по данной  теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели   мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется.  В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

На этапе осмысление эффективны следующие приемы:

 «Толстые» и «тонкие» вопросы

Тонкие вопросы, это те вопросы, которые  требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

А толстые вопросы требуют развернутого ответа.  Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия:

на стадии вызова — это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при рефлексии— демонстрация понимания пройденного .

«Чтение со стопами»

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение  проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

«Дерево предсказаний» 

 Активизация  знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Родной город - Волжск . Какие ассоциации возникают при слове «Волжск»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основными словами «город Волжск» с помощью стрелок.

«Чтение с остановками»

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

«Синквейн»

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется  по определенным правилам.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.

Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так  как не все дети дошкольного возраста   умеют  писать  и  читать, то  можно составлять  синквейн  устно, а также    с  использованием условных  обозначений  предметов, схематических  записей.

«Синквейны – загадки»
Первое слово – тема не произносится   (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По  описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

  1. ???????
  2. добрый, дружелюбный
  3. поет, учит, прощает
  4. мурлыка и баюн
  5. мультяшный герой

На этапе  рефлексии используются следующие приемы:

 «Кластер»

Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди.

Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так  как  не все дети умеют читать, то можно использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы.

Метод «Шесть шляп мышления»

В основе»  «6 шляп» лежит идея   параллельного мышления Эдварда де Боне. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

белая – факты

красная – чувства, эмоции

черная – критика

желтая – позитив

зеленая – творчество

синяя – управление процессом

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.  Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова:

«Скажи мне – я забуду, 
Покажи мне – я запомню, 
Вовлеки меня – я пойму».

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. 

Как работать с приемом "Кольца Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе "Война и мир". На уроке обществознания по теме "Мыслители эпохи Просвещения" можно сравнить идеи разных мыслителей, вычленяя общие идеи и уникальные для каждого.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...