«Клиповое мышление современных детей»
статья по коррекционной педагогике

Соколова Татьяна Витальевна

В настоящее время в разных источниках (в том числе на просторах Интернета) появилось понятие «клиповое мышление», которое характеризует способ восприятия информации, характерный для нового поколения. Под клиповым мышлением понимают новый тип мышления или обработки информации, возникший в современном цифровом обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Клиповое мышление современных детей»

Методическая разработка (материал для проведения консультаций)

В настоящее время в разных источниках (в том числе на просторах Интернета) появилось понятие «клиповое мышление», которое характеризует способ восприятия информации, характерный для нового поколения. Под клиповым мышлением понимают новый тип мышления или обработки информации, возникший в современном цифровом обществе [5].

По словам кандидата психологических наук, научного сотрудника Лаборатории когнитивных исследований Н. Логинова «…понятие «клиповое мышление» совершенно ненаучное, и его не встретишь в международных научных исследованиях. Зато его используют представители более  старшего поколения, чтобы указать на то, что наше общество меняется, образование становится все хуже, а молодежь мыслит иначе. В результате ненаучный термин становится ярким маркером межпоколенческого разрыва, когда представители одного поколения не до конца понимают своих детей или их сверстников» [2].

 

Данный вид мышления в настоящее время характерен как для взрослых, так и для детей.

Как отметили в своей работе А.В. Микляева и С.А. Безгодова «…актуальность проблематики, обозначаемой в научной и научнопопулярной литературе с помощью понятия «клиповое мышление», сегодня весьма высока в силу значимости учета особенностей познавательной деятельности детей, подростков и взрослых людей при организации их обучения. В современной психолого-педагогической литературе все чаще можно увидеть точку зрения, согласно которой «клиповое мышление» является наиболее распространенным способом обработки информации, что снижает эффективность учебной и, шире, познавательной деятельности. Однако научнопсихологические исследования феномена «клипового мышления» на данный момент носят единичный характер» [4].

К характеристикам «клипового мышления» А.В. Микляева и С.А Безгодова относят:

  1. предпочтение визуальных стратегий обработки информации;
  2. фрагментарность информационного потока, одновременная работа с разнородной информацией на фоне низкой способности к анализу и обобщению информации, конкретности мышления, ориентацию на работу с готовой информацией;
  3. высокую скорость обработки информации, беглость, подвижность мышления.

В то же время русский философ Ф. Гриненок отмечает «…любое мышление требует времени и сосредоточенности на чём-то одном. Нельзя думать и говорить одновременно. Клиповое сознание нас спрашивает: вы хотите думать? Пожалуйста, думайте, но думать – значит быстро думать. Вы хотите понимать? Ради бога. Но понимать – значит быстро понимать. Всё, что мешает быстро думать и быстро принимать решение, должно быть оставлено без внимания. Клиповое сознание – это монтаж. Оно не обобщает, а выдумывает.

Быстроте мысли мешает увалень-язык. Клиповое мышление старается избежать встречи с языком, свести к минимуму его присутствие. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм. Мгновенное схватывание сути дела происходит в образе или наглядной схеме. Клиповое мышление интересует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное изображение мысли в целом» [1].

Доктор психологических наук Мария Фаликман в своих выступлениях утверждает, что «…мы пока до конца не можем оценить влияние цифровых медиа и гаджетов на познавательные процессы» [6].

Отмечают взаимосвязь клипового мышления с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения.

В образовании началась дискуссия о том, что нужно перестраивать процесс под особенности мышления, внимания и восприятия современных детей. «Клиповое мышление» запустило важный процесс, привлекло внимание к тому, как устроены познавательные процессы у детей и подростков. Что, в свою очередь, может привести к развитию человекоцентричного подхода к обучению [2].

Поэтому перед педагогами стоит задача: как адаптировать учебный материал под особенности «клипового мышления» современных детей; как успешно использовать положительные стороны данного феномена и как нивелировать отрицательные?

Плюсы клипового мышления:

  • защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая ее на небольшие фрагменты.
  • развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Такие люди успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами.
  • ускоряет реакцию: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.

Минусы клипового мышления:

  • низкая концентрация: сложно сосредоточиться на чем-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением очень тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций.
  • поверхностное восприятие, которое приводит к тому, что люди не способны анализировать полученную информацию и делать из нее глубокие выводы.
  • трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие информации: чтение, слушание, заучивание.
  • подверженность манипуляциям. Мы не успеваем проанализировать информацию и принять взвешенное решение, а значит не способны воспринимать информацию критически. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным действиям.
  • снижение эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и нам становится все труднее сопереживать другим [7]

Особенности клипового мышления у детей

Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии [7].

Что в таком случае делать педагогам и родителям?

  1. Перестраивать учебный материал так, чтобы он привлекал внимание детей и удерживал его (за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр).
  2. Использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы.
  3. Чтение книг — уделяя чтению сначала по 10, затем — по 20 и 30 минут в день.
  4. Обсуждение прочитанного с детьми. Постарайтесь сделать краткий анализ своих и детских впечатлений от увиденного фильма или прочитанной книги. Честно отразите отрицательные и положительные моменты, аргументируя свое мнение.
  5. Осваивать новые технологии, чтобы идти в ногу со временем и быть на уровень выше своих детей и воспитанников.

Необходимо уметь адаптироваться в современном мире и принимать условия «игры», не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать. Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упростить многие задачи, но неужели нам нужно упрощать работу нашего мозга?

Список литературы и интернет источников

  1. Гриненок Ф. «Клиповое мышление» https: //lgz. ru/article/-49-6490-10-12-2014/klipovoe-myshlenie/
  2. Клиповое мышление: психический процесс, которого не существует https: //postnauka. ru/longreads/156614
  3. Кутузова Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации / Н. В. Кутузова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. https: //moluch. ru/conf/ped/archive/278/14175/
  4. Микляева А.В., Безгодова С.А. «Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента» Серия «Психология» Т. 17. С. 59–67 Онлайн-доступ к журналу: http: //isu. ru/izvestia https: //cyberleninka. ru/article/n/eksperimentalno-psihologicheskoe-issledovanie-klipovogo-myshleniya-rezultaty-aprobatsii-programmy-eksperimenta/viewer
  5. Платонов А.М. «Клиповое мышление» https: //proza. ru/2018/02/26/1257
  6. Фаликман М. «Гаджеты становятся продолжением нашего мозга и меняют его» https: //www. kp. ru/daily/27280/4415566/
  7. Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу? https: //trends. rbc. ru/trends/innovation/60dad2ce9a794760a59e66f5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клиповое мышление

Что ждет наших дошкольников при современном получении информации? Эта статья дает достаточно полный ответ на этот вопрос....

Консультация для родителей "Клиповое мышление"

Молодые люди сегодня любой новый материал воспринимают совершенно не так, как раньше. Клиповое мышление — вот как это называется. Почему же дети с клиповым мышлением никогда не станут элит...

Проектная деятельность в ДОУ как эффективный инструмент формирования экологического мышления современного дошкольника – на примере долгосрочного проекта «Превращение Ненужного в Необходимое».

Напряженная экологическая ситуация, сложившаяся в России и в мире в целом, определила острую необходимость в воспитании экологической культуры личности. Закономерным следствием этой необходимости явил...

«Формирование критического мышления у детей посредством современной инновационной технологии «Кубик Блума»

Мастер-класс способствует повышению  профессионального мастерства педагогов, участников мастер – класса, в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития критиче...

Особенности мышления современных детей и использование информационно-компьютерных технологий в их обучении (из опыта работы)

За последние десятилетия с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет всё сильнее и сильнее возрастает информатизация нашего общества.Информатизация общества существенно изменила прак...