Особенности развития сенсорной сферы у лиц с РАС,планирование возможных реабилитационных мероприятий
статья по коррекционной педагогике

Бурцева Наталья Валерьевна

Публикация содержит краткое описание особенностей сенсорного развития  у лиц с РАС. Представлены задачи и возможные приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на компенсацию выявленных нарушений слухового и зрительного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ras.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития сенсорной сферы у лиц с РАС,

планирование возможных реабилитационных мероприятий

В настоящее время, расстройства аутистического спектра рассматриваются в рамках действующей в Российской Федерации Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и относятся к диагностической группе F84 «Общие расстройства развития». Данная группа включает три диагностических категории: детский аутизм (F84.0, атипичный аутизм (F84.1) и синдром Аспергера (F84.5) Чётких границ между указанными диагностическими категориями нет, и эта классификация оказалась ограниченно применимой в медицине и совсем неприменимой в образовательных целях. Ожидается, что в ближайшее время закончится адаптация уже принятой ВОЗ МКБ-11, в которой все имеющие отношение к аутизму категории МКБ-10 объединены в «расстройства аутистического спектра» (РАС, категорию, ставшую официально принятой в российском образовании после 2012г. (закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Основными диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального взаимодействия, ограничение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипии в интересах, поведении и разных видах деятельности. Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Несмотря на то, что в перечисленных признаках отсутствуют особенности сенсорного развития, практика показывает, что у многих лиц с РАС имеются трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.

Человек воспринимает всю поступающую из окружающей среды информацию по средствам пяти анализаторных систем: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. В последнее время выделяют еще две анализаторные системы: равновесие (вестибулярный аппарат) и восприятие собственного тела (проприорецепция).

Гармоничное функционирование перечисленных систем обеспечивает адекватный прием и обработку поступающей информации и переводит ее в ощущения. От уровня развития сенсорно-перцептивной сферы, качественных характеристик восприятия зависит не только накопление чувственного опыта и формирование сенсорных образов, но и фактически всё психическое и физическое развитие человека. Данный процесс переработки информации зачастую нарушен у лиц с РАС. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у них неприятные ощущения, стресс и даже боль, что является признаками нарушения сенсорной интеграции. Поэтому при разработке программы абилитации и реабилитации обучающихся с РАС необходимо проводить тщательное обследование уровня развития всех видов восприятия, чтобы учесть выявленные особенности при планировании дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Рассмотрим особенности развития сенсорно-перцептивной у сферы детей с РАС в дошкольном возрасте.

Согласно требованиям примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с РАС работа по развитию сенсорно-перцептивной сферы у данной категории лиц строится в следующих направлениях: развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, развитие восприятия запаха, восприятия вкуса и формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Каждый раздел программы содержит задачи, направленные на формирование у ребенка с РАС умений не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, адекватно на неё реагировать, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для каждой сенсорной системы в зависимости от минимального или максимального порога чувствительности можно использовать различные игры и упражнения, приемы организации РППС. Рассмотрим некоторые из них на примере развития зрительного и слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Задачи:

• развивать слуховые ориентировочные реакции на звучащие стимулы (погремушки, колокольчики, шарманки);

• побуждать прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами и игрушками, улыбаться, смеяться в ответ на звучание, тянуться к звучащим предметам, манипулировать ими;

• побуждать ребенка определять расположение звучащей игрушки, говорящего человека, находящегося сначала справа и слева, затем – спереди и сзади при постоянно увеличивающемся расстоянии;

• расширять диапазон узнаваемых звуков, знакомя с музыкальными звуками (дудочки, бубен, металлофон);

• создавать условия для накопления опыта восприятия различных звуков окружающего мира, фиксировать внимание на различных звуках в быту, называя соответствующие предметы и действия;

• совершенствовать слуховое восприятие через игры с музыкальными инструментами, учить дифференцировать их звучание (рояль, барабан; металлофон, шарманка; бубен, свирель, выполняя при этом действия с музыкальными инструментами (игрушками);

и другие.

Приемы коррекционно-развивающей работы:

В данном направлении отмечена высокая эффективность использования одной из технологий арт-терапии - музыкотерапии, которая нашла широкое применение в реабилитации и абилитации лиц с РАС. Хорошо себя зарекомендовал метод «Томатис», который применяют для стимуляции головного мозга. Многократные аудиотренировки проводятся с использованием специальной аппаратуры и стимулируют функции головного мозга, развивая его способность к качественной переработке сенсорной информации. Перед использованием данной технологии необходима предварительная диагностика уровня чувствительности слуховой системы.

При гиперчувствительности слуховой системы рекомендуют:

• для уменьшения внешних звуков плотно закрывать окна и двери,

• использовать беруши, шумопоглащающие наушники,

• использовать аудиоплеер для создания фонового музыкального сопровождения,

• не повышать интонацию в разговоре с ребенком,

• во время занятий использовать «тихие» паузы, при необходимости сократить время занятий.

При гипочувствительности необходимо:

• сопровождать любые действия визуальными подсказками, используя предметы, карточки, игрушки;

• использовать музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты;

• аудиирование стихов, песен, ритмичной музыки.

Развитие зрительного восприятия:

Задачи:

• стимулировать фиксацию взгляда на предмете, прослеживания взором спокойно движущегося объекта;

• создавать условия для фиксации взгляда ребенка на лице взрослого, находящегося на расстоянии вытянутой руки;

• стимулировать установление контакта «глаза в глаза»;

• совершенствовать прослеживание и возникновение связи «глаз-рука» (предпосылки зрительно-моторной координации);

• стимулировать развитие координации движений рук при обеспечении зрительного прослеживания в процессе действий с предметами различной формы (неваляшки, мячи, шары, кубики, пирамидки и др.,

• учить различать предметы по цвету, форме, размеру;

• формировать умение выделять изображение объекта из фона и другие.

Возможные приемы коррекционно-развивающей работы:

При гипочувствительности:

• постепенное увеличение применения визуальной стимуляции (яркие предметы, игрушки, иллюстрации, презентации, видеоролики);

• использование светящихся объектов, фонариков, ламп.

При гиперчувствительности:

• не использовать в быту флуоресцентные лампы, заменив их окрашенными лампочками или другими источниками приглушенного света;

• использование ребенком солнцезащитных очков;

• обеспечить возможность уединения при проведении фронтальных занятий (желательно огородить рабочее место ребенка, поставив ширмы с обеих сторон для блокировки лишней визуальной стимуляции);

• в помещении на окнах повесить непроницаемые шторы.

Аналогичная работа выстраивается по развитию всех остальных видов восприятия. Специалисты включают занятия по сенсорной абилитации и реабилитации в коррекционно-развивающую работу с детьми с РАС с учетом уровня выявленных нарушений функционирования сенсорных систем и индивидуальных особенностей развития ребенка. Занятия должны проводиться поэтапно и регулярно, в этом случае повышается эффект проводимой коррекции. Опираясь на данные предварительной диагностики, специалисты корректируют силу воздействия различных стимулов, для предотвращения нежелательных ответных реакций со стороны ребенка с РАС.

Слаженное взаимодействие в работе специалистов, родителей и самого ребенка способствует формированию компенсаторных возможностей в развитии сенсорно-перцептивной сферы ребенка с РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития.

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития....

дидактические игрушки для развития сенсорной сферы

Развитие зрительного восприятия.Дидактическая игра «Заштопай варежки»Материал: карточки с варежками, кружочки и квадратики четырёх основных цветов и дополнительных: оранжевого, коричневого, фиол...

Эффективные упражнения для развития сенсорной сферы

Упражнения направлены на улучшения работы сенсорной сферы, подходят для индивидуальных занятий....

Особенности развития познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о то...

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...