Роль песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Нагорнова Наталья Николаевна

Песочная игротерапия или иначе песочные игры – очень интересная, эффективная педагогическая технология. Она расширяет и дополняет основную общеобразовательную программу. Благодаря песку, который  используют для проведения игр, дети могут детально исследовать и изучать окружающую среду. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Воспитанники проявляют особый интерес к играм с песком. Зона песочной терапии привлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста»

Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал:

«Что я слышу – я забываю,

Что я вижу – я помню,

Что я делаю – я понимаю».

Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено прежде всего должно быть познано чувствами – обонянием или зрением – или сделано руками. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому психологи используют песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песочная игротерапия или иначе песочные игры – очень интересная, эффективная педагогическая технология. Она расширяет и дополняет основную общеобразовательную программу. Благодаря песку, который  используют для проведения игр, дети могут детально исследовать и изучать окружающую среду. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Воспитанники проявляют особый интерес к играм с песком. Зона песочной терапии привлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.

Игры с песком проводятся с подгруппой детей и индивидуально, это помогает развитию у них коммуникативной культуры: доброжелательности, понимания собеседника, взаимной терпимости, уступчивости, умение работать в группе. Песочные игры очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, «оживление» абстрактных символов - букв, цифр и реальное проживание всевозможных ситуаций совместно с героями сказочных игр.

Ребята с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране «Песочных игр», где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства.

Песок помогает дольше сохранять работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, учатся слышать и слушать друг друга.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных - песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Некоторые «разгоряченные» дети, подбегая к песочнице, зарывают руки в песок. После 1-2 минут они успокаиваются и присоединяются к работе других детей.

С помощью построений на песке у детей развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика пальцев рук, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь и воображение.

Песочные игры помогают в подготовке ребенка к школе, создают базу для более органичного усвоения учебного материала. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся лепить, соединять их, превращать из одних в другие, овладевают счетом, учатся различать геометрические фигуры, читать слоги, слова, усваивают понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. На песке как легко строить, так и легко изменять то, что не удалось.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, ребенок переносит на песочный "лист" свой внутренний мир и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. С помощью песка дети творят различные чудеса, а помогают им в этом фантазия и выдумка. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

         По мнению психологов, именно песок поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает его энергетику, стабилизирует его эмоциональное состояние. Важным является и то, что песочницу можно использовать в любое время года. А самое главное - это детям близко, доступно и интересно. Во время игры, да и после них, все дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!

Проводимая мной работа по песочной терапии с воспитанниками показывает, что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Она позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование возможностей песочной терапии в сопровождении детей дошкольного возраста»

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром....

"Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

«Использование песочной игротерапии в развитии детей дошкольного возраста»

Что нужно для игры в песок?А нужно,в сущности,так мало:Любовь,желанье,доброта....

Консультация для родителей «Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста»

   Консультация для родителей "Значение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста"                ...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, реб...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, ребенок п...

Статья для родителей «Роль арт-терапии в развитии детей раннего возраста»

В этой статье, я предлагаю родителям игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста....