Презентация опыта развития связной речи детей с нарушениями зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Пигалова Марина Викторовна

Вербально-невербальный метод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pigalova_prezentatsiya_1.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения через вербально-невербальный метод» Подготовил: учитель-логопед первой квалификационной категории Пигалова М.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 154» Нижний Новгород 2022 г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие связной речи у детей с нарушениями зрения – сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия. Трудности обучения инициативной связной речи таких детей обусловлены рядом причин: недостаточным использованием сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом; обедненностью предметных представлений, свойственной всем дошкольникам с особенностями в развитии; недоразвитием чувственной основы становления речи.

Слайд 3

ЗАДАНИЯ: Рассказ по картинке Описание игрушки Любимая сказка Стихотворение наизусть НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП С целью выявления степени сформированности связной речи у детей с нарушениями зрения была проведена диагностика уровней освоения связной речи М.А . Васильевой, Т.С . Комаровой, В.В . Гербовой .

Слайд 4

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Процесс развития связной речи дошкольников с нарушениями зрения будет более успешным, если максимально задействовать сохранные анализаторы детей через вербально-невербальный метод

Слайд 5

Вербально-невербальный метод представляет собой программу деятельности, состоящую из серии действий и операций с предметом. Метод направлен на формирование системы психических процессов, их взаимодействия и взаимовлияния: слушания, вербально-логического и наглядно-образного мышления, предметных образов-представлений. Метод также помогает сформировать умение организовывать собственную деятельность и внимание. Метод позаимствован у нашего современника профессора нейропсихологии А.В.Цветкова. Андрей Владимирович предлагает применять его в коррекции развития гиперактивных детей. Мною произведена попытка адаптировать вербально-невербальный метод к логопедической практике и применить в работе с детьми с нарушениями зрения.

Слайд 6

ЗАДАЧИ: Способствовать формированию речевых умений и навыков, механизмов речи (мотива, замысла, подбора слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием ) воспитанников через вербально-невербальный метод; Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения путем использования речевых игр и упражнений; Создать условия для обогащения сенсорного опыта, представлений о предметном и социальном окружении, словарного запаса, эмоционально-экспрессивной окраски речи детей с нарушениями зрения через использование авторских дидактических комплексов («Чудо-дом», «Чудо-жилеты»); Повысить компетентность педагогов в вопросе особенностей развития связной речи дошкольников с нарушениями зрения; Создать условия для включения родителей в процесс формирования связной речи детей через активные формы взаимодействия. ЦЕЛЬ: О птимизация коррекционно – развивающего процесса обучения связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения через вербально-невербальный метод

Слайд 7

Специфика работы по формированию связной у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения через вербально-невербальный метод Известно, что зрительная система человека развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от характера изучаемого объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Учеными выявлено, что наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием .

Слайд 9

Ступени деятельностного этапа работы по формированию связной речи детей с нарушением зрения через вербально-невербальный метод: Обогащение развивающей предметно-пространственной среды объемными тактильными и осязательными игровыми предметами Подготовительная работа по формированию лексического базиса через ощущения и восприятие Р ечевое развитие: развитие понимания речи , формирование грамматических категорий , исправление произношения Формирование диалогической речи в процессе непосредственной образовательной деятельности, индивидуальных занятий, самостоятельной деятельности детей Формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов ) при максимальном участии сохранных анализаторов

Слайд 10

Основные методические приемы развитие связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения через вербально-невербальный метод формирование целостного образа об окружающем посредством разнообразных дидактических игр; внедрение образа предмета согласно лексической теме во все виды деятельностей детей: непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность и в самостоятельную деятельность; использование современных интерактивных динамических презентаций и игр; средства мнемотехники; театрализованные и сюжетно-ролевые игры; использование авторских игровых дидактических комплексов; перекодирование слуховой информации посредством рисования в зрительную, на основе полученных иллюстраций - пересказ прослушанного текста. Особенность приема: детям не предъявляется образец иллюстрации, они могут воспользоваться лишь типовыми образами из их памяти, либо своим воображением.

Слайд 11

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Предварительная работа с ощущениями и восприятием Д/И «Угадай, что это?» Объемные предметы Д/И «Волшебный мешочек» Д/И «Угадай, что это?» Восприятие плоской фактурной фигуры Чудо-рукава в «Чудо-доме» Игры с песком Д/И «Угадай, что это?» Звучащие предметы

Слайд 12

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП НОД по развитию речи Лексическая тема «Космос» Лексическая тема «Профессии» Лексическая тема «Ранняя весна»

Слайд 13

Чтение художественной литературы ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Логопедические технологии Схемы для составления описательного рассказа Мнемотаблицы «Стихи» Рассказы цепной структуры, рассказы по серии картинок Мнемодорожки

Слайд 14

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП АВТОРСКИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС «ЧУДО-ДОМ» На крыше детей всегда ждет сюрприз или угощение по теме занятия Квест «В поисках витаминов». Открытое занятие НОД по развитию речи. Лексическая тема «Человек»

Слайд 15

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП АВТОРСКИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС «ЧУДО-ЖИЛЕТЫ» НОД по развитию речи. Лексическая тема «Животные жарких стран» Проект «Театр в группе». Постановка сказки «Колобок» НОД по развитию речи. Лексическая тема «День защитников Отечества»

Слайд 16

Описательный рассказ по схеме « Карлсон », малая подгруппа ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Составление описательного рассказа Описательный рассказ по восприятию Описательный рассказ «Наши помощники» в паре

Слайд 17

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Продуктивная деятельность Сказка «Цыпленок и гусеница» Сказка «Паровозик»

Слайд 18

АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Результаты диагностики доказали результативность применения вербально-невербального метода в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения и актуальность его использования. ЗАДАНИЯ: Рассказ по картинке; 2. Описание игрушки; 3. Любимая сказка; 4. Стихотворение наизусть Диагностика связной речи детей с нарушениями зрения в 2019-2020 учебном году

Слайд 19

АНАЛИТИКО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Результативность профессиональной педагогической деятельности В результате использования вербально-невербального метода формирования речевых умений и навыков, механизмов речи повысился уровень развития связной речи детей с нарушениями зрения: сформированы навыки чтения стихотворений наизусть, грамотной диалогической речи ; повысился уровень развития связной монологической речи ; С помощью разнообразных логопедических технологий в рамках вербально-невербального метода повысился уровень развития психических процессов детей с нарушениями зрения; Созданы условия для обогащения сенсорного опыта, представлений о предметном и социальном окружении, словарного запаса, эмоционально-экспрессивной окраски речи детей с нарушениями зрения посредством авторских многофункциональных игровых модулей; Педагоги получили дополнительные знания об особенностях речевого развития детей с нарушениями зрения; Родители стали проявлять интерес к вопросам развития связной речи детей. Таким образом, мы убедились в эффективности системного использования вербально-невербального метода в процессе формирования связной речи детей с нарушениями зрения.

Слайд 20

ЛИТЕРАТУРА 1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения «Детский сад №430» 2. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения: учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999. 3. Волкова Л.С . «Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения ». Автореф.диссертации . – М., 1983 г. 4. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения: планирование и конспекты. - М. : ТЦ Сфера, 2006 . 5. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. – СПБ.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. 6. Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 1. – СПб .: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 7. Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. Часть 2. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 . 8. Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей 5-7 лет. Вып . 1. - Спб .: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 . 9. Трясорукова Т.П. Мнемодорожки : речь: 5-6 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. 10. Ткаченко Т.А. Я говорю правильно. Развивающие сказки о животных. М.: СИМБАТ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

Презентация по развитию связной речи детей с ОНР посредством продуктивной деятельности

Материал презентации описывает этапы технологии по развитию связной речи  с соответствующими целями.  Представленные фотографии демонстрируют приемы и методы работы по теме.....

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...