Нейроупражнения для детей и взрослых
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Упражнения для развития головного мозга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейробика  как инструмент по развитию речи

Рече-двигательные игры и упражнения по лексическим темам

младшая группа

Название игры (упражнения)

Речевое сопровождение / Ход игры (упражнения)

(Инструкция по выполнению)

Игра  «Овощи»

Цель: развитие координации речи и движений.

В огород пойдем, Дети шагают на месте

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем, Далее движения по тексту

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. Шагают на месте

Игра: «Фрукты».

Цель: развитие координации речи и движений.

Абрикосы, груши, сливы Дети делают движения руками

И полезны, и красивы. Вправо- влево

Кто же фрукты соберет.  Пожимают плечами

На варенье и компот? Разводят руки в стороны

Ну- ка, с ветки доставай.  Изображают, что срывают с дерева

Небывалый урожай! «Складывают» в корзинку

Игра: «Деревья»

Цель: развитие координации речи и движений.

Станем мы деревьями Встать, руки на поясе

Сильными, большими.

Ноги – это корни.

Их расставим шире. Ноги на ширине плеч

Чтоб держали дерево, Руки сцеплены перед собой

Падать не давали, Пытаются разорвать руки

Из глубин далеких наклоны вперед

Воду добывали.

Наше тело – ствол могучий. Ставят ноги на ширине плеч

Он чуть- чуть качается Покачивают телом

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Игра : «Деревья»

Цель: развитие координации речи и движений.

Мы у нашего крыльца Дети приседают, изображают, что сажают деревья

Посадили деревца:

Две березки- тонконожки

Встали рядом у дорожки, Встают на цыпочки, руки вверх

Три красавицы –осинки

К солнцу вытянули спинки, Разводят руки в стороны. поднимают их вверх

Две березоньки – соседки

Поднимают ручки – ветки,

Елка тоже подрастает, Разводят руки в стороны,

Только ветки опускает. Руки опускают вниз

Игра: «Гномы и грибы»

Цель: развитие координации речи и движений.

Утром гномы в лес пошли   Шаги на месте

По дороге гриб нашли  Наклон вперед

А за ним то 1,2,3   Наклоны вправо – влево

Показались еще три

А пока грибы срывали Руки к щекам, покачать головой

Гномы в школу опоздали.

Побежали, заспешили   Бег на месте

И грибы все уронили!   Присесть

Игра: «Птички»

Цель: развитие координации речи и движений.

Птички летали   Машут руками

Птички устали.

В гнездышко сели  Присели на корточки

Спать захотели.  Закрывают глаза

Солнышко встало,

Опять полетели.   Машут руками

Игра: «Аист»

Цель: развитие координации речи и движений.

Аист, аист длинноногий   Хлопки

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,   Топают правой ногой

Топай левою ногой    Топают левой ногой

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

И тогда придем домой.   Шагают на месте

Игра: «Игрушки»

Цель: развитие координации речи и движений.

Раз, два, три, четыре, Дети прыгают

Мы считалочку учили: Хлопают в ладоши

Петушок, флажок, Вытягивают руки вперед,

Матрешка, разводят в стороны,

Барабан, юла, гармошка. Опускают вниз

Игра: «Посуда»

Цель: развитие координации речи и движений.

Моем чашку, моем кружку Дети выполняют круговые движения правой рукой перед грудью

Ставим высоко на сушку Встают на цыпочки, руки вверх

Ой! Упала чашка с полки, Руки к щекам, наклон вперед

Будем собирать осколки. Изображают, что метут пол.

Игра: «Пироги пшеничные»

Цель: развитие координации речи и движений.

Мы печем отличные Дети «пекут пирожки»

Пироги пшеничные.

Кто придет к нам пробовать  Поднимают плечи вверх,

Пироги пшеничные?  Руки разводят в стороны

Мама, папа, брат, сестра, « Пальчики здороваются»

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может, «Зовут» руками

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы, Попеременно опускают кулаки вниз

Сахар не забыли мы, « Сыплют сахар»

Пироги пшеничные «Пекут пирожки»

В печку посадили мы. Вытягивают руки ладонями вверх

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами ,

поднимая и опуская руки

Наша мама говорит,

- Крошки ,что останутся, «Крошат крошки»

Воробью достанутся. Стучат указательным пальцем по ладони другой руки

Игра: «Одежда»

Цель: развитие координации речи и движений.

Есть в шкафу у куклы Кати   Дети делают движения руками вдоль туловища, сверху вниз

Кофты, сарафаны, платья.

Есть пальтишко, брюк две пары, Наклон вперед, делают движения ладонями вдоль ног сверху вниз

Для прогулок шаровары.

Много блузок ровно в ряд  Попеременные движения вытянутыми руками вверх – вниз

В Катином шкафу висят.

Эти вещи надевают   Изображают надевание одежды

И одеждой называют. Хлопки

Игра: «Мебель. Кресло»

Цель: развитие координации речи и движений.

В нем котенок любит спать, Дети приседают ,руки под щеку

Бабушка носки вязать, Изображают вязание стоя

И для чтения газет Приседают, изображают

Лучше места в доме нет. Чтение газеты

До чего удобно, если Приседают, руки согнуты в локтях

Отдыхаешь в мягком кресле.

Игра: «Дом»

Цель: развитие координации речи и движений.

На полянке дом стоит, Над головой из ладней сделать «крышу»

Ну а в домик путь закрыт. Из ладоней сделать «ворота»

Мы ворота открываем, Ладони разводят в стороны

В домик в гости приглашаем.  «Крыша «над головой.

Игра: «Домашние животные»

Цель: развитие координации речи и движений.

Уж как я мою коровушку люблю, Дети наклоняют голову вперед, приставляют указательные пальцы к голове.

Уж как я  то ей крапивушки нажну,  Изображают, как жнут траву серпом.

Кушай в волюшку, коровушка моя, Прямые руки вперед

Ешь ты досыта коровушка моя. Руки на пояс, Повороты туловища вправо- влево

Уж как я  мою коровушку люблю,      Указательные пальцы к голове

Сытна пойла я коровушке налью, Показывают как выливают из ведра

Чтоб сыта моя коровушка была руки на поясе, Повороты вправо-влево

Чтобы сливочек буренушка дала. Руки вперед.

Игра: «Дикие животные»

Цель: развитие координации речи и движений.

Тень- тень –потетень, Ртмично хлопают

Выше города плетень. Руки вверх

Сели звери под плетень, приседают

Похвалялися весь день. Голову вправо- влево

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса! Изображают повадки лисы

Похвалялся зайка: изобр. зайку

- Поди догоняй- ка!

Похвалялися ежи: изобр. ежа

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь: изобр. медведя

- Могу я громко песни петь!

Игра: «Домашние птицы»

Цель: развитие координации речи и движений.

Наши уточки с утра – ходят в перевалочку

Кря, кря, кря! Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда – ходят на месте вытянув шею, руки назад

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно – ходят на месте хлопая руками по бокам

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя- петушок ходят на месте высоко поднимая ноги

Рано- рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку! Вытягивают шею, поднимаясь на цыпочки.

Игра: «Транспорт»

Цель: развитие координации речи и движений.

Трамвай, как на колесах дом: руки сомкнуты над головой

Тепло, светло, уютно в нем. Приседают, обхватив плечи руками

Он нас по рельсам мчать готов, бег на месте

Дугой касаясь проводов. Стоя, руки над головой

Игра: «Зима»

Цель: развитие координации речи и движений.

Ветер ветками играет,   Поднять руки вверх, покачивать руками.

Снегом землю засыпает.  Опустить руки , плавно двигая кистями  рук вправо-влево.

Сыплет снежная пороша     поднять руки, затем медленно опустить их, быстро шевеля пальцами.

Прямо в детские ладошки.

Снег сегодня шёл с утра.    Поднять руки, затем медленно опустить их, быстро шевеля пальцами.

Рада снегу детвора.    Хлопать в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках,   Плавные движения руками вправо-влево.

На носах и на ладошках.    Дотронуться до носа, показать ладони.

Игра: «Зимние забавы»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Ой, мороз, мороз, мороз!» 

Ой, мороз, мороз, мороз! Дети покачивают руками над головой

Снегом ветки ты занес!

А мы не боимся, Грозят пальцем

А мы веселимся! Хлопают в ладоши

Ой, мороз, мороз, мороз! Дети покачивают руками над головой

Щиплет щеки он до слез. Прикладывают ладошки к щекам

А мы не боимся, Грозят пальцем

А мы веселимся! Хлопают в ладоши

Лыжи с санками возьмем Имитируют катание на лыжах

И кататься в лес пойдем.

А мы не боимся, Грозят пальцем

А мы веселимся! Хлопают в ладоши

«Наконец пришла зима»

Наконец пришла зима.   Развести руки в стороны.

Стали белыми дома.    Сложить руки над головой в виде крыши.

Снег на улице идёт. Поднимать и медленно опускать руки.

Дворник улицу метёт.  Покачивать опущенными полусогнутыми  руками влево-вправо.

Мы катаемся на санках, Присесть, руки вытянуть перед  собой.

Пишем на катке круги. Руки за спиной, повернуться вокруг себя.

Ловко бегаем на лыжах  Выполнять движения руками, как при  ходьбе на лыжах.

И играем все в снежки. Выполнять игру в снежки

Игра: «Зимующие птицы»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Дятел»

Дятел к дереву летит, Дети машут руками.

Он в сосне дупло долбит. Изображают движения дятла.

Раздается с тук в бору,

Лечит пестрый друг кору. Хлопки над головой.

Не страшна ему смола.

Дятлу- доктору хвала! Приседают, хлопают перед собой.

«Снегири»

Зимой на ветках яблоки, Изображают сбор яблок.

Скорей их собери.

Но вдруг вспорхнули яблоки, Машут руками

Ведь это… снегири.

Игра: «Зоопарк»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Водопой»

Вот на водопой идет Руки в стороны, шагают в развалочку

Толстокожий бегемот.

А за ним, не зная лени, Руки над головой, пальцы врозь

Скачут быстрые олени. Прыжки на месте

Хоть вода с песком и глиной,

Пьет жирафа с шеей длинной. Наклон вперед

У реки зарывшись в ил,

Дремлет грозный крокодил. Руками показать пасть крокодила

«Пингвин»

Лед, да лед, идут по кругу – пятки вместе носки врозь, руки прижаты к туловищу, ладони слегка в стороны

Лед, да лед

А по льду пингвин идет.

Скользкий лед, идут в другую сторону

Скользкий лед.

Но пингвин не упадет.

Игра: «Рыбы»

Цель: развитие координации речи и движений.

Улитки ползут, Передвигаться в полуприсяде, соединив руки за спиной

Свои домики везут.

Рогами шевелят, Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков

На рыбок глядят. Наклоны головы вправо, влево

Рыбки плывут, Передвигаться по кругу имитируя рыбок

Плавничками гребут.

Влево, вправо, поворот, Повороты туловища вправо, влево

А теперь наоборот.

Игра:«Защитники  отечества»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Аты- баты, шли солдаты»

Аты- баты, шли солдаты, Ходьба на месте

Аты- баты, на базар, Ритмичные хлопки

Аты- баты, что купили? Рисуют в воздухе вопрос

Аты- баты, самовар. Руки на поясе, живот выпятить

Аты- баты, сколько стоит? Рисуют в воздухе вопрос

Аты- баты, три рубля. Показывают три пальца

Аты- баты, кто выходит? Рисуют в воздухе вопрос

Аты- баты, это я! Показывают на себя.

«Моряк»

Молодой   моряк в матроске  

маршировать на месте

Вышел к берегу реки.

Снял матроску   поднять руки вверх

По-матросски,

Снял морские башмаки. Имитировать сбрасывание обуви.

По-матросски раздевался,  Развести руки в стороны.

По-матросски он чихнул.          Кивнуть головой.

По-матросски разбежался.        Бег на месте.

И … солдатиком нырнул.         Прыжок на месте, руки опущены вниз.

Игра: «Весна»

Цель: развитие координации речи и движений.

Встанет пораньше солнце пальцы соединить над головой в круг

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку. волнообразные движения руками, ладони внизу

Растаял весь снежок.

А из –под старой травки соединить ладони

Уже глядит цветок.

Динь –динь, звенит тихонько, покачивания руками вверху

Динь- динь пришла весна.

Игра: «Профессии»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Мы - шоферы»

Едем, едем на машине, Дети «крутят руль»

Нажимаем на педаль. Нога на пятке, поднимать и опускать носок

Газ включаем, выключаем, Движения рукой вперед- назад

Смотрим пристально мы вдаль. Ладонь ко лбу

Дворники счищают капли ладони перед собой – вправо- влево

Вправо- влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер. Ерошат руками волосы

Мы шоферы – хоть куда! Рука правая вперед, показывают большой палец.

Игра: «Цветы»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Как у нас на нашей грядке»

Как у нас на нашей грядке Руки на поясе, повороты вправо- влево

Сколько цветиков цветет: Руки в стороны

Розы, маки, ноготки, На каждый цветок хлопок в ладоши

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой.

Выбираешь ты какой? Руки вперед, ладони вверх.

Игра: «Насекомые»

Цель: развитие координации речи и движений.

Как у наших у ворот, Дети стоят, ладони перед собой

Муха песенку поет. Хлопки

Комар музыку ведет. Изображают игру на балалайке

Стрекоза плясать пошла, Руки на поясе, повороты туловище

Муравья с собой взяла.

- Муравейка, милый мой, Ритмичные хлопки

Попляши- ка ты со мной. Выставляют ногу вперед на пятку.

- Я уж рад поплясать, Ритмичные хлопки

Да уж очень я устал. «Вытирают пот» рукой со лба..

Игра:  «Семья»

Цель: развитие координации речи и движений.

Русская народная игра Бабушка Маланья (Делай, как я!)

У Маланьи, у старушки     ходить по кругу

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей –               показать 7 пальцев

Все без бровей,

С такими ушами,     показать руками большие уши

С такими глазами,   соединить пальцы в «колечки»

С такой головой,       сомкнуть руки над головой

С такой бородой.         Показать «бороду».

Ничего не ели,          Присесть на корточки.         

На неё глядели,       подпереть руками подбородок

Делали  вот так!  Педагог показывает, дети повторяют                 

Игра: «Безопасность»

Цель: развитие координации речи и движений.

Если гости к вам пришли,   Движение согнутыми руками к себе.
Или навестил вас друг,    Движение руками от себя.
Перед тем, как с ним играть —  Боковой галоп.
Не забудьте выключить утюг!    Погрозить пальцем.

Уходя тушите свет!
Знай, любые провода      
Руки вперед , в стороны
Повреждённые – беда!
Ведь они опасны слишком –
Согнутые в локтях руки перед грудью
Замыкание как вспышка!   Резко развести руки в стороны.

Дать друзьям такой совет     Руки на поясе, наклоны в стороны.
Просто каждый может:
Уходя тушите свет      
Хлопки в ладоши.
И приборы тоже!

Игра:  «Мамин день»

Цель: развитие координации речи и движений.

Всё хожу, всё думаю, смотрю:         Ходить врассыпную.

Что же я завтра маме подарю?         Руки на поясе, делать повороты  вправо, влево.

Может куклу? Может быть

Конфет?

Нет!                       Топнуть одной ногой.

Вот тебе, родная, в твой денёк       Прыгать на месте .

Аленький цветочек-огонёк.       Сжать одну руку в кулак, вытянуть  руку вперёд.   

Бабушка тёплые варежки свяжет,      Стоя в круги, имитировать вязание  на спицах.

Бабушка вечером сказку расскажет.   Прыжки на месте

Слушать её мы готовы часами,     Руки на поясе, повороты вправо, влево.

Что позабудет, подскажем её сами.   Хлопать в ладоши, прыгать на месте

Игра: « Продукты»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Холодильник открываем»

Холодильник открываем,     Изобразить, как открывают  холодильник.

Пачку масла вынимаем,     Движения руками вперед, к груди.
Колбасу, сметану, сыр,        Хлопки перед собой.
Творог, ряженку, кефир.      Поднять руки вверх, хлопки.
Не забудем торт и фрукты.  Руки на поясе, наклоны вправо-влево.
Что достали мы?             Пожать плечами.

Про-дук-ты!                  Хлопать на каждый слог.

Игра:  «Неделя книги»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Буратино»

Буратино потянулся, Поднять руки вверх, потянуться.

Раз – нагнулся,   Наклоны вперёд, руки на поясе.       Два нагнулся,
Руки в стороны развел,        Развести руки в стороны. 
Ключик видно не нашел.     Пожать плечами

Чтобы ключ ему достать,     Подняться на носки, руки поднять вверх.
Нужно на носочки встать.

Игра: Космос

Цель: развитие координации речи и движений.

«Полёт к звёздам»

Отправляется в полёт    Сложить руки рупором перед ртом,

Наш волшебный звездолёт.     Ходить в разных направлениях.

Надевай скорей скафандры!      Остановиться, имитировать движения.

Занимай скорей места!       Стать врассыпную, присесть.

С космодрома мы взлетаем,      Встать, поднять руки через стороны вверх,  соединить над головой.

Прямо к звёздам улетаем!         Подпрыгнуть.

Полетели, полетели,            Бегать, руки отвести назад.

До Луны мы долетели.             Остановиться.  

Походили, посмотрели         Ходить в разных направлениях.

И обратно прилетели.              Бегать, руки отвести назад. Остановиться.



Предварительный просмотр:

Нейробика  как инструмент по развитию речи

Рече-двигательные игры и упражнения

с элементами нейробики, нейропсихологии и кинезиологии

Название игры (упражнения)

Речевое сопровождение

Ход игры (упражнения)

(Инструкция по выполнению)

Игра «Лягушка».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Ход игры: Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Игра: «Лезгинка».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Кисть в кулак сжимаем

А другую разжимаем

А потом их поменяли

И лезгинку станцевали.

 Ход игры: Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз.

Игра: «Здравствуй».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю ,

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Игра: «Ухо – нос ».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Села на нос , на правое ухо

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Игра: «Крючки».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Игра: «Бабочка».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Игра: «Цепочка ».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Хоть и вредный мухомор,

Я его не трону.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

Игра: «Оладушки».

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернём

И опять играть начнём.

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременно сменить позицию. По мере усвоения упражнения темп движения можно ускорять.

Игра: «Пальчики здороваются»

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Капал дождик целый день. Как ему идти не лень! Снегом стал, когда озяб,

 И не слышно «кап» да «кап»».

Поочерёдно соединять все пальцы с большим пальцем (перебор пальцами). На каждый ударный слог, пальцы одной руки соприкасаются с большим пальцем в следующем порядке: большой – указательный, большой – средний, большой – безымянный, большой – мизинец, и обратно. Затем происходит смена рук.

Игра: «Шел медведь»

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге. «Видно, очень мало сил

Я за зиму накопил», -

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки, Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге».

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец. Начинать упражнения следует с мизинца правой руки, а заканчивать – мизинцем левой. После 5-й строчки – смена рук.

Игра: «Щелчки»

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук, Тук да тук, тук да тук?

 –А пойдём, -сказал барсук, - Сам увидишь этот трюк, Это дятел сел на сук.

И без крыльев, и без рук  Ищет он, где спрятан жук,  Вот и слышен перестук!»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, при этом, необходимо с силой прижать ладонь, сопротивляясь подъему. Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец. Начинать упражнение следует с мизинца правой руки. После 5-й строчки – смена рук.

Игра: «Колечки»

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Птичек мы окольцевали, Наблюдали, узнавали, Улетев в какие дали,

Где морозы переждали,

 Что пернатые клевали? Гнезда, где свои свивали? Где вы яйца отложили? Как вы бури пережили? Сколько вы, в конце концов,

В гнёздах вывели птенцов?»

 Большой и указательный палец правой руки замкнуть в колечко и надевать по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем колечко из пальцев левой руки надевать на пальцы правой. На одну строчку – одно движение. После пятой строчки смена рук.

Игра: «Дождик»

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.

Игра: «Киска»

Цель: Развитие мелкой моторики

Возраст: от 3 лет

Киска, киска, вот твоя миска!

Киска, не влезай на стол,

Миску ставлю я под стол!

Дети стоят в кругу, встают на носочки, вытягивают ручки, поджимая с напряжением пальчики, как киска коготочки, конце упражнения расслабляют руки и опускают вниз.

Кинезиологические сказки для детей.

В лесу.

(способ организации – сидя за столом)

 

Однажды маленький ежонок  потерялся  в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).   Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих  рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками,  большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). Долго они шли  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих  рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками,  большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем),   спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка  (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих  рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками,  большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома ((Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

 

 

                                                «Две обезьянки».

(способ организации – сидя за столом)

 

Жили-были две веселые обезьянки  (Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборо). Обезьянки очень любили кончить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык ( Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его).Однажды они увидели на высокой пальме ((Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос ( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести).Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя.  Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки очень обрадовались и и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

 

 

Два котенка.

(способ организации – сидя за столом)

 

Жил-был на свете  котенок, он был белый и пушистый и звали его Снежок (дети показывают правый кулачок).Он очень любил прогуливаться по своему саду (упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»).И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним(упр. «Кошка»).И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

 

 

Яблонька.

(способ организации – стоя)

 

Однажды одно маленькое семечко от яблоньки попало в землю (Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.) Семечко поливал дождик, пригревало солнышко и оно стало расти и превращаться в маленькую яблоньку  (Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь). К яблоньке часто прилетал её дружок – ветерок и играл с ней (Руки вверх, развести пальцы в стороны, покачаться из стороны – в сторону). Стала яблонька большой и выросли на ней вкусные яблочки. Пришли  к яблоньке дети. (“Перекрестное марширование”.  Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге).

И стали рвать сочные и румяные яблочки (Посмотреть вверх, потянитесь правой рукой как можно выше, подняться  на цыпочки и сделайте резкий вдох, «срывать»  яблоко. Нагнуться и «положить яблоко»  в небольшую «корзину», стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое двумя руками). Дети сказали яблоньке спасибо (Дышать  глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно раскачивать ей из стороны в сторону). И пошли домой ((“Перекрестное марширование”.  Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений).

 

«В гости к бабушке»

 

 В гости бабушка позвала

 Внуков очень поджидала ( ладони на щеках, качаем головой)

 По дорожке пять внучат

 В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, 
(ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, 
(кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, 
(ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик
.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое, 
(руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)

Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

 Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (
ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)

Показался дом вдали,( «крыша»)

Мы к нему так долго шли ((пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада

Для неё внучки - награда ( хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим 
( руки «здороваются»)
И обратно побежим 
( пальцы «бегут» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

 Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
 Чики-брики, 
(ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
 Чики-брик
.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Лесной домик.

 

Стоял с лесу  домик  (Упражнение «дом». Пальцы рук соединены под углом и касаются кончиками друг друга, большие пальцы отведены в сторону и тоже соприкасаются). Бежал мимо ёжик (Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой). Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг  него  3 раза (Упражнение «кулак-ребро-ладонь»), зашел в него и стал в нем жить. Бежала  мимо лягушка-квакушка (Упражнение «лягушка». Одна рука сжата в кулак,  другая ладонь выпрямлена и лежит на столе. Происходит смена положения рук.) Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика ((Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой) тоже в домике пожить. Пустил  ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки  и играли в ладушки ((упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Каждый день им светило ласковое солнышко ( Руки вверх, одна рука сжата в кулак, пальцы другой руки расставлены в стороны, происходит смена положения рук), вокруг порхали красивые бабочки (Руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки), а деревья шелестели своими листиками на ветру (руки вверх, развести пальцы в стороны). Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка ( Рука сжата в кулак, лежит на столе), они позвали котенка и он подбежал к ним (Упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка  и ёжик, пригласили котенка  жить к себе в дом (Упражнение «дом». Пальцы рук соединены под углом и касаются кончиками друг друга, большие пальцы отведены в сторону и тоже соприкасаются). Котенок с радостью забежал в чудесный домик (Упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой ((Упражнение «лягушка». Одна рука сжата в кулак,  другая ладонь выпрямлена и лежит на столе. Происходит смена положения рук) и ёжиком (Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации педагога-психолога Нейроупражнения для детей и взрослых

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ1.    КАТАНИЕ МЯЧА В ПАРЕРодитель сидит напротив ребенка. Упражнение выполняется в положении сидя, либо лежа на животе. Родител...

Комплекс нейроупражнений для детей подготовительной группы

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа яв...

Нейроупражнения для детей и взрослых

Упражнения для развития головного мозга...

НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4–7 ЛЕТ

Нейрогимнастика — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и нао...

Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?

Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?Зарядка полезна не только для укрепления мышц и хорошего самочувствия. Даже элементарные упражнения помогают расшевелить мозг, улучшить кровообра...

Картотека нейроигр и нейроупражнений для детей дошкольного возраста

Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к п...