Нейроупражнения для детей и взрослых
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Упражнения для развития головного мозга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речедвигательные упражнения53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Нейробика  как инструмент по развитию речи

Рече-двигательные игры и упражнения по лексическим темам

младшая группа

Название игры (упражнения)

Речевое сопровождение / Ход игры (упражнения)

(Инструкция по выполнению)

Игра  «Овощи»

Цель: развитие координации речи и движений.

В огород пойдем, Дети шагают на месте

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем, Далее движения по тексту

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. Шагают на месте

Игра: «Фрукты».

Цель: развитие координации речи и движений.

Абрикосы, груши, сливы Дети делают движения руками

И полезны, и красивы. Вправо- влево

Кто же фрукты соберет.  Пожимают плечами

На варенье и компот? Разводят руки в стороны

Ну- ка, с ветки доставай.  Изображают, что срывают с дерева

Небывалый урожай! «Складывают» в корзинку

Игра: «Деревья»

Цель: развитие координации речи и движений.

Станем мы деревьями Встать, руки на поясе

Сильными, большими.

Ноги – это корни.

Их расставим шире. Ноги на ширине плеч

Чтоб держали дерево, Руки сцеплены перед собой

Падать не давали, Пытаются разорвать руки

Из глубин далеких наклоны вперед

Воду добывали.

Наше тело – ствол могучий. Ставят ноги на ширине плеч

Он чуть- чуть качается Покачивают телом

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Игра : «Деревья»

Цель: развитие координации речи и движений.

Мы у нашего крыльца Дети приседают, изображают, что сажают деревья

Посадили деревца:

Две березки- тонконожки

Встали рядом у дорожки, Встают на цыпочки, руки вверх

Три красавицы –осинки

К солнцу вытянули спинки, Разводят руки в стороны. поднимают их вверх

Две березоньки – соседки

Поднимают ручки – ветки,

Елка тоже подрастает, Разводят руки в стороны,

Только ветки опускает. Руки опускают вниз

Игра: «Гномы и грибы»

Цель: развитие координации речи и движений.

Утром гномы в лес пошли   Шаги на месте

По дороге гриб нашли  Наклон вперед

А за ним то 1,2,3   Наклоны вправо – влево

Показались еще три

А пока грибы срывали Руки к щекам, покачать головой

Гномы в школу опоздали.

Побежали, заспешили   Бег на месте

И грибы все уронили!   Присесть

Игра: «Птички»

Цель: развитие координации речи и движений.

Птички летали   Машут руками

Птички устали.

В гнездышко сели  Присели на корточки

Спать захотели.  Закрывают глаза

Солнышко встало,

Опять полетели.   Машут руками

Игра: «Аист»

Цель: развитие координации речи и движений.

Аист, аист длинноногий   Хлопки

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,   Топают правой ногой

Топай левою ногой    Топают левой ногой

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

И тогда придем домой.   Шагают на месте

Игра: «Игрушки»

Цель: развитие координации речи и движений.

Раз, два, три, четыре, Дети прыгают

Мы считалочку учили: Хлопают в ладоши

Петушок, флажок, Вытягивают руки вперед,

Матрешка, разводят в стороны,

Барабан, юла, гармошка. Опускают вниз

Игра: «Посуда»

Цель: развитие координации речи и движений.

Моем чашку, моем кружку Дети выполняют круговые движения правой рукой перед грудью

Ставим высоко на сушку Встают на цыпочки, руки вверх

Ой! Упала чашка с полки, Руки к щекам, наклон вперед

Будем собирать осколки. Изображают, что метут пол.

Игра: «Пироги пшеничные»

Цель: развитие координации речи и движений.

Мы печем отличные Дети «пекут пирожки»

Пироги пшеничные.

Кто придет к нам пробовать  Поднимают плечи вверх,

Пироги пшеничные?  Руки разводят в стороны

Мама, папа, брат, сестра, « Пальчики здороваются»

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может, «Зовут» руками

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы, Попеременно опускают кулаки вниз

Сахар не забыли мы, « Сыплют сахар»

Пироги пшеничные «Пекут пирожки»

В печку посадили мы. Вытягивают руки ладонями вверх

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами ,

поднимая и опуская руки

Наша мама говорит,

- Крошки ,что останутся, «Крошат крошки»

Воробью достанутся. Стучат указательным пальцем по ладони другой руки

Игра: «Одежда»

Цель: развитие координации речи и движений.

Есть в шкафу у куклы Кати   Дети делают движения руками вдоль туловища, сверху вниз

Кофты, сарафаны, платья.

Есть пальтишко, брюк две пары, Наклон вперед, делают движения ладонями вдоль ног сверху вниз

Для прогулок шаровары.

Много блузок ровно в ряд  Попеременные движения вытянутыми руками вверх – вниз

В Катином шкафу висят.

Эти вещи надевают   Изображают надевание одежды

И одеждой называют. Хлопки

Игра: «Мебель. Кресло»

Цель: развитие координации речи и движений.

В нем котенок любит спать, Дети приседают ,руки под щеку

Бабушка носки вязать, Изображают вязание стоя

И для чтения газет Приседают, изображают

Лучше места в доме нет. Чтение газеты

До чего удобно, если Приседают, руки согнуты в локтях

Отдыхаешь в мягком кресле.

Игра: «Дом»

Цель: развитие координации речи и движений.

На полянке дом стоит, Над головой из ладней сделать «крышу»

Ну а в домик путь закрыт. Из ладоней сделать «ворота»

Мы ворота открываем, Ладони разводят в стороны

В домик в гости приглашаем.  «Крыша «над головой.

Игра: «Домашние животные»

Цель: развитие координации речи и движений.

Уж как я мою коровушку люблю, Дети наклоняют голову вперед, приставляют указательные пальцы к голове.

Уж как я  то ей крапивушки нажну,  Изображают, как жнут траву серпом.

Кушай в волюшку, коровушка моя, Прямые руки вперед

Ешь ты досыта коровушка моя. Руки на пояс, Повороты туловища вправо- влево

Уж как я  мою коровушку люблю,      Указательные пальцы к голове

Сытна пойла я коровушке налью, Показывают как выливают из ведра

Чтоб сыта моя коровушка была руки на поясе, Повороты вправо-влево

Чтобы сливочек буренушка дала. Руки вперед.

Игра: «Дикие животные»

Цель: развитие координации речи и движений.

Тень- тень –потетень, Ртмично хлопают

Выше города плетень. Руки вверх

Сели звери под плетень, приседают

Похвалялися весь день. Голову вправо- влево

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса! Изображают повадки лисы

Похвалялся зайка: изобр. зайку

- Поди догоняй- ка!

Похвалялися ежи: изобр. ежа

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь: изобр. медведя

- Могу я громко песни петь!

Игра: «Домашние птицы»

Цель: развитие координации речи и движений.

Наши уточки с утра – ходят в перевалочку

Кря, кря, кря! Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда – ходят на месте вытянув шею, руки назад

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно – ходят на месте хлопая руками по бокам

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя- петушок ходят на месте высоко поднимая ноги

Рано- рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку! Вытягивают шею, поднимаясь на цыпочки.

Игра: «Транспорт»

Цель: развитие координации речи и движений.

Трамвай, как на колесах дом: руки сомкнуты над головой

Тепло, светло, уютно в нем. Приседают, обхватив плечи руками

Он нас по рельсам мчать готов, бег на месте

Дугой касаясь проводов. Стоя, руки над головой

Игра: «Зима»

Цель: развитие координации речи и движений.

Ветер ветками играет,   Поднять руки вверх, покачивать руками.

Снегом землю засыпает.  Опустить руки , плавно двигая кистями  рук вправо-влево.

Сыплет снежная пороша     поднять руки, затем медленно опустить их, быстро шевеля пальцами.

Прямо в детские ладошки.

Снег сегодня шёл с утра.    Поднять руки, затем медленно опустить их, быстро шевеля пальцами.

Рада снегу детвора.    Хлопать в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках,   Плавные движения руками вправо-влево.

На носах и на ладошках.    Дотронуться до носа, показать ладони.

Игра: «Зимние забавы»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Ой, мороз, мороз, мороз!» 

Ой, мороз, мороз, мороз! Дети покачивают руками над головой

Снегом ветки ты занес!

А мы не боимся, Грозят пальцем

А мы веселимся! Хлопают в ладоши

Ой, мороз, мороз, мороз! Дети покачивают руками над головой

Щиплет щеки он до слез. Прикладывают ладошки к щекам

А мы не боимся, Грозят пальцем

А мы веселимся! Хлопают в ладоши

Лыжи с санками возьмем Имитируют катание на лыжах

И кататься в лес пойдем.

А мы не боимся, Грозят пальцем

А мы веселимся! Хлопают в ладоши

«Наконец пришла зима»

Наконец пришла зима.   Развести руки в стороны.

Стали белыми дома.    Сложить руки над головой в виде крыши.

Снег на улице идёт. Поднимать и медленно опускать руки.

Дворник улицу метёт.  Покачивать опущенными полусогнутыми  руками влево-вправо.

Мы катаемся на санках, Присесть, руки вытянуть перед  собой.

Пишем на катке круги. Руки за спиной, повернуться вокруг себя.

Ловко бегаем на лыжах  Выполнять движения руками, как при  ходьбе на лыжах.

И играем все в снежки. Выполнять игру в снежки

Игра: «Зимующие птицы»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Дятел»

Дятел к дереву летит, Дети машут руками.

Он в сосне дупло долбит. Изображают движения дятла.

Раздается с тук в бору,

Лечит пестрый друг кору. Хлопки над головой.

Не страшна ему смола.

Дятлу- доктору хвала! Приседают, хлопают перед собой.

«Снегири»

Зимой на ветках яблоки, Изображают сбор яблок.

Скорей их собери.

Но вдруг вспорхнули яблоки, Машут руками

Ведь это… снегири.

Игра: «Зоопарк»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Водопой»

Вот на водопой идет Руки в стороны, шагают в развалочку

Толстокожий бегемот.

А за ним, не зная лени, Руки над головой, пальцы врозь

Скачут быстрые олени. Прыжки на месте

Хоть вода с песком и глиной,

Пьет жирафа с шеей длинной. Наклон вперед

У реки зарывшись в ил,

Дремлет грозный крокодил. Руками показать пасть крокодила

«Пингвин»

Лед, да лед, идут по кругу – пятки вместе носки врозь, руки прижаты к туловищу, ладони слегка в стороны

Лед, да лед

А по льду пингвин идет.

Скользкий лед, идут в другую сторону

Скользкий лед.

Но пингвин не упадет.

Игра: «Рыбы»

Цель: развитие координации речи и движений.

Улитки ползут, Передвигаться в полуприсяде, соединив руки за спиной

Свои домики везут.

Рогами шевелят, Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков

На рыбок глядят. Наклоны головы вправо, влево

Рыбки плывут, Передвигаться по кругу имитируя рыбок

Плавничками гребут.

Влево, вправо, поворот, Повороты туловища вправо, влево

А теперь наоборот.

Игра:«Защитники  отечества»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Аты- баты, шли солдаты»

Аты- баты, шли солдаты, Ходьба на месте

Аты- баты, на базар, Ритмичные хлопки

Аты- баты, что купили? Рисуют в воздухе вопрос

Аты- баты, самовар. Руки на поясе, живот выпятить

Аты- баты, сколько стоит? Рисуют в воздухе вопрос

Аты- баты, три рубля. Показывают три пальца

Аты- баты, кто выходит? Рисуют в воздухе вопрос

Аты- баты, это я! Показывают на себя.

«Моряк»

Молодой   моряк в матроске  

маршировать на месте

Вышел к берегу реки.

Снял матроску   поднять руки вверх

По-матросски,

Снял морские башмаки. Имитировать сбрасывание обуви.

По-матросски раздевался,  Развести руки в стороны.

По-матросски он чихнул.          Кивнуть головой.

По-матросски разбежался.        Бег на месте.

И … солдатиком нырнул.         Прыжок на месте, руки опущены вниз.

Игра: «Весна»

Цель: развитие координации речи и движений.

Встанет пораньше солнце пальцы соединить над головой в круг

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку. волнообразные движения руками, ладони внизу

Растаял весь снежок.

А из –под старой травки соединить ладони

Уже глядит цветок.

Динь –динь, звенит тихонько, покачивания руками вверху

Динь- динь пришла весна.

Игра: «Профессии»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Мы - шоферы»

Едем, едем на машине, Дети «крутят руль»

Нажимаем на педаль. Нога на пятке, поднимать и опускать носок

Газ включаем, выключаем, Движения рукой вперед- назад

Смотрим пристально мы вдаль. Ладонь ко лбу

Дворники счищают капли ладони перед собой – вправо- влево

Вправо- влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер. Ерошат руками волосы

Мы шоферы – хоть куда! Рука правая вперед, показывают большой палец.

Игра: «Цветы»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Как у нас на нашей грядке»

Как у нас на нашей грядке Руки на поясе, повороты вправо- влево

Сколько цветиков цветет: Руки в стороны

Розы, маки, ноготки, На каждый цветок хлопок в ладоши

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой.

Выбираешь ты какой? Руки вперед, ладони вверх.

Игра: «Насекомые»

Цель: развитие координации речи и движений.

Как у наших у ворот, Дети стоят, ладони перед собой

Муха песенку поет. Хлопки

Комар музыку ведет. Изображают игру на балалайке

Стрекоза плясать пошла, Руки на поясе, повороты туловище

Муравья с собой взяла.

- Муравейка, милый мой, Ритмичные хлопки

Попляши- ка ты со мной. Выставляют ногу вперед на пятку.

- Я уж рад поплясать, Ритмичные хлопки

Да уж очень я устал. «Вытирают пот» рукой со лба..

Игра:  «Семья»

Цель: развитие координации речи и движений.

Русская народная игра Бабушка Маланья (Делай, как я!)

У Маланьи, у старушки     ходить по кругу

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей –               показать 7 пальцев

Все без бровей,

С такими ушами,     показать руками большие уши

С такими глазами,   соединить пальцы в «колечки»

С такой головой,       сомкнуть руки над головой

С такой бородой.         Показать «бороду».

Ничего не ели,          Присесть на корточки.         

На неё глядели,       подпереть руками подбородок

Делали  вот так!  Педагог показывает, дети повторяют                 

Игра: «Безопасность»

Цель: развитие координации речи и движений.

Если гости к вам пришли,   Движение согнутыми руками к себе.
Или навестил вас друг,    Движение руками от себя.
Перед тем, как с ним играть —  Боковой галоп.
Не забудьте выключить утюг!    Погрозить пальцем.

Уходя тушите свет!
Знай, любые провода      
Руки вперед , в стороны
Повреждённые – беда!
Ведь они опасны слишком –
Согнутые в локтях руки перед грудью
Замыкание как вспышка!   Резко развести руки в стороны.

Дать друзьям такой совет     Руки на поясе, наклоны в стороны.
Просто каждый может:
Уходя тушите свет      
Хлопки в ладоши.
И приборы тоже!

Игра:  «Мамин день»

Цель: развитие координации речи и движений.

Всё хожу, всё думаю, смотрю:         Ходить врассыпную.

Что же я завтра маме подарю?         Руки на поясе, делать повороты  вправо, влево.

Может куклу? Может быть

Конфет?

Нет!                       Топнуть одной ногой.

Вот тебе, родная, в твой денёк       Прыгать на месте .

Аленький цветочек-огонёк.       Сжать одну руку в кулак, вытянуть  руку вперёд.   

Бабушка тёплые варежки свяжет,      Стоя в круги, имитировать вязание  на спицах.

Бабушка вечером сказку расскажет.   Прыжки на месте

Слушать её мы готовы часами,     Руки на поясе, повороты вправо, влево.

Что позабудет, подскажем её сами.   Хлопать в ладоши, прыгать на месте

Игра: « Продукты»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Холодильник открываем»

Холодильник открываем,     Изобразить, как открывают  холодильник.

Пачку масла вынимаем,     Движения руками вперед, к груди.
Колбасу, сметану, сыр,        Хлопки перед собой.
Творог, ряженку, кефир.      Поднять руки вверх, хлопки.
Не забудем торт и фрукты.  Руки на поясе, наклоны вправо-влево.
Что достали мы?             Пожать плечами.

Про-дук-ты!                  Хлопать на каждый слог.

Игра:  «Неделя книги»

Цель: развитие координации речи и движений.

«Буратино»

Буратино потянулся, Поднять руки вверх, потянуться.

Раз – нагнулся,   Наклоны вперёд, руки на поясе.       Два нагнулся,
Руки в стороны развел,        Развести руки в стороны. 
Ключик видно не нашел.     Пожать плечами

Чтобы ключ ему достать,     Подняться на носки, руки поднять вверх.
Нужно на носочки встать.

Игра: Космос

Цель: развитие координации речи и движений.

«Полёт к звёздам»

Отправляется в полёт    Сложить руки рупором перед ртом,

Наш волшебный звездолёт.     Ходить в разных направлениях.

Надевай скорей скафандры!      Остановиться, имитировать движения.

Занимай скорей места!       Стать врассыпную, присесть.

С космодрома мы взлетаем,      Встать, поднять руки через стороны вверх,  соединить над головой.

Прямо к звёздам улетаем!         Подпрыгнуть.

Полетели, полетели,            Бегать, руки отвести назад.

До Луны мы долетели.             Остановиться.  

Походили, посмотрели         Ходить в разных направлениях.

И обратно прилетели.              Бегать, руки отвести назад. Остановиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"

В апреле 2013 года в  детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречивом мир...

Консультации педагога-психолога Нейроупражнения для детей и взрослых

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ1.    КАТАНИЕ МЯЧА В ПАРЕРодитель сидит напротив ребенка. Упражнение выполняется в положении сидя, либо лежа на животе. Родител...

Комплекс нейроупражнений для детей подготовительной группы

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа яв...

Нейроупражнения для детей и взрослых

Упражнения для развития головного мозга...

НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4–7 ЛЕТ

Нейрогимнастика — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и нао...