Эффективное использование нетрадиционных технологий в логопедической работе
статья по коррекционной педагогике

Прокопчук Наталья Анатольевна

      Инновационные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевую патологию. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Прокопчук Наталья

Эссе на  тему «Эффективное использование нетрадиционных технологий в логопедической работе»

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества

     Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

     В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения. 

     Инновационные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевую патологию. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

     Для того чтобы полученные детьми навыки лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи им любой информации: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это становится возможным через решение более современных задач логопедической коррекции:

– поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;

– формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

– развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

     Решению данных задач способствует использование инновационных нетрадиционных технологий логопедического воздействия:

  • информационно-коммуникативных технологий;
  • инновационных психокоррекционных технологий (арт-терапии, сказкотерапии, психогимнастики и т.п.);
  • педагогических технологий с использованием нетрадиционных для дефектологии приёмов: аромотерапии, хромотерапии, библиотерапии и т.д.;
  • смешанных технологий – традиционных логопедических технологий с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики М. Монтессори и Р. Штайнера, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.

     Особенно важным является применение нетрадиционных методов в коррекции речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Зачастую происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

  • развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
  • решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
  • развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела;
  • формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

     В настоящее время учителя-логопеды и другие педагоги всё чаще стали внедрять в образовательный процесс разнообразные нетрадиционные формы работы с детьми или по-другому здоровьесберегающие технологии. Эти формы работы принадлежат к числу эффективных средств работы, применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общему оздоровлению детей дошкольного возраста. Дети очень быстро утомляются, им трудно усидеть на месте, страдают также память, логическое мышление, а речевые нарушения носят системный характер. Помимо речевых нарушений у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение). Чтобы создать положительный эмоциональный фон, необходимо применять такие нетрадиционные формы как музыкотерапия и хромотерапия. Эти формы работы помогают детям не только в психоэмоциональной разгрузке, они также решают и коррекционные задачи.

     Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и это необходимо  учитывать в своей работе. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Изучив, что несёт людям каждый из цветов, можно использовать эти знания в коррекционной и лечебной педагогике. Приведу примеры использования хромотерапии в  логопедической работе с детьми.

     Игра «Назови правильно и найди свой цвет».

     В этой игре используется дидактическое пособие «Волшебная лужайка» (игровое поле, разделённое на четыре цветовые части: синюю, красную, жёлтую и зелёную).  Предлагаю ребёнку  взять какую-либо фигурку, назвать что это, какого цвета, и положить на соответствующую по цвету часть лужайки. Например: ребёнок берёт фигурку и произносит: «это красное яблоко, я кладу его на красную часть лужайки» или – «это синие брюки, я кладу их на синюю часть лужайки». Этот вариант игры помогает обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя детей и развитию сенсорных способностей. 

     Детские стихи про цвета я использую для ознакомления с ними и для автоматизации звуков. 

«Зеленый»
У нас растет 
зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном 
зеленый луг
И домики беленые.
С 
зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В 
зеленых брючках новых
И
з листиков кленовых. 

«Голубой»

Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.

     Музыкотерапия – воздействие музыки на человека. Музыка, также как и цвет, может по-разному оказывать влияние на человека. Она может успокоить, или наоборот взбодрить, поднять настроение, вызвать желание действовать, творить. В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.   В работе над развитием фонематического слуха эффективно использование звучания детских музыкальных инструментов. Очень хорошо подходит использование музыкальных игр Е. Тиличеевой: «Тихо-громко», «Солнышко-дождик», а также музыки и песен Е. Железновой. В работе по автоматизации звуков я использую. Звуковые песенки-видео по каждому из звуков помогают автоматизировать звук и поддерживают у детей живой интерес к коррекционной работе.

     Пескотерапия – игры с песком как способ развития ребенка. Сама по себе игра – это мир, в котором живёт ребёнок. Играя, он развивается, познаёт мир. В игре можно выразить свои переживания, почувствовать себя уверенней и, самое главное, в игре эффективно решаются коррекционно-развивающие задачи. Взаимодействие с песком также стабилизирует психоэмоциональное состояние детей, развивает тактильно-кинестетические способности, мелкую моторику, учит прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию.

Вот некоторые из игр. 

«Придумай и нарисуй фигуру ладошками» (дети рисуют, скользя ладонями по поверхности песка, различные фигуры, по своему желанию). Затем можно предложить детям выполнить те же движения, поставив ладони на ребро. 

«Оставь отпечатки на песке» (дети создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка). «Пальчики гуляют» ("пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками. Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять).  

Игры с песком на развитие фонематического слуха:

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук;
  • достать из песка только те картинки, где звук слышится в начале, середине, конце слова; 
  • откопать куколку и подобрать слова, которые начинаются на звук «к».

     Игры с песком для постановки и автоматизации нарушенных звуков:

  • набрать в две ладоши песок, и, медленно высыпая через щель между ребер ладоней, произносить звук «с»;
  • «скользить» корабликом слева – направо, произнося звук «л»; «скользить» зигзагообразно по очереди ладонями по песку (змейкой), произнося звук «ш».

     Игры с песком для дифференциации звуков:

  • построить из мокрого песка две башни, на одну башню помещать синие флажки, если в слове слышишь «С», на другую зеленые, если услышишь «З»;
  • построить из мокрого песка с помощью фигурок круги и овалы, на круги положить картинки со звуком «Р», на овал со звуком «Л».

     Игры с песком для развития навыков связной речи: 

  • нарисовать пальцами картинку на заданную тему, составить рассказ;
  • построить «Волшебный город» с помощью выбранных предметов и рассказать о нем. 

     Игры с песком для обучения навыкам грамоты: 

  • дописать буквы на песке пальцем, палочкой; 
  • отгадать букву на ощупь.

     Массаж. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Существуют различные виды массажа, использование которых помогает в коррекции с детьми с ОНР. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является «Су – Джок» терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Следовательно, актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что: - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Использование «Су –Джок» в логопедии:

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. 2.Автоматизация поставленных звуков. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

4. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.

     Применение Су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

     Таким образом, опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»

Цель: Представление обобщенного, личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.Задачи:1.      Создание условий для профессионального р...

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

Использование нетрадиционного оборудования в логопедической работе пескотерапия

Песочную терапию активно используют в своей практике как детские, так и «взрослые» психологи, арт-терапевты, сказкотерапевты. Даже воспитатели в садиках нередко прибегают к песочным играм ...

Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 ...

Стастья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР"

В данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в ...

"Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с помощью камней "

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В. А. Сухомлинский...