Проект "Мы играем"
проект по коррекционной педагогике

Чухина Марина Александровна

     Одной из приоритетных задач ФГОС является задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

     Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Они позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_igraem.docx57.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С № 87

                                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                                         Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                                                                         Некрасова К.Е.

                                                                                                         ____________________ 2023 г.

 

Проект «Мы играем»

 обучение сюжетно-ролевой игре

на основе формирования представлений

о семейных традициях и  ценностях

                          Разработчики  проекта:  

                                                   учитель – логопед : Чухина М.А.

                                                              учитель – дефектолог: Третьякова Е.С.

                                                                         воспитатель: Игнатьева А.В.

2023 год

Актуальность:

     Одной из приоритетных задач ФГОС является задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

     Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Они позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей.

     В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение,  эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

     При организации сюжетно-ролевых игр нужно всегда помнить, что успех развития нравственных ценностей в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации, во взаимодействии педагога с семьей воспитанника. Особенно важным в приобщении дошкольников к семейным ценностям является создание условий для формирования игрового взаимодействия детей в сюжетно-ролевых играх семейно-бытовой тематики, обучение их способам полоролевого поведения. Совместное участие дошкольников в таких играх позволяет сориентировать детей на семейно-бытовую культуру, способствует формированию начал семейного самосознания.

     Сегодня особенно необходима социально-нравственная ориентация родителей, педагогов и детей на семейные ценности как наиболее устойчивые компоненты культуры семьи.

     Практико-ориентированный  проект «Мы играем» реализуется на базе МАДОУ ЦРР д/с 87 г. Калининграда с детьми  c среднего, старшего – и подготовительного возраста, имеющими статус ОВЗ и посещающими  группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР.  Рассчитан данный проект на три учебных года, в период с 2023г. по 2026г.

     Организация обучения детей с ОВЗ игровой деятельности может компенсировать ряд отклонений в их развитии, и дети с ОВЗ получат возможность  познавать и отражать окружающий мир в разных видах детских игр, будут стремиться строить взаимоотношения, перенося эти умения в социум. 

     Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и своеобразный, свойственный только дошкольному возрасту, способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагог решает все образовательные задачи, в том числе и обучение.

     Проект предусматривает построение системы работы по развитию игровой деятельности  детей дошкольного возраста с ОВЗ .


Цели и задачи

Цель проекта: Обучение детей с ОВЗ игровой деятельности на основе формирования представлений о семейных традициях и ценностях.

Задачи проекта:   

1. Формировать  способность самостоятельно выполнять игровые действия.

2. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, воображение.

3. Воспитывать нравственные качества, уважение к семейным ценностям.

Задачи обучения игровой деятельности

Первый год обучения: 

  1. Формировать интерес к игре и игрушке, стимулировать потребности в игре.
  2.  Обучать использованию игрушки в соответствии с ее

функциональным значением.

  1. Учить выполнять элементарные игровые действия по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.
  2. Обучать воспроизводству простых, связанных между собой, логически определенных действий (цепочки: труд в семье - сначала стираем, потом  развешиваем и т. д.).
  3. Воспитывать бережное отношение к игрушке.
  4. Обозначать словом, предложением предметы и действия.

Второй год обучения:

1. Узнавать знакомые игры и игрушки, проявлять к ним интерес и положительное отношение.

2. Выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;

использовать в игре, в ходе игры различные предметы-заменители.

3. Создавать простейшую воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней при обучающей помощи со стороны взрослого.

4. Совместно со взрослым или по подражанию моделировать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр.

5. Использовать в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игр
продукты своей конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности, которые выполнены с помощью взрослого.


Третий год обучения:


1. Самостоятельно  создавать воображаемую игровую ситуацию, проявлять соответствующую эмоциональную реакцию на нее.

2. Уметь переключаться с одной роли на другую в процессе различных игр при возникающей необходимости.

3. Действовать в процессе игры рядом и вместе, совместно, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки во время игры.

4. Отражать в играх приобретенный жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно.

     5. Общаться по ходу игры с помощью жестов, мимики, речи (особое      внимание обращается на использование различных речевых конструкций, обращений в процессе игры).


6. Использовать игровую композицию в процессе социально-бытовых действий.


7. Изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр по подражанию действиям взрослого, по образцу, даваемому в виде алгоритма.
 

Приемы обучения

1) Показ игровых действий педагогом.

2) Совместное выполнение игровых действий.

3) Выполнение заданий по словесным инструкциям.

4) Самостоятельное обыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций.

 Направления работы 

1. Планомерно обогащать опыт: в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просматривания иллюстрации, дидактических игр.

2. Создавать условия для перевода практического опыта в игровой. Учить воспитанников способам воспроизведения действительности в игре.

3. Своевременно изменять предметно-развивающую среду, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти воспитанника недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх и применении ИКТ.

4. Поддерживать детскую инициативу при общении со взрослыми во время игрового процесса.  Развивать умения ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач. 

     В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

– игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

– объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;

– игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

– игра должна быть с четко сформулированными правилами;

– подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Возраст детей: 3-8 лет.

Состав группы детей: Дети с РАС, с нарушением интеллекта, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития.

Принципы формирования группы: Группы формируются по принципу добровольного участия детей в игре, с учетом их заинтересованности, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.

Сроки реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на три учебных года (сентябрь 2023 г. – май 2026г.).

Тип проекта: долгосрочный, творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дошкольники 3 – 8 лет с ОВЗ , педагоги ( учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель), родители.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

• определение целей и задач проекта;
• изучение литературы, авторских методик;
• составление плана мероприятий по реализации проекта.

Основной этап

Непосредственная реализация проекта в группе: беседы, наблюдения, презентации, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, сюжетно- отобразительные и сюжетно-ролевые игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.

Заключительный этап проекта

 Подведение итогов, подготовка презентации проекта.

                                                       

   Ожидаемые результаты выполнения проекта 


1. Н
аличие у детей сформированных умений действовать с игрушками (по подражанию, по образцу), понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия. 

2. Выполнение детьми цепочки игровых действий, связанных с определенной ролью , например, Мы с мамой в магазине: зайти в магазин, поздороваться, попросить какой-либо товар, оплатить покупку, попрощаться, уйти из магазина.

3. Понимание названий всех атрибутов игр, названий выполняемых игровых действий, несложных реплик, связанных с той или иной ролью, например, мама учит покупать в магазине, говорит: «Дайте мне, пожалуйста, чай», «Сколько стоит чай?» и т. п.

4.
 Овладение детьми последовательными действиями, характерными для определенных ролей, выполнение их по образцу или по словесной инструкции взрослого.


5. Использование в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игр
продуктов своей конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности, которые выполнены с помощью взрослого, например  «Подарки к празднику»

     В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила.

     Дети начинают переносить в игру  полученные знания о семье, семейных традициях. Отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между членами семьи, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители. Дети имеют представление  о понятиях

«семья», «имя» и «фамилия», представление о своей роли во время семейных праздников, знакомы с семейными традициями. Узнают членов семьи на фотографиях, доброжелательно к ним относятся.

Содержание


Реализация проекта через образовательные области

Образовательные области

Направления развития

Содержание

Физическое развитие

Здоровье

Дыхательная гимнастика, ритмические упражнения:  пальчиковые игры, зрительная гимнастика.

Физкультура

 подвижные игры, имитация движений животных.

Социально – коммуникативное развитие

Труд

Трудовые поручения, дежурства, подготовка атрибутов к игре, изготовление элементов костюмов

Безопасность

Дидактическая игры, проигрывание ситуаций, беседа и презентация по теме «Безопасное поведение».

Беседа по ст. В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».

Социализация

Познавательные игры «Поможем маме одеть младшую сестру на прогулку», «Наводим порядок дома», «Расскажи, где ты живешь?», «День рождения в семье».

Познавательное развитие, речевое развитие

Коммуникация

«Какой транспорт мы видели по дороге в детский сад»

«Кем работают наши родители» Рассматривание картины «В детском саду».

Викторина «Бабушкины сказки».

Заучивание стихотворений для семейного концерта.

Чтение художественной литературы

Стихи о маме и бабушке, папе, дедушке.

Белозеров М. «Майский праздник».

Маяковский В. «Кем быть».

"Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно» Е. Благинина, потешки, колыбельные песни.

Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество

Рисование «Моя семья», открытки для дедушки к Дню Победы.

Аппликация «Игрушки для братишки ».

Фотогазета «Моя мама»,

Конструирование «Мой дом».

Музыка

Песни о маме и бабушке, о людях военных профессий.

Прослушивание музыкальных произведений: марш, вальс и т.д.

Примерный тематический план сюжетно-ролевых игр

по проекту «Мы играем»

(допускается изменение тематики игр, в зависимости от ситуации и др. объективных причин)

1 год обучения

        Дата

Тема

1.

Сентябрь

«Покупаем подарок для младшего брата»

2.

Октябрь

«Помогаем бабушке убирать урожай»

3.

      Ноябрь

«Оденем сестренку на прогулку»

4.

Декабрь

«Новый год в семье»

5.

Январь

«В зоопарк всей семьей»

6.

Февраль

«Едем с мамой в детский сад »

7.

Март

«8 Марта в семье»

8.

Апрель

«Помогаем маме навести порядок в доме»

9.

             Май

«9 Мая – День Победы»

2 год обучения

        Дата

Тема

1.

Сентябрь

«Детский сад»

2.

Октябрь

«Строим дом вместе с папой»

3.

      Ноябрь

«Магазин»

4

Декабрь

«Ждем Деда Мороза»

5.

Январь

«Зоопарк»    

6.

Февраль

«Мой дом. Моя улица»

7.

Март

«Праздник в семье»

8.

Апрель

« У мамы ( папы) на работе»

9.

Май

«Поездка в отпуск на автобусе»

3 год обучения

        Дата

Тема

1.

Сентябрь

Детский сад

2.

Октябрь

«Помогаю маме варить борщ»

3.

      Ноябрь

«Магазин одежды»

4.

Декабрь

«Мастерская Деда Мороза»

5.

Январь

«Театр»

6.

Февраль

«Моряки»

7.

Март

«Ветеринарная клиника»

8.

Апрель

«Школа»

9.

             Май

«Пограничники»

                                         Работа с родителями

Основные направления работы с родителями:

  •  провести беседу с родителями о значимости проекта;
  •  повысить уровень педагогической культуры родителей в области «Социально-коммуникативное развитие»;
  •  заинтересовать родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организацией единого игрового пространства;
  •  рекомендовать проводить совместные семейные игры, просмотр спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  •  привлечь к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

     В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы.

     Конкурсы: «Игрушка – самоделка», совместное изготовление игрушек родителей и детей (всех членов семьи).

Поддерживание инициативы родителей по изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и др.

    Изготовление атрибутов к дидактическим, театрализованным играм.

   Консультация: «Детские игры и игрушки», «Игра в жизни ребенка младшего возраста».

Методическое обеспечение:

Игрушки: 

куклы пластмассовые, куклы-младенцы, куклы - персонажи  литературных произведений;

картинки и фотографии, изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец);

игрушки, изображающие сказочных персонажей (Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фигурок (высота 5—7 см); игрушечные удочки с магнитами;  мелкие резиновые,  пластмассовые,  игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для  театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы  (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички и перчатки с изображением мордочек животных.

Одежда и обувь для медвежонка из сказки «Три медведя»: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помещении; верхняя зимняя одежда и обувь.

Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник.

Уголки для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня».

Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, чайная — пластмассовая; кухонная; наборы для стирки (тазик, ведро, прищепки для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; предметы домашнего обихода, миски, ложки, кастрюли; тазы, подносы различных размеров.

Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; стол, пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки,  ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки, муляжи овощей и фруктов натурального размера; плетеные и пластмассовые корзины;  фартуки; кухонные прихватки  с картинками, знакомыми детям, и т. п

Подвижные игрушки (грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах); настольная  ширма; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: репка,  домик-теремок; магнитная доска; иллюстрации со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. п, прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса ; кошельки; сумки для покупателей; весы;  калькулятор); наборы для игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т. п.

Литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред.         Шевченко С.Г.  М., 2005

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.,2008

4. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009

Приложение

Примерный перечень тем для обыгрывания кукол

 (1-й год обучения): "У нас в гостях кукла Аня (Ваня)"; "Кукла хочет спать"; "Завтрак куклы Ани"; "День рождения медвежонка Дани"; "Прогулка малышей"; "У матрешки новоселье"; "Купание малышей-голышей"; "Стирка"; "Праздник елки"; "К нам в новый дом пришли матрешки"; "К нам в гости пришли матрешки"; "Оденем доченьку на прогулку"; "Аня проснулась (утро куклы)"; "Поездка в гости на автобусе" и т. п.

Подготовительная работа: дидактические игры на уточнение названий предметов и действий; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных:

"Идем во двор к собачке в гости (собачья будка...)"; "Нам подарили котенка"; "Покормим нашу курочку с цыплятами"; "Покатаемся на лошадке"; "Прогулка в лес (знакомство со зверушками)" и т. п.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей:

 "Привезем на грузовике кубики для постройки дома"; "Новоселье" (перевозка на грузовике мебели); "Покатаем зверюшек в поезде"; "Покатаем кукол в автобусе" и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Семья": "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."

Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Детский сад":

 "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; " Занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда, учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, логопеда и т. п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Автобус":

"Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т. п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Магазин":

 овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т. п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т. п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей. Стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца. Дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская":

 "Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Дети идут с родителями в парикмахерскую (распределяются по залам)"; "Едем на автобусе в парикмахерскую"; "Моряки сошли на берег и пошли в парикмахерскую"; "Делаем прически к Новогоднему празднику"; "Приглашаем парикмахера в детский сад" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Парикмахер" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом парикмахера; экскурсия в парикмахерскую; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки,  ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер". Для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т. п.).

 

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Доктор"

(2-й год обучения): "На приеме у врача в детском саду"; "Вызов врача на дом (кукла заболела)", "Кукла Катя заболела (посещение врача в поликлинике)", "Папа вызывает врача на дом к больной дочке" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; экскурсия в медицинский кабинет; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника",

"Аптека", "Скорая помощь" (3-й год обучения): "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; аптекаря; экскурсия в поликлинику, аптеку; наблюдение за скорой помощью на улице (во время любой прогулки, экскурсии); чтение детской литературы; дидактические игры.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей, при негативном опыте детей важно не заострять на нем внимание, наоборот следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.

Атрибуты: для этой игры необходимо оборудовать кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане - термометры, в коробке - шприцы, пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, "спирт" для смазывания места укола, "йод" для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, таблицы для проверки зрения с картинками и т. п.

Необходимо оборудовать кабинет регистратора, сделать с детьми на занятиях по ручному труду для каждого свою карточку, номерки. Должно быть отведено и специальное место для организации аптеки. В ней необходимо представить большое разнообразие "лекарств", медицинских предметов, предметов для личной гигиены.

При организации этой игры надо особенно внимательно относиться к подбору вещей, к тому, из чего изготавливается все оборудование, т. к. дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут брать в рот, сосать лекарства и др. Нельзя использовать натуральные лекарственные средства!

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Моряки":

"Учимся строить корабль"; "Моряки плывут на корабле по морю"; "Моряки ловят рыбу, работают рыболовами"; "Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора"; "Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают"; "Моряки выходят на берег, идут в театр"; "Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин"; "Моряки приплывают в большой город и идут в "Зоопарк" и т. п. Таким образом, игра "Моряки" постепенно объединяется с играми "Автобус", "Поликлиника", "Магазин", "Кукольный театр" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Моряк" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, рыболова; экскурсия в порт, на речную или морскую набережную (исходя из возможностей), привлечение родителей к данной экскурсии (индивидуальные экскурсии детей с родителями); экскурсии в Военно-Морской музей или любой другой соответствующего типа (с родителями); чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: корабль из крупного строителя, штурвал, якорь, бинокли, бескозырки, гюйсы, сети, рыбки и т. п.

Эту игру можно проводить и по другому сценарию. Для игры педагог из детских стульев делает большой корабль, на борт которого прикрепляется спасательный круг. В центре устанавливают большую трубу, кладут доску-трап, на пристани устанавливают билетную кассу. Пассажиры с детьми (куклами) берут с собой в дорогу еду, чтобы кормить детей, когда они проголодаются, а также деньги на билеты. Пассажиры прибывают на пристань - кто на автобусе, кто на машине, кто пешком; приобретают билеты и садятся на теплоход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает пассажирам садиться. По палубе ходит капитан с подзорной трубой, его приказа ждет рулевой; когда все размещаются, корабль отправляется. Корабль делает остановку, пассажиры идут гулять в лес, потом плывут назад домой.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Школа":

 "В магазин за школьными принадлежностями", "Урок веселого счета", "На большой перемене", "Кукольный театр в гостях у школьников", "Школьники на экскурсии по городу", "Обед в школьной столовой", "На уроке физкультуры" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"; экскурсии в школу; видеофильм о школе (авторские материалы); чтение детской литературы; дидактические игры.

Оборудуется игровой уголок для игры в "Школу", в котором расставляются парты, стол для учителя, отгораживается коридор для прогулок в перемену, оформляется школьный буфет и т. п.

Сначала дети идут в "Магазин" (в группе оборудуется "Магазин школьных принадлежностей"), где покупают все необходимое для школьника. Большая часть этих принадлежностей предварительно изготавливается детьми с воспитателями на занятиях по ручному труду (маленькие тетради, альбомы, пеналы и т. п.). После этого могут пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы быть аккуратными. Затем дети посещают поликлинику, где проходят медосмотр. Лишь после этого они идут в школу, где их встречает учительница. Роль учителя берет на себя в начале игры дефектолог. Она знакомит детей со школой, рассказывает, чем они здесь будут заниматься, как нужно вести себя в школе и т. п. В процессе последующих игровых занятий дети рассаживаются на места, учитель проводит урок. Во время перемены дети выходят из класса, гуляют по коридору, завтракают в буфете и т. д. Игра заканчивается тем, что дети идут после уроков домой.

Постепенно роль учителя передается каждому из детей группы, он с помощью учителя-дефектолога, воспитателей проигрывает весь сюжет или часть его. Особое внимание обращается на звонок, часы, показывающие время уроков и т. п.

Организуя игру, воспитатели постоянно придумывают различные ситуации общения, чередуют "уроки", ведут всю игру очень эмоционально, показывая детям, как интересно будет учиться в школе.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Зоопарк":

 "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С. Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т. п.

Подготовительная работа: экскурсия в зоопарк (при наличии его в городе); рассматривание картины из серии "Дикие животные"; рассматривание и конструирование по рисункам-образцам с последующим обыгрыванием "Зоопарка" из конструктора "Lego"; чтение детской литературы; дидактические игры.

Для игры педагоги вместе с детьми строят клетки для животных, в зависимости от размеров, удобно их размещает. Всю территорию обносят забором, делают ворота, а рядом с ними помещают кассу. В зоопарк дети едут на автобусе. При входе покупают в кассе билеты, которые затем проверяет контролер. В зоопарке их встречает экскурсовод (дефектолог), он рассказывает и показывает животных. Дети видят, как надо ухаживать за животными (ухаживает служитель, на первом занятии им может быть воспитатель): кормить, мыть клетки и т. п. После экскурсии дети могут купить мороженое, покататься на пони. В конце игры дети едут домой.

Сюжеты для данной игры могут разнообразиться, в игре педагогам предоставляется большая возможность для активизации речи детей, закрепления имеющихся представлений об окружающем.

 Картотека сюжетно-ролевых игры для проекта «Мы играем»

«Зоопарк»

Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, кассир, посетители зоопарка.
Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках).  Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят на животных. Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных.

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Продукты», «Книги».
Предварительная работа: Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб ?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

«Парикмахерская»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво»

Игровой материал: Набор игрушек  «Парикмахерская»: зеркало,  набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, альбом с образцами причесок, краска для волос, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

«Строительство»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки.

Предварительная работа: Беседа о стройке.  Чтение сказки «Теремок». Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну, предметы-заместители, машинки.

«Поликлиника»

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, игрушки - фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...