«Коммуникативные игры для детей с расстройствами аутистического спектра».
консультация по коррекционной педагогике

Русанова Наталья Викторовна

Формированию коммуникативных навыков в системе психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра придается большое значение. Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry_dlya_detey_s_ras.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры для детей

с расстройствами аутистического спектра

Детей с аутизмом необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами.

Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.

Цель - побуждать ребенка к речевому высказыванию.

Игра «Паровозик ту-ту-ту».

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: «ТУ-ТУ». Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить «ту-ту» или «у-у». 

Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»).

Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: «Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай». Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: «Мишка топает. (Зайка прыгает)». Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит: «Мишка топает, топ-топ. Саша топает, топ-топ». Поддержите ребенка в его начинании: «Ты молодец. Вот как топаешь».

Игра «Кулачками тук-тук».

Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку и говорит:

«Вот какие кулачки. А у Саши есть кулачки?» Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка) и произносит: «Тук-тук».

«Сова-большая голова».

Читаем потешку «Совушка-сова» и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо. Предложите ребенку повторить за вами. 

«Подметаем пол».

Ходить, слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять метлу или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.

«Здравствуй, солнышко!».

Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку «Здравствуй, солнышко!» кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).         

«Твоя ладошка, моя ладошка».

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка».

«Ладушки».

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки». 

«Мы на лодочке плывем».

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля»-

Покачнулись ты да я 

«Покатаем мячик».

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!».

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

«Бумажный листопад (снегопад)».

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».

«Мой кубик, твой кубик...».

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

«Кто сильнее подует?».

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«Снежки».

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.

«Молоточек».

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят.

«Занавесочка».

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

«Колокольчик».

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

  • использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
  • увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека коммуникативных игр на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с расстройствами аутистического спектра, независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, ко...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Система оценки коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В материале представлен материал по оценке развития коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...

Игры для детей с расстройствами аутистического спектра

В статье предстален материал по использованию разных видов игр в работе с детьми с аутистческим спектром....