Адаптированная образовательная программа для ребёнка с внешним дефектом речевого аппарата
рабочая программа по коррекционной педагогике

Демьянова Елена Михайловна

Цель программы: Обеспечение условий для дошкольного образования ребёнка с ЗРР с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

 

Принято на:

                  Утверждаю:

Адаптированная образовательная программа

для ребёнка с внешним дефектом речевого аппарата

с. Родино 2022 г.

Содержание

Общие сведения о ребенке ……………………………………………………3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………4

1.2 Цели и задачи реализации Программы…………………………………...5

1.3. Принципы формирования адаптированной образовательной программы………………………………………………………………………………………..6

1.4. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с заячьей губой ……………………………………………………………..........................7

1.5. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы…………………………………………………………................................8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка………………………………………………..8

2.2. Содержание программы…………………………………………………...9

2.3. Описание образовательной деятельности………………………………..9

График индивидуальной работы……………………………………………..16

2.4. Взаимодействие с семьёй ребёнка с заячьей губой ……………………16

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с заячьей губой ……………………………………………………………...17

 Список литературы…………………………………………………………...18

Общие сведения о ребенке

Общие данные.

ФИО ребенка:

Пол: мужской

Дата рождения/ возраст:

     Характеристика семьи: 

Социальный статус семьи: 

Состояние здоровья ребенка: 

Образовательная

область

Актуальное состояние

Физическое развитие

Физическое развитие соответствует возрасту. Координация движений не нарушена, выполнение всех видов движений не вызывает затруднения. Указания взрослого выполняет полностью. Понимает обращённую к нему речь.

Художественно-

эстетическое развитие

Мелкая моторика развита по возрасту. Мальчик любит рисовать, лепить, играть с мелкими предметами (мозаика, камешки, крупы и т.д.)

Речевое развитие

Задержка речевого развития

Социально

– коммуникативное

развитие

Самообслуживание соответствует возрасту. Самостоятельно принимает пищу, одевается и раздевается  с небольшой помощью взрослого. На просьбы взрослого реагирует, охотно идет на контакт с детьми и взрослыми.

Познавательное

 развитие

Соответствует возрасту.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с задержкой развития речи (далее: ЗРР) в возрасте 3-4 лет.

Программа разработана в соответствии с:

       Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад "Теремок" разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).

       Образовательная программа разработана с учетом:

       1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.).

       2. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующих до 1 марта 2027 г.

       3. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.;

       4. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32.

       5. Приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (ред. от 01.12.2022 г.).

При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2008. – 60 с.

Программа направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с
ЗРР, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, социальную адаптацию.

В Программе представлено содержание коррекционно-развивающего процесса по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В содержание индивидуальной программы включены коррекционно – развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных представителей).

Срок реализации индивидуальной программы с 01.09.2022 по 31.05.2023 г.

Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения
программы зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру
нарушения у данного ребенка.

Исходными теоретическими положениями программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии, исследованные Л.С Выготским, Л. И. Божович, А.В. Запорожцев, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозовой и Д.Б Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов специфически детских видов деятельности при ведущей роли взрослого.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель:

Обеспечение условий для дошкольного образования ребёнка с ЗРР с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей 

Задачи:

  1. Создавать благоприятные условия для развития речи, коммуникативных навыков ребёнка в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
  2. Развивать социальные навыки и умения ребёнка
  3. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗРР.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа имеет в своей основе следующие принципы:

принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение
воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для
понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного,
междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, педагог-психолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

1.4. Характеристика особенностей развития детей с заячьей губой.
«Волчья пасть» и «заячья губа» представляют собой врожденные пороки области лица и рта. Эти отклонения формируются еще в материнской утробе, в начальный период беременности. Деформации появляются в результате неудовлетворительного количества тканей в области рта и губ. Наличествующие же волокна в этом случае сращиваются неверно, придавая лицу специфические, не слишком привлекательные черты.

Проблемы с речью

При наличии волчьей пасти голос звучит плохо. При таком диагнозе голос говорящего часто звучит некрасиво и неразборчиво, с нехарактерным для обычной устной речи глубоким призвуком, что значительно затрудняет общение таких детей не только со сверстниками, но и со взрослыми. Также это способствует развитию комплекса неполноценности и занижения самооценки. Эту проблему можно предупредить, если провести оперативное вмешательство до наступления активной социализации ребенка и в дальнейшем обратиться за помощью к логопеду.

Проблемы с зубами

При расщелинах губы и неба зачастую образуется кариес на зубах и возникает их искривление или смещение. Такие отклонения исправляются при помощи вмешательства стоматолога или ортодонта.

1.5. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые
ориентиры:

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

-эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;

- ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;

- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым

- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образования. Описание коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Содержание коррекционно-развивающей работы представлено по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано, в ходе
освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

1. Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

2. Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные
действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).

3. Обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.

4.Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, потребностях, желаниях, интересах.

5.Формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.

6.Формировать представления о своем «Я», о своей семье.

Задачи концентра «Я сам»: 

  • откликаться на свое имя;
  • узнавать себя в зеркале, на фотографии;
  • показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;
  • самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым.

Задачи концентра «Я и другие»:

  • узнавать свою маму среди других людей (если нет матери – взрослого, ее заменяющего);  
  •  формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться);
  • наблюдать за действиями другого ребенка;
  • эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
  • фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
  • указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.

Задачи концентра «я и окружающий мир»: 

  • проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;  
  •  демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
  • фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
  • выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;                      
  •   испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
  • эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки.

В целом все содержание работы в разделе «Социально-коммуникативное  развитие» нацелено на  формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптацию к жизни в обществе. На начальном этапе коррекционной работы у ребенка формируется готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

    демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

 положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

 выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

адекватно вести себя в привычных ситуациях;

 выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

2.2.         Содержание         коррекционно-развивающей         работы         по         освоению         ребенком образовательной области «Познавательное развитие».

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы :

 сенсорное воспитание;

 формирование элементарных количественных представлений (один – много);        

ознакомление с окружающим;        

развитие понимания  речи;

развитие активной подражательной речевой деятельности;

развитие мелкой моторики.

Сенсорное развитие

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

 Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

Задачи: 

Сенсорное развитие:

 учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

 учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;

формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых задач;

формировать восприятие свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

 учить ребенка выделять предмет из общего фона;

 учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;

учить складывать из двух, трех частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

учить воспринимать величину (большой, маленький);

учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;

знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;

учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;

учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца.

 2.3.         Содержание         коррекционно-педагогической         работы         по         освоению         ребенком образовательной области «Речевое развитие».

Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка, что и  определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении ребенка  с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-педагогическая  работа по развитию речи осуществляется:

 в живом общении с ребенком;

на индивидуальных занятиях  педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателями группы.

Цели: 

создание предпосылок к развитию речи;

расширение объема понимания обращенной речи;      

формирование доступных средств общения;      

зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания;

общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.

Развитие пассивного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

прилагательные (аналогичная методика).

Понимание связной речи.

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

изолированные         действия демонстрируются         и         называются простые         бытовые действия;

жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

демонстрация этого же действия по картинке.

Развитие активного словаря.

называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

работа по вызыванию звуков:

Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;         спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.

2.4.         Содержание         коррекционно-педагогической         работы         по         освоению         ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание раздела направлено на развитие интереса у ребенка к изобразительной деятельности, к овладению  навыками рисования, лепки, аппликации, способности выражать свои чувства в художественном творчестве.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы:

Овладение элементарными навыками рисования.

Развитие интереса  к художественной деятельности

Развитие мелкой моторики.

Основными методами и приемами работы на занятиях являются:

игровой прием;

беседа;

показ;

работа с наглядным материалом;

 указания и пояснения;

совместное рисование;

практическая работа.

Задачи:

обучать  элементарным навыкам рисования;

развивать и поддерживать у ребенка интерес к рисованию;

 развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации;

развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук;

формировать необходимые  технические умения в ходе рисования, лепки, аппликации;

формировать умение работать вместе с другими детьми.

Оборудование и материалы:

цветные карандаши,  кисти, краски, восковые мелки,  фломастры;    

штампы, паралон, ватные палочки;

бумага разного формата, размера, цвета, текстуры.

Планируемые результаты:

формирование  положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;  

развитие элементарных навыков рисования;

формирование  основных навыков работы с пластическими материалами.

Музыкальное развитие  

Содержание раздела направлено на развитие у ребенка способности эмоционально, адекватно         воспринимать         музыку         различного         характера;

слухового         внимания         и сосредоточения;

ритмического слуха.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы:

Слушание музыки.

Музыкально-ритмические движения

Игра на элементарных музыкальных инструментах.

Основными методами и приемами работы на музыкальных занятиях являются: 

наглядно-слуховой  (исполнение  педагогом  песен,  игра  на  музыкальном  инструменте,  использование аудиофайлов);

зрительно-двигательный  (показ  игрушек  и  ярких  картинок,  раскрывающих  содержание  песен);  

показ взрослым действий, отражающих характер музыки;

совместные действия ребенка со взрослым;

подражание действиям взрослого.

Задачи обучения и воспитания:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;

учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);

учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;

поддерживать активность, стимулировать заинтересованность на занятиях.

Оборудование и материалы: 

музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.);

деревянные ложки;

аудиофайлы  различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);

наборы кукол для пальчикового театра; куклы-бибабо.

2.5.  Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению ребенком образовательной области «Физическое развитие».

Физическое          развитие            направлено          на          совершенствование функций формирующегося  организма  ребенка,  полноценное  развитие  основных  движений,  разнообразных двигательных  навыков,  совершенствование  тонкой  ручной  моторики  и  развитие  зрительно-двигательной координации.

Занятия  по  физическому  развитию  строятся  так,  чтобы  с  их  помощью  решались  как  общие,  так  и коррекционные  задачи.  В  занятия  включаются  физические  упражнения,  направленные  на  развитие  всех основных  движений  (ходьба,  бег,  прыжки,  лазанье,  ползание,  метание),  а  также общеразвивающие упражнения,  направленные  на  укрепление  мышц  спины,  плечевого  пояса  и  ног,  координацию  движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Задачи обучения и воспитания

 учить   выполнять  упражнения  по  показу,  по  подражанию  и  отдельные  задания  по  речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи);

учить ловить и бросать мяч большого и среднего размера;

учить  метать в цель предмет (мешочек с песком);

учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

учить         ходить         по гимнастической         скамейке         с         сохранением         динамического равновесия;

учить  подлезать под воротами, различными конструкциями и перелезать через них;

формировать умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней;

учить  ходить на носках, с перешагиванием через препятствия, высоко поднимая колени, как цапля;

 учить передвигаться прыжками вперед.

Основные направления и задачи коррекционно – педагогической работы:

Метание.

Ходьба.

Бег.

Прыжки.

Ползание, лазанье, перелезание.

Общеразвивающие упражнения:

упражнения без предметов;

упражнения с предметами;

упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

упражнения для развития равновесия.

Подвижные игры.

Планируемые результаты освоения программы:

выполняет  действия  и упражнения по  показу  взрослого;

выполняет  речевые  инструкции  взрослого;

умеет бросать и ловить  мяч  большого размера;

умеет прыгать  на  месте и с продвижением;

умеет сохранять равновесие при выполнении упражнений на гимнастической скамейке;

перелезает  через  препятствия и   подлезает  под  них.

2.6. Формы и методы  организации коррекционно-педагогической деятельности.

Коррекционно-педагогическая деятельность  представляет собой целостную систему,  которая обеспечивается специалистами через  различные виды детской деятельности  с  использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от  решения конкретных задач.

Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психологомедико-педагогического консилиума ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.

График индивидуальных занятий

Дни недели

Педагоги

Понедельник

педагог – психолог.

Вторник

музыкальный руководитель

Среда

педагог – психолог.

Четверг

 воспитатели группы

Пятница

воспитатели группы

2.7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка

Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Информирование         родителей         о         ходе         коррекционно-развивающего процесса: индивидуальные консультации,  организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников. Совместные занятия специалистов с ребенком и его родителями позволят вовлечь семью в процесс сопровождения, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.

 Также немаловажным является создание информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды.   

Предметно-пространственная развивающая среда организована с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной  среды:

безопасности;

доступности;

полифункциональности;

стабильности и динамичности;

трансформируемости;

информативности;

педагогической целесообразности.

В музыкальном зале, кабинетах, спортивном зале созданы комфортные, безопасные условия для детей – инвалидов, детей с ОВЗ.

На данный момент созданы и специальные условия:

использование специальной образовательной программы и методов обучения и воспитания;

использование специальных учебных пособий и дидактических материалов (массажные шарики, массажные кольца, игрушки для развития сенсорного восприятия и др.);

специальных технических средств обучения и индивидуального пользования;

3.3. Программно-методическое         обеспечение         образовательного процесса индивидуальной адаптированной программы

Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с ЗРР, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

Список литературы

«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» /Н.Я.Семаго, М.М. Семаго.- М.2003

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей» /под ред. Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста».– М., 2005

«Специальная психология» /под. ред. В.И.Лубовского.М.2005.

«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова – СПб. 2009 г.

«Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания»: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2002.

Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» — М., 1985.

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2012.

Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2011.

Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб: Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Дополнительная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок». Програм...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 4-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от 4 до 7 лет)

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми среднего,...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата дошкольного возраста

АООП НОО для обучающихся с НОДА - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, ин...