Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Винникова Наталья Валерьевна

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная работоспособность, ДЦП, спастический тетрапарез, сходящееся косоглазие, амбиопия, что позволяет подтвердить статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим консилиумом

 МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУДСКН№5 г.Сосновоборска

_______________Н.Н.Ткаченко

Приказ от ___________№_____

СОГЛАСОВАНО

_________________________________(___________)

_________________________20______г.

_________________________________(___________)

_________________________20______г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

        

__________________________________________

 

Группа компенсирующей направленности

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  

Разработана:_________________2016г.

Ведущий специалист: _______________________________

Период реализации: ________________________________

           

№п/п

Содержание 

стр.2

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3

Принципы и подходы к реализации Программы

1.4

Целевые ориентиры в освоении Программы   

4

1.5

Форма обучения

1.6

Формы контроля

4

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание психолого – педагогической работы

5

   2.2

Взаимодействие с семьей ребенка

6

III

Организационный раздел

6

3.1.

Организация среды

6

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 7

3.3

  Организация режима пребывания

 7

 

Приложения

 

 

I.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.  Пояснительная записка

Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу. 
Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.  

Нормативно-правовые основы разработки программы

Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка со сложным дефектом разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

-     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

-     ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1.  

–      ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого –

педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».

–      Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

–       Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом

К категории детей со сложными дефектами относятся:

1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;

2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3) дети глухие, слабовидящие;

4) слепоглухонемые дети;

5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;

6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);

7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

У детей со сложной структурой дефекта отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Индивидуальные особенности ребенка

Медицинское заключение:   ДЦП, спастический тетрапарез, глазодвигательные нарушения, F 06.8

Заключение специалистов ГПМПК: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная работоспособность, ДЦП, спастический тетрапарез, сходящееся косоглазие, амбиопия, что позволяет подтвердить статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 1.2.  Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. 

Задачи:

  1. Организовать специальную образовательную среду.
  2. Организовать специальную среду группы.
  3. Организовать психолого-медико-педагогическую помощь.

 

1.3.  Принципы и подходы к реализации программы

(см. ОП МАДОУ ДСКН №5 г.Сосновоборска   п. 1.1.2 стр.5-6, 30)

1.4.  Целевые ориентиры в освоении Программы  

Социальная адаптация ребенка

1.5. Форма обучения (очная)

1.6. Формы контроля

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которого, ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

  (см. Приложение 1 АООП)

- разработать АОП;

 - обеспечить индивидуальным сопровождением ребенка;

  (см. Приложение 2, 3, 4, 5, 6 АООП)

 - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - консультировать родителей ребенка. 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание коррекционной психолого-педагогической работы включает три направления:

- образовательная деятельность,

- коррекционная деятельность,

- воспитательная деятельность.

   Образовательная деятельность с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» см. Приложение №1 АОП 

 

Коррекционная деятельность специалистов направлена на коррекцию недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода. Коррекционно-развивающая работа для ребенка с ОВЗ реализуется посредством взаимодействия в работе  воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. см. Приложение №2 АОП  

 Система межведомственного взаимодействия в сопровождении ребенка

Определение образовательного маршрута

ГПМПК

Индивидуальная программа реабилитации

МАУ КЦСОН г.Сосновоборска

Психиатр, невролог, офтальмолог,

ортопед

ЦГБ

Логопед

МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

 Инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель

МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы (рекомендованных ГПМПК)

 -расширять представления об окружающем мире через беседы с ребёнком, наблюдения за явлениями и предметами, чтение детских книг, рассматривание картинок, включение в совместную деятельность (трудовую, игровую);

-формировать элементарные математические и временные представления, в соответствии с возрастными нормами во время игры, прогулок, другие режимные моменты через специально созданные игровые ситуации, наблюдения и беседы;

-совершенствовать умение ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, определять направление от себя, используя различные пространственные предлоги;

-формировать целостное восприятие предметов через анализ предмета образца, конструирование, включение упражнений с разрезными картинками, кубиками, пазлами с постепенным сокращением педагогической помощи до минимума;

-закреплять умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, ножницы через включение в продуктивные виды деятельности, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

2.2.  Взаимодействие с семьей ребенка.

         В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.    

Задачи:

- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком   на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.

-Восхищаться вместе с родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

См. приложение № 12 АООП

                                        

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для успешной реализации АОП должны быть обеспечены следующие условия:

3.1.Организация среды:

Внеучебное пространство:

 -предметно-развивающая среда для стимулирования общего и речевого развития ребенка;

-окраска стен в светлые постельные тона, использование мебели с матовой поверхностью, светлых штор;

 

Учебное пространство:

-соблюдение требований по созданию охранительного режим зрения, использование люминесцентных ламп;

 -предъявление демонстрационного материала на столе, не передвигая его;

-расположение объектов на наглядном материале не слишком близко друг к другу (для того, чтобы изображения не сливались);

-использование дидактических пособий, сделанных с учетом зрительного восприятия ребенка:

  • изображения без малоинформативных деталей, с усиленным, четким контуром;

  • увеличения размеров наглядного и раздаточного материала;

  • использования цвета, стимулирующего работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные);

  • изображения, соответствующего реальным объектам.

-стимулировать зрительные функции, используя постепенное усложнение условий (уменьшать размер объектов и контрастность фона, яркость и спектр цвета приближать к естественным оттенкам, от цветных переходить к более сложным для восприятия).

 

          Психолого-педагогические условия:

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

 

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации АОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- соответствие правилам пожарной безопасности;

- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение в соответствии с особенностями развития ребенка 

 Развивающая предметно-пространственная среда

Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для полноценного развития ребенка с ОВЗ.

см. Паспорт группы.

3.1. Организация режима пребывания детей

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня  см. приложение № 3 АОП 

Расписание коррекционно-развивающих занятий со специалистами см. приложение № 4 АОП 



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

 

План-программа коррекционно-развивающей работы

с _______________________________________

 на 2016-2017 уч. год.

Составила: _________________


         Цель коррекционной работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение основных задач:

  • развитие и совершенствование самостоятельной, связной реи;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного звукопроизношения (воспитание

артикуляционных навыков, овладение слоговой структуры, развитие фонематического слуха и восприятия);

  • подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами.

 

Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения проводятся  3 раза в неделю. В них включены задания по коррекции  связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.

Фронтальные  занятия  по обучению грамоте проводятся 2 раза в неделю продолжительностью не более 30-35 минут.

 Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (1 раз в неделю) – 32 занятия.         

В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель- логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.

 

План-программа коррекционно-развивающей работы

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие словаря

  1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе

систематизации и обобщений знаний об окружающем мире в рамках изучаемых тем.

  1. Пополнение активного словаря существительными с

уменьшительными, увеличительными суффиксами.

  1. Обогащение экспрессивной речи сложными словами

(картофелекопалка),неизменяемыми словами (пальто),словами-антонимами, словами-синонимами.

  1. Расширение представления о переносном значении слов (золотые

руки), активизация их в речи.

  1. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с

уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

  1. Дальнейшее овладение приставочными глаголами (улететь, перелететь,

прилететь, вылететь).

  1. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными

предлогами из-за, из-под.

  1. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных,

местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Умение образовывать и употреблять имена существительные

единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым темам.

  1. Закрепление умения образовывать и употреблять имена

существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях с предлогами по всем изучаемым темам (у дерева, по дереву, над деревом, под деревом, о дереве).

  1. Умение образовывать и использовать имена существительные и

прилагательные с и увеличительными суффиксами по всем лексическим темам.

  1. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные

с существительными в роде, числе, падеже, подбирать однородные определения к существительным (проворная, стремительная ласточка).

  1. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные

глаголы, глаголы в разных временных формах  (улетает, улетел, улетит).

  1. Совершенствование навыка составление простых предложений по

вопросам, по демонстрации действия, по картине, распространения простых предложений однородными членами.

  1. Совершенствование навыков составления и использования

сложносочиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.).

  1. Закрепления навыков анализа простых предложений без предлогов и с

простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие просодической стороны речи

  1.   Продолжение работы по развитию речевого дыхания,

формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

  1. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать

форсирования голоса.

  1. Формирование  умения  произвольно  изменять силу голоса: говорить

тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

  1. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения

изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

  1. Формирование умения говорить в спокойном темпе.
  2. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

  1. Коррекция произносительной стороны речи
  2. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений

речевого аппарата.

  1. Продолжение автоматизации правильного произношения всех

поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Работа над слоговой структурой слова. Закрепление навыка

и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).

  1. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов

из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

  1.  Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков,

умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

  1. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости

согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.

  1. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать

звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

Обучение грамоте

  1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова,

предложения с пройденными буквами.

     2.        Ознакомление с буквами У, А, И, П, Т, К, О, Х, Ы, М.. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

     3.        Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

Развитие связной речи и речевого общения

1.        Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

    2.        Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

    3.        Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.

Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по

заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

  1. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и

по картине по заданному плану.

Второй период (декабрь, январь, февраль)

Развитие словаря

        1.        Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

  1. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад,

круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренным»; словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).

    3.        Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей,   прилагательными с противоположным значение.  Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).

    4.        Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами (насыпать, посыпать, засыпать, посыпать).

      5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

Совершенствование грамматического строя речи

      1.         Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, ножичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена

существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).

3.        Формирование умения образовывать и использовать имена

прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный)..        Закрепление умения согласовывать прилагательные и  числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

      4.        Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (покатаюсь, буду кататься).

      5.        Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
по картине; распространения простых предложений однородными членами.

  1. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и

сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.).

  1. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений

без предлогов и с простыми предлогами.

             Развитие просодической стороны речи

1.Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

  1. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр

голоса.

  1. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в

спокойном темпе, продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Коррекция произносительной стороны речи.
  2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного

произношения всех поставленных ранее звуков.

  1. Формирование умения правильно произносить четырех сложные слова

из открытых слогов (снеговики) и использовать их в активной речи.

  1. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов

из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

  1. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков

дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.

  1. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять

звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).

Обучение грамоте

      1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами С, Н, З, Б, В, Д, Г, Э, Л, Ш, Р, Ж.

     2.        Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

  1. Формирование умения решать кроссворды, ребусы, изографы.
  2. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие связной речи и речевого общения

      1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

     2.        Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

  1. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта,

рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

  1. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и

знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

Третий период (март, апрель, май)

Развитие словаря

      1.        Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

  1. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,

многозначными словами, словами в переносном значении, одно коренными словами,  словами-синонимами  и словами-антонимами, прилагательными.

       3.        Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми (На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, подрастают, расцветают первые подснежники.).

  1. Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать —

покупатель, продавать — продавец, учить — учитель, ученик).

      5.        Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

Совершенствование грамматического строя речи

1.  Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее

грамматических категорий.

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена

существительные с увеличительными суффиксам и суффиксами единичности (проталинка, травинка).

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена

прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый).

4.  Закрепление умения подбирать определения к существительным.

     5.        Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).

     6.        Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, прекрасная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числительных с существительными.

7.  Совершенствование навыков составления простых предложений и

распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

  1. Совершенствование навыков анализа простых распространенных

предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие просодической стороны речи

    1.        Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.

    2.  Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

  1. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в темпе.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

1. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по  твердости —

мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.

  1. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова,

выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.

  1. Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают

Звуков.

Завершение работы по коррекции произносительной стороны.

Обучение грамоте

    1. Ознакомление с новыми буквами: Ц, Ч,  Ф, Щ, Й, Е, Е, Я, Ю

  1.  Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы,

читать изографы

3. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

 

Развитие связной речи и речевого общения

1.  Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых

коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

       2.  Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

  1. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту

литературного произведения и задавать.

В итоге логопедической работы Лиза должна научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

на 2016-2017 уч. год

Месяц

нед.

Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоты. Основное содержание. Количество занятий.

Лексическая тема

Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Количество занятий.

Сентябрь

1-ый период обучения (сентябрь, октябрь, 1-ая неделя ноября)

1.

2.

Обследование

Детский сад.

Игрушки.

Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь.

3.

Понятия: «звук», «слог», «слово», «гласный звук»,

«согласный  звук». (1 занятие)

Различать  на слух гласные, согласные звуки.

Определять  гласный звук  по немой артикуляции.

Анализ звукового ряда, состоящего из двух-четырех гласных звуков

Звук и буква  У. (1 занятие)

Выделение начального ударного и безударного «У» на слух и в произношении

(по предметным картинкам).  Знакомство с буквой «У». Различение понятий «звук», «буква».

 Семья.

 Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям   

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Именительный падеж единственного и множественного числа существительных.

Работа с деформированными предложениями.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе.

4.

Звук и буква А. (1 занятие).

Выделение начального ударного и безударного «А» на слух и в произношении.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных: АУ, УА. Различение «звук» - «буква»

Знакомство с буквой А.

Звуки А, У. (1 занятие)

Дифференциация гласных звуков.

Выделение ударных и безударных звуках.

Анализ звукового ряда из трех гласных .

 Осень.

Приметы осени.

Рассказывание по теме осень 

Простое односоставное и двусоставное предложение, распространение предложений.

Именительный падеж единственного и множественного числа существительных.

Понятие «действие». Постановка вопросов к глаголам по простым предметным картинкам.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

Октябрь

5.

Звук и буква И. (1 занятие)

Выделение начального ударного и безударного «И» на слух и в произношении.

 Анализ звукового ряда из 3-х гласных: ИВА. Знакомство с буквой И.

Звуки П – ПЬ. Буква П. (1 занятие)

Понятие «согласный звук». Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога АП.

Дифференциация на слух и в произношении П-ПЬ-Б. Воспроизведение слоговых рядов.

Знакомство с буквой П.

        

 Овощи.

 Загадки описания

Закрепление правильного употребления имен существительных в творительном падеже, умение грамматически  правильно строить свое высказывание.

Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.

Составление сложных предложений с союзом потому что.

6.

Звуки П – Т. (1 занятие)

Выделение последнего глухого согласного.

Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Буква Т. (1 занятие)

Знакомство с буквой Т. Дифференциация звуков П-Т-Д-К на слух и в произношении.

Воспроизведение слоговых рядов.

Фрукты.

 Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Понятие «признак». Постановка вопросов к  прилагательным по простым предметным картинкам. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Согласование существительных с числительными. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

7.

 

Звуки К – КЬ. Буква К. (1 занятие)

Дифференциация К-П-Т на слух и в произношении. Знакомство с буквой К.

Закрепление изученных букв. Воспроизведение слоговых рядов (прямые, обратные слоги). Выделение начального согласного в словах КОТ-ТОК-ПУХ…

Звук и буква О. (1 занятие)

Выделение ударного гласного после согласного в словах: ДОМ, КОТ, ТОК, МОХ; ударного гласного в конце слова: ОКНО, КИНО, ПАЛЬТО… Звуковой анализ слов типа: КОТ,КИТ. Знакомство с буквой О.

 Грибы. Ягоды.

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» . 

Закрепление предложений отработанных моделей.

Закрепление пройденных грамматических категорий.

Употребление в речи притяжательных прилагательных.

Упражнение в употреблении простых предлогов.

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

8.

Звуки Х - ХЬ. Буква Х. (1 занятие)

Знакомство с буквой Х. Выделение начального  и последнего согласных звуков.

Выделение звука «Х» из начала, середины, конца слова.

Звуки К - Х. (1 занятие)

 Анализ и синтез слов типа: КОТ, ПУХ. Дифференциация звуков К-Х на слух и в произношении. Понятие о длинных и коротких словах. Отстукивание ритмического рисунка.

 Человек.

Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

  Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложении с придаточными цели.

Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Ноябрь

9.

Звуки М-МЬ. Буква М. (1 занятие)

Выделение начального согласного и последнего гласного. Звуковой анализ типа: МАК, МАМА, ТИМА, ТОМА. Запоминание и воспроизведение ряда слогов с разными гласными и одинаковыми согласными. Знакомство с буквой М.

Звук и буква Ы.(1 занятие)

Знакомство с буквой Ы. Проговаривание ряда одинаковых слогов с ударение: ты-ты-ты, па-па-па и т.п.

 Части тела.

Составление сказки «Великан и Гномик».  

Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложении с придаточными цели.

Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. 

2-ой период обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Ноябрь

10.

Звуки Ы - И.(1 занятие)

Выделение ударного гласного после согласного из середины и конца слова. Звуковой анализ и синтез слов типа КИТ, ПЫХ.

Звук С. Буква С. (1 занятие)

Закрепление правильного произношения

Определение места звука в слова.

Звуко-слоговой анализ слова «суп».

                       

 Предметы гигиены.

 Составление рассказа описания.

Закрепление предложений отработанных моделей. Закрепление пройденных грамматических категорий. Составление рассказа по предметным картинкам, по заданному плану, с помощью вопросов.

11.

Звуки С - СЬ. Буква С. (1 занятие)

Дифференциация на слух и в произношении звуков С-СЬ-ТЬ-Т. Познакомить с понятием «мягкий звук», «твёрдый звук». Определение места звука в слове. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова. Знакомство с буквой С. Звуко-слоговой анализ слов: ГУСЬ, ГУСИ.

Буква Н. (1 занятие).

Знакомство с буквой Н. Звуко-слоговой анализ слова САНИ.

 Одежда.

 Словообразование относительных прилагательных (по материалу, по способу изготовления, по сезону

Закрепление предложений отработанных моделей.

Обогащение лексики профессиями людей, изготавливающих одежду, обувь, головные уборы.

Упражнение в различении и употреблении глаголов одевать -  надевать, одеть – надеть.

Преобразование деформированной фразы.

 

12.

Звуки З - ЗЬ. Буква З.(1 занятие)

Дифференциация звуков З-ЗЬ на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными гласными и одинаковыми согласными: за-зо-зу. Знакомство с буквой З. Звуко-слоговой анализ слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА.

Звуки С - З, СЬ - ЗЬ. (1 занятие)

Дифференциация на слух и в произношении звуков З-С-ЗЬ-СЬ. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными: са-за-за.

Обувь.

Головные уборы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Закрепление предложений отработанных моделей.

Обогащение лексики профессиями людей, изготавливающих одежду, обувь, головные уборы.

Упражнение в различении и употреблении глаголов одевать -  надевать, одеть – надеть.

Преобразование деформированной фразы.

Декабрь

13.

Звук и буква Д. (1 занятие)

Работа с разрезной азбукой, составление и преобразование слогов и слов: ДУБ-ДУБЫ-ДУБОК; ДОМ-ДОМА-ДОМИК. Знакомство с буквой Д.

Звуки Т - Д. (1 занятие)

Дифференциация на слух и в произношении Д-Т. Придумывание слов по заданной схеме. Отработка слов-паронимов типа: дом-том, дома-тома.

Зима.

Составление рассказа по картине "Река замерзла" (из серии картин О. И. Соловьевой) 

Усвоение переносного значения слов.

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Подбор однородных сказуемых.

Образование родственных слов

14.

Звуки ДЬ -ТЬ. (1 занятие)

Упражнения с разрезной азбукой. Дифференциация на слух и в произношении звуков ДЬ-ТЬ-Д-Т. Характеристика звуков, звуко-слоговой анализ 2-х сложных слов с двумя открытыми слогами.

Буква В. (1 занятие)

Знакомство с буквой В.

Звуки «в», «вь».

Выкладывание предложений из разрезной азбуки типа: У Вани вата. Вот буква.

Зимующие птицы.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин . (1анятие)

Сложносочиненные предложения с союзами «а», «и» типа: «Совы живут в лесу, а голуби в городе». Простые распространенные пре6дложения с однородными подлежащими типа: «В кормушку прилетели…». Согласование существительных с предлогами: «в», «на», «под», «над», «за». Родственные слова «корм».

15.

Звуки Б - БЬ. Буква Б.(1 занятие)

Звуко-слоговой анализ. Составление схемы слов: БИНТ, БАНТ. Ударение. Закрепление понятий «мягкий звук», «твёрдый звук». Знакомство с буквой Б.

Звуки П-Б.(1 занятие)

Дифференциация на слух и в произношении звуков Б-П. Закрепление понятий «звонкий звук», «глухой звук». Характеристика звуков.

Праздник елки.

 

 Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картинок.

Обучение творческому рассказыванию.

Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями к предметам.

16.

Звук Г и ГЬ. Буква Г. (1 занятие)

Звуко-слоговой анализ: ГУСИ.

Знакомство с буквой Г.

Звуки Г- К, ГЬ – КЬ.. (1 занятие)

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков.

Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных «книга», «книги».

Новый год.

Придумывание сказки по образцу и предложенной ситуации. Сказка «В гостях у Дедушки Мороза». 

Обучение творческому рассказыванию.

Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями к предметам.

К   А   Н   И   К   У   Л  Ы

Январь

18.

Звук и буква Э. (1 занятие)

Звуко-слоговой анализ слов: ЭТО, ЭТИ.

Знакомство с буквой Э.

Звук и буква Ш. (1  занятие)

Анализ слов типа: ШКАФ.

Произношение  слоговых рядов со стечением согласных, с разными согласными, с разными гласными.

Преобразование слов.

Знакомство с буквой Ш.

 Зимние забавы.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Образование притяжательных. Упражнение в употреблении сложных предлогов: из-под, из-за, через

19.

Звуки С - Ш. (1 занятие)

Сравнить артикуляцию звуков С и Ш (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков, обозначение.

Слухо-произносительная дифференциации звуков.

Преобразование слов.

Звуки Л - ЛЬ. (1 занятие)

Звуко-слоговой анализ и схема слов СТОЛ, СТУЛ, ВОЛК, ЛОСЬ.

Придумывание слов по заданной схеме.

Запись печатными буквами слов под диктовку, чтение слов, предложений.

 Домашние животные.

 Составление рассказа «Щенок» с использованием серии картин.  

Закрепление предложений отработанных моделей. Закрепление пройденных грамматических категорий. Составление рассказа по предметным картинкам, по заданному плану, с помощью вопросов.

20.

Буква Л. (1 занятие)

Дифференциация на слух звуков: Л-ЛЬ, в произношении.

Произносительная дифференциации звуков.

Знакомство с буквой Л.

 Звуки Р - РЬ.  Буква Р .(1 занятие)

Составление слогов, слов по знакомым схемам.

Преобразование слогов, слов.

Упражнения с разрезной азбукой.

 Дикие животные.

 Сказка «Как козочка и волк разговаривали». (

Пересказ начала и придумывание концовки.

Упражнение в практическом употреблении увеличительных и уменьшительных суффиксов. Обогащение речи антонимами, действительными причастиями настоящего времени типа: жить - живущий.

 )

Февраль

21.

Звуки Р - Л. (1 занятие)

Упражнения с разрезной азбукой. Дифференциация на слух и в произношении звуков.

Слова сложной звуко-слоговой структуры.

Преобразование слогов и слов.

Звуки Р - Л, РЬ - ЛЬ. (1 занятие)

Анализ и преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры.

 Птицы.

 Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок. 

Употребление родительного падежа существительных во множественном числе.

Образование сложных слов.

Образование глаголов при помощи приставок.

Употребление в речи простых и сложных предлогов.

22.

Звук и буква Ж. (2 занятия)

Придумывание слов по заданной схеме.

Звуко-слоговой анализ слов. Знакомство с буквой Ж.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

 Транспорт.

Правила дорожного движения.

 Пересказ рассказа  «Светофор».  

Составление рассказа по плану, по опорным картинкам.

Употребление творительного падежа существительных в единственном числе). 

Образование глаголов с приставкой от глагола "ехать".

Образование сложных слов типа: четырехколесный,  самолет.

23.

Звуки Ж - Ш. (1 занятие)

Дифференциация на слух и в произношении, Придумывание слов по заданной схеме. Упражнения в преобразовании слов путем замены одного звука: Луша-лужа.

Звуки Ж - З.(1 занятие)

Слухо-произносительная дифференциация звуков.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Наша армия.

Составление рассказа « Собака-санитар» по серии сюжетных картин.  

Словообразование страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных типа:

Ранить - раненый боец, перевязать - перевязанный боец.

24.

Звук и буква Ц. (2 занятия)

Совершенствование навыков звуко-слогового анализа.

Выделение  из текста слов с заданным звуком.

Придумывание слов по заданной схеме.

Знакомство с буквой Ц.

 Профессии.

  Составление рассказа по  Э. Шиму «Своими руками» с опорой на вопросы и картину.)

Образование существительных от глаголов.

Формирование навыка словообразования.

Усвоение категорий дательного падежа.

3-ий период обучения (март, апрель, май)

25.

Звуки С - Ц. (1 занятие)

Дифференциация С-Ц на слух и в произношении.

Раздельное написание одного слова от другого. Постановка точки в конце предложения.

Звуки Ф – ФЬ. Буква Ф. (1 занятие)

Четкое произнесение звуков Ф и ФЬ.   Дифференциация их на слух и в произношении.

Закрепление навыка слогового анализа и синтеза.

Знакомство с буквой Ф.  

 

Весна идёт.

Приметы весны.

 Пересказ сказки «Чьи цветы лучше» Б. Вовк  с иллюстрированием на мольберте по ролям.

Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности.

Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов.

Употребление существительных в творительном и родительном падеже единственного и множественного.

Март

26.

Звуки В - Ф, ВЬ - ФЬ (1 занятие)

Выкладывание слов из разрезной азбуки под диктовку, с опорой на предметную картинку, схему.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Составление слов из данных букв.

Звук и буква Ч. (1 занятие)

Четкое произнесение звука.

Характеристика звука.

Упражнения с разрезной азбукой... Знакомство с буквой Ч.

 Мамин праздник.

 Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».  

Закрепление изученных грамматических категорий. Самостоятельное придумывание событий, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине.

27.

 Звук и буква Ч. (1 занятие)

Составление схем слов со стечением согласных.

Звуко-слоговой анализ слов.

Звуки Ч – ТЬ. (1 занятие)

Дифференциация звуков Ч – ТЬ.

Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

 Весна.

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий.

Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности.

Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов.

Употребление существительных в творительном и родительном падеже единственного и множественного.

28.

Звук и буква Щ.(1 занятие)

Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов, читать и писать печатными буквами короткие предложения.

Звуки Ш – Щ. Буквы Ш – Щ. (1 занятие)

Сравнить артикуляцию звуков Ш и Щ (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков, обозначение.

Слухо-произносительная дифференциации звуков.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

 Комнатные

Растения.

 Пересказ рассказа «Аленький цветочек» по серии сюжетных картин.  

Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе.

Апрель

29.

Звуки Щ-Ч. (1 занятие)

Сравнение артикуляций Щ – Ч (нахождение общего и различий, обратить внимание детей на характер воздушной струи)

Дифференциация звуков Щ – Ч.

Звуковой анализ слов без наглядной опоры.

Преобразование слов.

Звуки  Щ-СЬ.  (1 занятие)

Сравнение артикуляций звуков, нахождение общего и различного в артикуляции.

Дифференциация на слух и в произношении.

Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Преобразование слов.

 Продукты

питания.

 Пересказ рассказа «Что вкуснее?»  

Образование относительных прилагательных от существительных.

Употребление предлога для.

Составление предложений со значением противопоставления.

 Употребление глаголов будущего времени.

Составление предложений с однородными членами.

30.

Буква й. (1 занятие)

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Знакомство с буквой й.

Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

 Развивать звуко-слоговые представлений.

Учить преобразовывать слова.

Звуки ЛЬ – Й. (1 занятие)

Различение звуков ЛЬ - Й на слух и в произношении.

 Преобразование слогов путем замены Й – ЛЬ.

Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

Совершенствование  слухо-речевую памяти.

 Посуда.

Описательный рассказ по схеме.

Образование родственных слов.

Употребление множественного  числа существительных в родительном падеже.

Согласование числительных с существительным.

31.

Гласные 2-го ряда. (1 занятие)

Чтение, печатание, упражнения с разрезной азбукой.

Буквы А-Я.. (1 занятие)

Дифференциация букв..

Упражнение с использованием разрезной азбуки, после предварительного звукового анализа.

Составление, преобразование, чтение слогов, слов, предложений.

Космос.

Пересказ сказки «Мечта Звездочета» с опорой на план.  

Образование родственных слов.

Употребление множественного  числа существительных в родительном падеже.

Согласование числительных с существительным. 

32.

Буквы У-Ю. (1 занятие)

Дифференциация букв.

Чтение, печатание слов, небольших предложений.

Буквы О-Е . (1 занятие)

Дифференциация букв.

Чтение предложений, печатание слов.

 Мебель.

 Пересказ без опоры «Стол». 

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Подбор родственных слов.

Образование сложных слов, путем сложения двух основ.

Образование прилагательных суффиксальным способом.

Май

33.

Буквы Э -Е. (1 занятие)

Дифференциация букв.

Звуковой анализ.

Чтение предложений, печатание слов.

Мой город.

 Составление рассказа «Дом, в котором я живу»  из личного опыта. 

Составление распространенных предложений.

Развитие умения строить высказывание, опираясь на готовый план.

Образование родственных слов.

Употребление существительных множественного исла в родительном падеже.

Упражнение в употреблении предлогов.

Усвоение степеней сравнения прилагательных.

34.

Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь

Закрепить  слухо-произносительную  дифференциацию гласных первого и второго ряда.

Объяснение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме: с помощью гласных И, Я, Ю, Е, Ё, а также с помощью Ь в конце и середине слов

Праздник Победы.

  Составление рассказа по рисункам детей. 

Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Подбор родственных слов к словам: защита, герой.

35.

Обследование детей

Насекомые.

Лето. Цветы.

36.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с внешним дефектом речевого аппарата

Цель программы: Обеспечение условий для дошкольного образования ребёнка с ЗРР с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей...