Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Винникова Наталья Валерьевна

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что позволяет подтвердить наличие ограниченных возможностей здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим консилиумом

 МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

               УТВЕРЖДЕНО

               Заведующий МАДОУ ДСКН№5    

                г.Сосновоборска

                _____________Н.Н.Ткаченко

               Приказ от ________№___

СОГЛАСОВАНО

_______________________(_________)

_________________________20______г.

_______________________(_________)

_________________________20______г.

_______________________(_________)

_________________________20______г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

        

___________________________________________________

 

Группа компенсирующей направленности

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  

Разработана:_________________2016г.

Ведущий специалист: ___________________________________

Период реализации: с октября 2016 г. по май 2017 г.

           

№п/п

Содержание 

стр.2

Целевой раздел

 3

1.1

Пояснительная записка

 3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

 4

1.3

Принципы и подходы к реализации Программы

 4

1.4

Целевые ориентиры в освоении Программы   

 4

1.5

Форма обучения

 4

1.6

Формы контроля

 4

II

Содержательный раздел

 5

2.1

Содержание психолого – педагогической работы

 5

   2.2

Взаимодействие с семьей ребенка

 6

III

Организационный раздел

 6

3.1.

Организация среды

7

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 8

3.3

 Организация режима пребывания

 8

 

Приложения

 

 

I.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.  Пояснительная записка

Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу. 
          Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.  

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка со сложным дефектом разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

-     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

-     ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1.  

–      ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого –

педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».

–      Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

–       Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом

К категории детей со сложными дефектами относятся:

1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;

2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3) дети глухие, слабовидящие;

4) слепоглухонемые дети;

5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;

6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);

7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

У детей со сложной структурой дефекта отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Индивидуальные особенности ребенка

Медицинское заключение:  Сенсоневральная тугоухость двухсторонняя IV степени, G96.8, резидуально-органическое поражение ИНС, глазодвигательные и речевые нарушения, моторная неловкость

Заключение специалистов ГПМПК:  раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что позволяет подтвердить наличие ограниченных возможностей здоровья.

 1.2.  Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. 

Задачи:

  1. Организовать специальную образовательную среду.
  2. Организовать специальную среду группы.
  3. Организовать психолого-медико-педагогическую помощь.

 

1.3.  Принципы и подходы к реализации программы

(см. ОП МАДОУ ДСКН №5» г.Сосновоборска   п. 1.1.2 стр.5-6, 30)

1.4.   Целевые ориентиры в освоении Программы  

Социальная адаптация ребенка

1.5. Форма обучения (очная)

1.6. Формы контроля

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которого, ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

  (см. Приложение 1 АООП)

- разработать АОП;

 - обеспечить индивидуальным сопровождением ребенка;

  (см. Приложение 2, 3, 4, 5, 6 АООП)

 - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - консультировать родителей ребенка. 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание коррекционной психолого-педагогической работы включает три направления:

- образовательная деятельность,

- коррекционная деятельность,

- воспитательная деятельность.

   Образовательная деятельность с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» см. Приложение №1 АОП 

Коррекционная деятельность специалистов направлена на коррекцию недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода. Коррекционно-развивающая работа для ребенка с ОВЗ реализуется посредством взаимодействия в работе  воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. см. Приложение №2 АОП  

 Система межведомственного взаимодействия в сопровождении ребенка

Определение образовательного маршрута

ГПМПК

Индивидуальная программа реабилитации

МАУ КЦСОН г.Сосновоборска

Психиатр, невролог, сурдолог, офтальмолог,

ортопед

ЦГБ

Логопед

МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

 Инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель

 МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы (рекомендованных ГПМПК)

-использовать знаково-символические средства представления информации, речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использовать специальные методы и приёмы:

  • Наглядные (предметы или их изображения; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций);
  • Вербальные (подбор синонимов, антонимов; перефразирование, Передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами;
  • Подбор определений, тавтологических толкований, используя опору на контекст -незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова) и смешанных (объяснение понятий отвлеченного характера, использование наглядных и вербальных приемов одновременно) приёмов работы с детьми для расширения словарного запаса;

-применять способ проб, для успешного освоения способов деятельности, предоставлять возможность действовать ребёнку неоднократно в одних и тех же условиях;

-предъявлять задания поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно;

-наблюдать за явлениями и изменениями в окружающей действительности, рассматривать книги, картинки, проговаривать вслух и др. для обогащения словарного запаса ребёнка;

- применять наглядные, словесные методы, различные дидактические игры для развития понимания обращенной речи;

-формировать навыки самообслуживания, социально-бытовые навыки, представления об окружающем;

-использовать индивидуальную форму работы, дифференцированное, «пошаговое» обучение в соответствии с реальными возможностями; дозированное расширение образовательного пространства;

-развивать познавательный интерес, навык регулирования своего поведения и целенаправленного участия ребенка в организованной деятельности;

-соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога), световой режим (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое),

Чередовать зрительную нагрузку со слуховым восприятием материала;

-использовать приемы, направленные на снятие зрительного напряжения;

-использовать индивидуальные, адаптированные с учетом зрительных возможностей ребенка виды наглядности, индивидуальные пособия, оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие познавательную деятельность;

-стимулировать зрительные функции, используя постепенное усложнение условий зрительного восприятия;

-осуществлять для мышц стопы общеукрепляющие упражнения:

(езда на велосипеде, лазанье по лестнице, плавание в бассейне, хождение босиком по галечному пляжу, по скошенной траве, мелким камушкам, по любой неровной поверхности)4

-организовать занятия ЛФК для устранения неправильной установки стоп.

2.2.  Взаимодействие с семьей ребенка.

         В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.    

Задачи:

- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком   на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.

-Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

См. приложение № 12 АООП

                                        

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для успешной реализации АОП должны быть обеспечены следующие условия:

3.1.Организация среды:

Внеучебное пространство:

 -обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

-предметно-развивающая среда для стимулирования общего и речевого развития ребенка;

-окраска стен в светлые постельные тона, использование мебели с матовой поверхностью, светлых штор;

 Учебное пространство:

-оборудование рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, способствующей развитию слухового восприятия воспитанника (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой);

-расположение рабочего места ребенка с нарушением слуха так, чтобы сидящий за ней рбенок мог видеть лицо педагога и лица большинства сверстников;

-использование специальных компьютерных программ для работы над произношением, для развития слухового восприятия;

-проведение музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи;

-соблюдение требований по созданию охранительного режим зрения, использование люминесцентных ламп;

-предъявление демонстрационного материала на столе, не передвигая его;

-расположение объектов на наглядном материале не слишком близко друг к другу (для того, чтобы изображения не сливались);

-использование дидактических пособий, сделанных с учетом зрительного восприятия ребенка:

  • изображения без малоинформативных деталей, с усиленным, четким контуром;

  • увеличения размеров наглядного и раздаточного материала;

  • использования цвета, стимулирующего работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные);

  • изображения, соответствующего реальным объектам.

 Психолого-педагогические условия:

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

 

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации АОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- соответствие правилам пожарной безопасности;

- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение в соответствии с особенностями развития ребенка 

 Развивающая предметно-пространственная среда

Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная

среда обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для

 полноценного развития ребенка с ОВЗ

см. Паспорт группы.

3.1. Организация режима пребывания детей

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня

См. приложение № 3 АОП 

Расписание коррекционно-развивающих занятий со специалистами

См. приложение № 4 АОП 



Предварительный просмотр:

I этап логопедической работы: подготовительный

Направления

Задачи

Приёмы

Ожидаемый результат

Реальный результат

-установление зрительного и эмоционального контактов;

- подбор адекватной,

аффективной и сенсорной стимуляции;

- настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

-повышение уровня общей активности ребенка;

-организация произвольного внимания

- развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

 

Развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.

Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Родителей нужно учить способам привлечения внимания дошкольника, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. Это способствует формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения.

Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка).

Эти задания развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

В простейших играх необходимо поддерживать сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций:кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также

 подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на

эхолалии. Нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смысловых комментарий,  игр и занятий, сопровождающего ребенка в течение дня.

Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка. Обязательно нужно стараться сгладить неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывать словесную формулу на аффективные реакции дошкольника. В ответ на любые звуковые

реакции используется положительное подкрепление.

 

На подготовительном этапе у детей появляется положи-

тельное отношение к занятиям, улучшается эмоциональныйфон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения.

Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулируют возникновение активной избирательности дошкольников. Удается сформировать ориентировачно-поисковую и эмоциональную реакцию на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка. Появляются попытки вслушиваться в речь, что свидетельствует об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Прослеживающие движения глаз делаются более активными, удается организовать произвольное внимание.

У детей увеличивается объем понимаемой речи. Приток

положительных сенсорных ощущений: тактильных, вестибулярных, слуховых - расширяет стереотип взаимодействия с окружающими.

Несмотря на полученные положительные результаты, наблюдается существенный словарный дефицит, особенно глагольный. Остаются дефекты понимания внеситуативной речи.

Общение ограниченно.

 

IIэтап  логопедической работы: начальный

Развитие слухового восприятия

- расширить рамки слухового восприятия;

-развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

-развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

-привлечение внимания к звучащему предмету;

-совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

-определение местонахождения и направленности звука;

-ознакомление с характером звучащих предметов;

- различение звучания шумов, простейших музыкальных

инструментов, голосов;

-запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

-реагирование на громкость звучания;

-узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

-выделение слов из речевого потока;

-развитие подражания неречевым и речевым звукам;

- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Расширяются рамки слухового восприятия, что дает возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

 

Развитие способности к использованию

невербальных компонентов коммуникации

- развить невербальные компоненты коммуникации как социативной, волюнтативной, апеллятивной функций языка;

-выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;

-расширение рамок коммуникации с окружающими;

-преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой,

приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;

-выполнение действий по невербальной инструкции;

-ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

-моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

- выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;

-выбор знака к предъявляемому жесту;

-дополнение фразы жестом или рисованным знаком;

-развитие мимики и жеста;

-ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;

-демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;

- имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;

- выполнение имитационных движений руками;

-жестовое приветствие и прощание;

-действия с воображаемыми предметами;

-воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;

-выполнение имитационных движений.

Становится доступным выполнение действий по невербаль-

ной инструкции. В коммуникативных целях дети начинают

использовать утвердительные и отрицательные жесты, могут

с помощью жеста ответить на простые вопросы. Улучшается

выполнение имитационных движений, появляются жестовые

приветствие и прощание.

Развитие зрительно-моторной координации,

мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

- развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, четкие артикуляционные кинестезии, тактильную память;

-сформировать представления о схемах лица и тела;

-развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений,

кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;

- научить воспринимать артикуляционные уклады звуков

путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

-прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу, вверх, справа налево, слева направо;

-прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;

-массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

-проведение рукой ребенка по различным поверхностям

(мех, щетка с ворсом различной жесткости);

-узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц.

- размазывание крема на различных поверхностях;

-двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком;

-«рисование» в воздухе рукой;

-пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

-различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

-активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

-упражнения с пластилином;

-использование кукол бибабо;- артикуляционная и мимическая гимнастика;

-задания на имитацию положения рта, представленного

на картинках;

- упражнения на преодоление сопротивления;

-автоматизация отдельных артикулей;

-выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Уменьшаются трудности в манипулятивной деятельности,

совершенствуется мелкая моторика рук. Артикуляционные

движения становятся более четкими. В орально-артикулятор-

ном праксисе отмечается уменьшение выраженности поиска

позы, особенно при ее имитации. Дети могут повторить от-

дельные звуки не только по визуальному образцу, но и по

слуху (при экранировании губ).

 

Развитие зрительно-пространственного

анализа и синтеза

 -формировать поисковую деятельность, расширить поле

зрения;

-выработать устойчивость, переключаемость, увеличить

объем зрительного внимания и памяти;

-развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве;

-научить анализировать зрительный образ.

- нахождение игрушек в пространстве комнаты;

- перемещение игрушек в заданном пространстве;

- соотнесение игрушки с ее изображением на картинке;

-определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела;

-выработка навыков ориентировки;

- упражнения в перекрестном ориентировании;

-выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

-определение недостающих частей у предметов по картинкам;

-узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;

-запоминание изображений предметов;

-фиксация изменений в расположении предметов;

- выделение из множества предметов; -запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

-идентификация зрительных изображений по заданной теме;

-определение различий в предметах и картинках;

-сравнение сходных по зрительному образу предметов;

-конструирование по образцу, инструкции;

- конструирование заданных предметов со сходными и

дискретными признаками из отдельных деталей;

-выделение фигуры из фона;

-вычленение наложенных друг на друга предметов.

Совершенствуется сенсорный и тактильный гнозис, раз-

вивается восприятие цвета и пространственных признаков

плоских и объемных предметов.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности

- развивать восприятие цвета и пространственных при-

знаков плоских и объемных предметов;

-научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;

-формировать пространственное моделирование образов и конструктивный праксис.

-выработка умения ориентации в окружающем;

-работа с' тактильными таблицами;

-выделение цвета;

-ознакомление с размером и формой (плоскостной и объемный);

-выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой);

-выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

-соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

-дифференциация плоскостного и объемного изображений;

-конструирование из фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей;

-классификация по цвету, подбор определенной цветовой гаммы;

- идентификация предметов и геометрических форм;

Дети могут дифференциро-

вать сходные цветовые тона и геометрические формы. Умень-

шаются трудности пространственного моделирования образов,

развивается конструктивный праксис.

Развитие функций голоса и дыхания

-развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;

-стимулировать мышцы гортани;

-активизировать целенаправленный ротовой выдох;

- ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса;

-формировать диапазон голоса на основе упражнений с

использованием звукоподражаний различной громкости.

-упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

- активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

- тренировка носового выдоха;

-развитие произвольного речевого вдоха;

-выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений;

-выработка комбинированного типа дыхания;

-упражнения на выработку способности контролировать

силу воздушной струи и ротового выдоха;

-различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха;

- выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

 

Возрастает объем дыхания, нормализуется его ритм. Ды-

хание, фонация и артикуляция становятся более координиро-

ванными, появляется целенаправленный ротовой выдох. Уве-

личивается сила голоса, доступным становится использова-

ние звуковых комплексов различной громкости.

Развитие чувства ритма

-формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассо-

циативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного),

ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

-познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а], [о], [у], [и];

-развить сенсомоторные компоненты чувства ритма.

 -ходьба и маршировка под музыку;

-двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

-ритмические упражнения для рук и ног;

-воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

-развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

-ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

-соотнесение ритма со схематическим изображением;

-произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков

и звуковых цепочек;

-дифференциация ритмических рисунков;

-отображение определенных качеств движения;

-ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

 

Формируется регулятивная функция речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

развивается ритмико-интонационная сторона речи, слухового и тактильного восприятия.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи

-формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний,

имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания,

крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия;

-работать над семантикой слова;

-стимулировать простые виды коммуникативной речи.

-узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);

-показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям различающихся по признакам;

-выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

-побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;

- развитие непроизвольного подражания звукового и

словесного;

-соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным, отраженным и произвольным звукоподражанием;

-различение действий, совершаемых одним объектом; звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие;

-соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

-выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-побуждение к использованию слов, состоящих из двух

прямых открытых слогов;

-автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных

штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

-узнавание предмета по его словесному описанию;

-экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката;

-выработка обобщенных понятий;

-смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты;

- выбор правильного названия

предметов среди верных и

конфликтных обозначений.

 

Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число

звукоподражаний и слов. Появляются символические действия.

Становится возможным показ и называние предметов, игрушек,

частей тела. Появляются некоторые обиходные глаголы или зву- коподражания, их заменяющие. В связи с этим расширяются

возможности общения, в диалогической речи появляются ком-

муникативно значимые слова (да, нет, хочу, могу, буду).

Несмотря на эти успехи в состоянии речевой функции ос-

III этап  логопедической работы:  тренировочный

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

Работа над голосом и дыханием

Развивать навыки мысленного

перемещения и трансформации зрительных образов.

Формировать умение изменять силу и высоту голоса; нормализация речевого дыхания и голоса.

 -использование знаково-символической деятельности;

-выбор знака, воспринятого на слух;

-выбор знака к жесту;

-ответы на вопросы с использованием жеста или знака;

-составление двухсловных предложений из рисованных

знаков, воспринятых на слух или показанных жестом;

-выбор карточки со знаковым предложением;

-составление фраз по заданию выразить желание знаками;- простой невербальный диалог этюдного характера.

-сочетание голосовых упражнений с двигательными;

-упражнения на изменение силы и высоты голоса;

-упражнения на чередование низкой и высокой тесситуры.

Значительно улучшаются зрительно-пространственный анализ и синтез, появляются навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Оперирование сенсорными эталонами и овладение соответствующими вербальными понятиями становятся удовлетворительными.

    

 

Обогащаются просодические характеристики речи.

Работа над ритмом

Формировать интонационную выразительность и ритмическую сторону речи.

-отхлопывание ритмической структуры;

-восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов;

-ритмические действия в сочетании с движениями рук,

хлопками;

-слоговые упражнения и т.д.

Формируется регулятивная функция речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

развивается ритмико-интонационная сторона речи, слухового и тактильного восприятия.

Работа по стимуляции слухового восприятия

Совершенствовать фонематическое восприятие, осознание звуковой стороны речи.

 

-членение речевого потока на смысловые фрагменты и

отдельные звуковые комплексы;

-различение на слух звуков речи с использованием игр и

упражнений: «Угадай, кто, как кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» и др.

 

Совершенствуется фонематическое восприятие, отмечаются улучшения в произносительной сфере.

Работа по формированию интонационной стороны речи

Развивать

умение пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациями.

 

- воспроизведение междометий в виде отдельных гласных или слогов в сопровождении различных произвольных движений, которыми пользуются в жизни для выражения радости, испуга, удивления;

-проговаривание слов и предложений с выразительными движениями и мимикой;

-работа над логическим ударением; и интонацией в играх;

- воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной, побудительной интонаций в словах, словосочетаниях, двухсловных предложениях;

-произнесение диалогов по ролям с их переменой.

 

Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов

и знаково-символических функций.

Работа над лексико-грамматическим строем речи

Формировать лексико- грамматический строй речи.

- актуализация импрессивного и экспрессивного запаса;

-выполнение действий с предметами;

-группировка существительных по общему понятийному признаку;

-развитие операций сравнения и обобщения;

-работа над признаками предмета;

-определение слова через внешние признаки денотата;

-работа по развитию лексической антонимии, параметрических и качественно-оценочных прилагательных;

- расширение глагольной лексики;

-развитие тематических ассоциаций;

-развитие навыков словообразования и словоизменения.

Возрастает активный словарь (предметный и глагольный).

Становится возможной группировка существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения.

Вместе с тем в речи наблюдается большое количество морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного значения. Отмечается зависимость ошибок от лексической семантики, степени известности слова и от его звуко-слоговой структуры.

Полученные на занятиях навыки используются в коммуникативных целях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с внешним дефектом речевого аппарата

Цель программы: Обеспечение условий для дошкольного образования ребёнка с ЗРР с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей...