Математические дидактические игры для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Дидактические игры по математике на развитие памяти, воображения, логического мышления и связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Игра «Восстанови цифровую дорожку»

Цели: закреплять знания о силуэтном изображении цифр; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, самостоятельность (инициативу), умение анализировать образец.

Материалы: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки.

Содержание: чтобы дойти до сказочного замка гнома, дети должны найти силуэт полученной цифры на квадратах дорожки и закрыть его. Держа в руках цифру, выполнить прыжки на одной ноге по квадратам с уже закрытыми цифрами, дойдя до цифры, назвать ее. Вернуться в исходное положение также прыжками, выполняя обратный счет.

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: выполнять прыжки только по квадратам с закрытой цифрой.

Игра «Больше на один»

Цели: развивать ритмичность, пластичность, логическое мышление, сообразительность; упражнять в порядковом счете, правильно называя числительные; закреплять написание цифр; дать представление о том, что последующее число больше предыдущего на один.

Материалы: карточки с цифрами, карточка со знаком «+» и цифрой 1.

Содержание: дети располагаются по кругу рядом с разложенными цифрами. В кругу стоит знак «+» и цифра 1. Педагог объясняет детям, что обозначает этот знак. Вспоминают, насколько увеличивается каждое последующее число, а значит, дети должны выполнить любое движение на одно больше, чем показывает их цифра. Движения выполнять по счету.

Движения: выполнение любых гимнастических упражнений по счету (по желанию детей).

Правила: напомнить детям о том, что необходимо вспомнить последующее число, которое увеличивается на единицу от имеющегося, и выполнить упражнение по счету, остальным детям проследить правильность его выполнения. Упражнения выполнять активно и красиво.

Игра «Рассчитайся!»

Цели: развивать внимание, память, мышление детей, ловкость и координацию движений; совершенствовать навыки счета; закреплять порядковый счет до 20.

Содержание: педагог предлагает детям построиться в шеренгу и представить, что они моряки. Приготовиться к плаванию: рассчитаться по порядку (узнав, сколько человек в команде), называя и запоминая свой порядковый номер. Далее педагог объявляет о назначениях на корабле: №1- капитан; №15-рулевой; №17- боцман; №5- штурман; №7- механик; №20-радист; остальные дети-матросы. Названные дети, делая шаг вперед, объясняют свое назначение (чем они будут заниматься на корабле).

Правила: обратить внимание детей на действия, осуществляемые во время игры: побуждая их самостоятельно называть свой порядковый номер, не пропускать идущие по порядку числа; движения осуществлять четко по сигналу.

Игра «Оформи витрину»

Цели: развивать внимание, глазомер, быстроту реакции и логику мышления; закреплять навыки количественного и порядкового счета; учить сравнивать количество предметов без пересчета.

Материалы: полки для расстановки игрушек, игрушки.

Содержание: дети попадают в отдел игрушек и обнаруживают там беспорядок. Нужно расставить игрушки красиво на полки, а затем их сосчитать и сравнить.

Вопрос: можно ли определить, на какой полке больше (меньше) игрушек? Как это сделать?  

Педагог выбирает понравившиеся ему варианты ответов, напоминая детям правило счета. Дети, поставив в ряд игрушки на двух полках, считают их слева направо и сравнивают; затем расставляют игрушки на верхней и нижней полке друг под другом и еще раз сравнивают. Далее детям предлагается воспроизвести это сравнение движением: дети берут в руки по 1 игрушке с полки, девочки-с верхней полки, мальчики-с нижней и выполняют построение по сигналу «Стройся в ряд!» так, чтобы получились пары.

Вопросы:

- У кого больше игрушек, у девочек или у мальчиков? Почему? (Не хватает пары)

- Нужно ли произвести счет в данном случае, чтобы узнать, где больше, меньше? (Нет)

- Рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер: какая игрушка у девочки, третьей по счету? Какая игрушка у мальчика, седьмого по счету?

Дети расставляют игрушки на полки друг за другом. Фея благодарит детей за помощь и награждает детей, правильно ответивших на вопросы, монетами.

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: построение в шеренгу осуществлять быстро, по сигналу, носочки – по линии; счет производить по правилу, слева направо, не пропуская идущие по порядку числа. В случае хаотичного расположения предметов разложить их в ряд и произвести пересчет, не считая дважды один и тот же предмет.

Игра «Почини ковер-самолет»

Цели: развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, логику мышления; учить находить одинаковые геометрические формы, устанавливая между ними равенство.

Материалы: гимнастический коврик с отверстиями в виде геометрических фигур, геометрические фигуры.

Содержание: гном дарит детям ковер самолет, но для того, чтобы он полетел, необходимо залатать в нем «дыры», имеющие форму геометрических фигур, найдя и соединив две одинаковые по форме, цвету и размеру геометрические фигуры необычным способом (разными частями тела.)

Вопросы: назовите формы, которые вы соединили. Почему они равны?

Далее гном просит детей посчитать все геометрические фигуры-заплатки на ковре:

- Сколько здесь квадратов? (6) Прямоугольников? (11) Кругов? (5) Треугольников? (7)

Дети закрывают пустые силуэты геометрических форм недостающими фигурами, соединяя их разными частыми тела. Например, правая рука-левая пятка, левое колено-правый локоть, левая нога-правое ухо.

Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения движений. Смену движений выполнять, не наталкиваясь друг на друга, а в случае затруднения пытаться дотянуться до нужной формы разными частями тела.

Игра «Волшебные палочки»

Цели: развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми- головоломками, способность к оценке и самооценке своих действий.

Материалы: гимнастические палки (по количеству детей), карточки с изображенными на них геометрическими фигурами.

Содержание: фея сказок просит детей найти настоящую волшебную палочку, чтобы нарядить Золушку на бал. Они должны, держа перед собой гимнастические палки, по группам образовать фигуру согласно карточке - из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок. Затем по сигналу двое детей с палками должны переместиться на новое место так, чтобы получилась фигура, похожая на волшебную палочку, педагог сравнивает образованные палочки с образцом и объявляет группу, которой удалось построить настоящую волшебную палочку.

Правила: напомнить детям, что при перестроении палку держать перед собой двумя руками, соединяя конец с палкой товарища. По сигналу быстро осуществлять перестроение, предлагая свой вариант.

Игра «Собери карету»

Цели: развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве; внимательность, память, целеустремленность; учить воспроизводить постройку по образцу, на память выстраивать алгоритм построения; закреплять знание объемных геометрических форм.

Материалы: геометрические формы, при составлении которых получается карета.

Содержание: часы пробили 12 часов, и карета Золушки рассыпалась на мелкие кусочки. Надо собрать карету и помочь Золушке добраться домой. Педагог делит детей на две команды. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и запоминают расположение фигур, образец убирается. Затем они осуществляют построение кареты из объемных модулей, принося их быстрым бегом по алгоритму последовательности построения в карточке.

Вопросы: Из каких геометрических фигур состоит постройка? Назови и расскажи о их расположении.

Правила: обратить внимание детей на то, что надо запомнить образец, понять, из каких фигур состоит постройка, как они расположены. Каждому следующему бегущему игроку выбирать только ту деталь, которая указана на следующей карточке в последовательности построения. Бег осуществлять быстро, детали ставить аккуратно, чтобы постройка не развалилась; возвратившись в команду, передать эстафету следующему игроку.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цели: развивать внимание, память, связную речь, ловкость движений; поддерживать интерес детей к совместным играм, обращая внимание на дружеские занятия- увлечения; закреплять понятия «вчера», «завтра» в играх с мячом.

Материалы: мяч

Содержание: детям предлагают, сидя в кругу (перебрасывая мяч любому ребенку), помочь другу продолжить фразу, называя предлагаемое действие- занятие друга: «Сегодня я…»; «Вчера я…»; «Завтра я…».

Движение: дети, сидя в кругу, перебрасывают мяч друг другу и ловят его.

Правила: напомнить детям, что бросок и ловля мяча осуществляются двумя руками, стараясь не уронить мяч и не отбирая его у товарища. Побуждать детей вспоминать любимые занятия друг друга, продолжая фразы.

Игра «Передай игрушку»

Цели: развивать внимание, память, быстроту движений и логику мышления; совершенствовать навыки счета; упражнять детей в ориентировке во времени при выполнении упражнений на скорость по секундомеру.

Материалы: игрушки, корзины для раскладывания игрушек.

Содержание: гном-часовщик очень любит порядок и ценит время, поэтому он предлагает детям быстро выполнить следующее задание: разделиться на две команды по сигналу и, встав друг за другом, навести порядок в групповой комнате- передавать разбросанные на полу игрушки над головой друг другу и складывать их в корзину. Измерение времени будет осуществляться песочными часами, в которых песок пересыпается за 1 минуту. По окончании времени педагог останавливает игру словами: «Минута прошла!». Все дети в команде считают количество игрушек, переданное ими за это время.

Вопросы: Сколько передали игрушек за минуту? Изобразите это с помощью знаков сравнения на мольберте. Какая команда уложилась во времени?

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: надо передавать игрушку над головой, не поворачиваясь к стоящему сзади товарищу, останавливаясь на сигнал - команду. Вспомнить с детьми правило счета хаотично расположенных предметов. Побуждать их делать выводы о времени и количестве преданных игрушек, выражая их фразами: «Первая команда за 1 минуту передала 10 игрушек, вторая – 8 игрушек, 10>8 – значит, выиграла первая команда».

Игра «Сварим кашу»

Цели: развивать внимание, память, логику мышлении (сообразительность), навыки контроля; учить сравнивать объем сыпучих тел, познакомить со способами измерения объема, показать, что объем не зависит от размера емкости.

Материалы: пакеты с кашей, мерный стакан, кастрюля.

Содержание: детям предлагают сначала определить на глаз количество каши «Здоровье» в двух разных пакетах (большом и маленьком), а затем предложить свой вариант сравнения количества.

Первый вариант- пересыпать кашу в одинаковые емкости.

Вывод: определение количества сыпучего вещества не дает точного результата.

Второй вариант- взвесить их.

Вывод: масса вещества зависит от его размера.

Далее педагог, показывая детям оба способа сравнения, знакомит их с весами и условными мерками, предлагая свой вариант определения количества каши.

Дети в командах распределяют и отмеряют нужное количество каши в игре. В соревновании отмеряют условной меркой- ложкой (стаканом)- кашу из пакета по очереди, пробегая, высыпают ее в кастрюлю, передавая дальше эстафету.

Педагог подводит итоги эстафеты, называя выигравшую команду, а затем все вместе сравнивают количество каши в кастрюле, отвечая на вопрос:

-Почему одна из команд быстрее справилась с заданием?

Сравнивать вес сыпучих тел можно, используя только одинаковые условные мерки.

Правила: обратить внимание детей на то, что бег необходимо осуществлять мелкими быстрыми шажками, чтобы не рассыпать содержимое. Привести детей к пониманию, что при сравнении содержимого отмерять его количество необходимо одинаковыми условными мерками. Побуждать детей вспомнить, какими способами можно измерить сыпучие вещества, предлагать свои варианты решения проблемы разными способами.

 

Игра «Найди свой вагон»

Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+», обозначающими это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос: какой по счету? Показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается число, то есть последующее.

Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов.

Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2+1; 3+1; 4+1; кроме 1+1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в «Страну знаний». Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами (вагоны), выложенные в ряд на полу, и, решив пример, найти номер вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, надо назвать его номер, проверить правильность решения примера, понять, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет. Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира?

Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселый счет к празднику» Формирование элементарных математических представлений в процессе игры у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Ребятишки всегда рады праздникам, с удовольствием учат стихи, песни, с нетерпением ждут наступления утренника. Чтобы подчеркнуть важность и торжественность наступающего праздника, на всех занятиях в т...

Мастер- класс на тему: Создание дидактической игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки-еда должна быть правильной»

Дидактическое пособие,в помощь педагогу в работе с дошкольниками.Закрепить знание у детей о полезной и вредной еде играючи....

Мастер- класс на тему: Создание дидактической игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки-еда должна быть правильной»

Дидактическое пособие,в помощь педагогу в работе с дошкольниками.Закрепить знание у детей о полезной и вредной еде играючи....

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста " Кубик эмоций"

Цель: формирование связной речи,  расширение и закрепление знаний о временах года, развитие способности различать свое эмоциональное состояние.Актуальность: на сегодняшний день актуальна не тольк...

Книга из фетра «Поварёнок Ешка» Дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста

АннотацияВ статье представлена дидактическая игра для детей среднего и  старшего дошкольного возраста «Поварёнок Ешка». Материал направлен на формирование лексико – грамматическ...