«Обучение ребёнка дошкольного возраста с Синдромом Дауна навыкам одевания»
статья по коррекционной педагогике

Елагина Людмила Павловна

Инклюзивная практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rebyonka_doshkolnogo_vozrasta1.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обучение ребёнка дошкольного возраста

с Синдромом Дауна навыкам одевания»

                                                                           

         В современное время все большую популярность приобретает инклюзивное воспитание и обучение, которое предусматривает совместное пребывание в социуме здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

И в нашей группе компенсирующей направленности  обучается ребёнок с Синдром Дауна. Ребёнок имеет характерные для данной патологии  симптомы. В первую очередь, это интеллектуальная недостаточность и выраженные особенности физического развития.

Учитывая эти факторы, для ребёнка с Синдром Дауна первоочередной задачей становится развития его самостоятельности через обучение навыкам самообслуживания.

Мальчик  уже успешно справляется со многими навыками самообслуживания: самостоятельно принимает пищу, посещает туалет,  умеет умываться, убирает за собой игрушки.

Но процесс одевания для ребёнка является сложным процессом из-за таких его физических особенностей: укороченные конечности, мышечная слабость, гиперподвижность суставов, слабость связочного аппарата, широкие и короткие ладони из-за укорочения средних фаланг пальцев, короткие пальцы, искривленный мизинец.

Кроме того у него замедленный темп деятельности, низкий уровень саморегуляции, слуховая память недостаточно развита, ребёнок испытывает трудности в восприятии инструкций.

Таким образом, целью нашей практики является, создание условий для успешного формирования навыков самостоятельного одевания у ребёнка дошкольного возраста с Синдромом Дауна.

Для решения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

- разработать приёмы, способствующие запоминанию последовательности одевания одежды;

- обучить ребёнка одеванию различных элементов одежды;

- развивать желание ребёнка самостоятельно осуществлять процесс одевания.

На первом этапе практики, мы наблюдали за мальчиком в процессе одевания, выяснили, какие у ребёнка есть навыки на данный момент. Мальчик не стремился к проявлению самостоятельности и сам практически не одевался,  не имел навыков одевания элементов одежды, только брал в руки и начинал хныкать, просить взрослого его одеть, а также не знал последовательности одевания, мог сначала взять куртку, а потом кофту и т.д.

Ребенок для освоения навыков одевания имеет необходимые возможности:

- наблюдательность, даёт потенциал  ребёнку  учиться на примере взрослых и сверстников;

- зрительное восприятие, позволяет  ему  находить сходство между предметом и его изображением;

- справляется с решением простых одношаговых задач, получает от этого большое удовольствие;

- подражает и проявляет старательность.

На втором этапе практики нами были разработаны приёмы, облегчающие мальчику процесс одевания и запоминания его последовательности, а так же стимулирующие его самостоятельность в этом процессе.

- Прежде всего, для него было организованно место для одевания, это лавочка по высоте соответствующая его росту. Кроме того, лавочка в отличие от стульчика имеет большую площадь сидения, что даёт возможность более комфортному положению на ней ребёнка и ощущению безопасности.

- Использование физической помощи ребёнку взрослым, приём «рука в руке». Это уверенное и даже жёсткое управление руками ребёнка,  при этом рука взрослого находится поверх руки малыша и ведёт её. Сам взрослый находился за спиной или сбоку ребёнка, чтобы создать иллюзию самостоятельного выполнения действий.

-  При обучении каждого конкретного навыка одевания одежды, мы максимально облегчали ребёнку первые шаги по его освоению. Учили надевать носки  на примере маминых и папиных шерстяных носков – больших по размеру и более удобных по структуре и форме, надевать сначала короткие шорты и трусы, футболки и кофты с короткими рукавами, так как длина брюк, длинные рукава являются фактором, осложняющим освоение навыка,  и т.д.    Общее правило состояло в том, чтобы учить ребёнка навыкам одевания  на самом простом материале (крупном, удобном, безопасном). В подборе удобной одежды нам помогали родители, прислушивались к нашим просьбам, следовали нашим советам.

 - Составили алгоритм одевания. Сначала мы наклеивали на лавочку картинки с предметами одежды в определенной последовательности,  рядом с картинками размещали соответствующий элемент одежды.

- После усвоения данного алгоритма, картинки разместили на стене, а одежду мальчик выкладывает на лавочку в обратной последовательности, размещая следующий элемент поверх предыдущего. Тем самым начиная одеваться,  ребёнок берёт каждый следующий элемент сверху всех остальных. Если мальчик начинал  путаться в последовательности выкладывания одежды, мы обращали его внимание на алгоритм, размещённый на стене рядом с лавочкой.

- Для стимулирования самостоятельности в процессе одевания необходимо  не торопить ребенка, дать ему больше время для выполнения одевания, так как у него собственный темп деятельности. В процессе одевания много говорили, поддерживали его старания положительными эмоциями. Использовали разного рода поощрения и похвалу, чтобы в случае неудачи не спровоцировать отказ от дальнейших попыток освоения действий. Продвигаться в обучении следует медленно и маленькими шажками, начиная с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребёнком, и переходить к следующему действию лишь тогда, когда ребёнок к этому готов. А так же надо проявлять терпение и не делать за ребёнка уже освоенные им действия, так как это собьёт его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда.

На данном этапе реализации практики получили следующие результаты: разработанный алгоритм способствовал запоминанию одевания одежды в определенной последовательности; ребенок овладел приёмами одевания различных элементов одежды; привито  желание ребёнка самостоятельно одеваться.

Таким образом, воспитание навыков самостоятельности у детей с синдромом Дауна – процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей.

Единство требований взрослых (педагогов и родителей)  - важный элемент учебно – воспитательного процесса в целом, и особенно при обучении бытовым навыкам и самостоятельности.

Список литературы:

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. 2009.

Зигфрид М. Пушел. Человек с синдромом Дауна. Москва 1998.

Зимина Лариса. Солнечные дети с синдромом Дауна: Эксмо, 2010.

Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. Изд. 4-е. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2015.

Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Интернет – ресурсы:  

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/10/osobennosti-vospitaniya-elementov-samostoyatelnosti

- https://azbyka.ru/zdorovie/solnechnye-deti-s-sindromom-dauna-larisa-zimina


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние специфики эмоциональной сферы на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Всероссийская научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» Россия, г. Ставрополь, 5 декабря 2014 г. ...

Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, гор. Сумы, СумДПУ, 16.04.2015г....

Развитие речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

В статье раскрывается вопрос развития речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна....

Социально-бытовая работа с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна

В презентации представлены основные моменты социально-бытовой работы с детьми с синдромом Дауна. Определены цель, задачи, трудности социальной адаптации....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с синдромом Дауна  по формированию речевой деятельности....

"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....